MENU
Главная » 2020 » Ноябрь » 13 » Информационное сообщение «Жизнь и судьба протопопа Аввакума»
09:05
Информационное сообщение «Жизнь и судьба протопопа Аввакума»

Протопоп Аввакум Петров родился в 1620 (или 1621) году в семье священника в селе Григорово Нижегородской губернии. Отец его рано умер. Мать была  истово верующей  и воспитывала детей очень строго, согласно требованиям православной веры. Она подобрала сыну невесту, и он, не посмев ослушаться матери, женился в 17 лет на 14-летней бедной сироте Анастасии.  Выбор оказался удачным. Со своей женой Аввакум прожил в согласии до самой смерти. Она  была верной, соратницей и помощницей во всех его делах. У них родились 5 сыновей и 3 дочери. Аввакум отличался очень неуживчивым характером, был принципиальным и бескомпромиссным в вопросах веры.

В 22 года молодой диакон переехал в село Лопатищи. В 1644 году был рукоположен в священники. Три года служил в местном храме, дослужился до чина протопопа. Но не смог смириться с преследованиями своего руководителя и переехал в Москву, стал служить в Казанском соборе.  Это случилось в 1651 году. В Москве он нашёл своих единомышленников по вопросам веры и вступил в Кружок ревнителей благочестия. Встретился там с царём Алексеем Михайловичем. Члены кружка пытались реформировать церковную и светскую жизнь в России потому, что их возмущало то, что в церкви и в обществе многие жили не по православным обычаям, нарушая христианские законы.

По долгу службы Аввакум занимался исправлением богослужебных книг по распоряжению патриарха Иосифа для печатания их в Московском печатном дворе.  После смерти Иосифа новый патриарх Никон возглавил эту работу.

Многие российские священники не знали греческого языка, в том числе и Аввакум, который из-за этого был отстранён.  Для работы были приглашены греческие монахи, что вызвало возмущение среди приверженцев  старой веры. Возглавил  несогласных протопоп Аввакум. Они подозревали греков в посягательстве на чистоту древней православной веры. За активную протестную деятельность он был наказан. В 1653 году протопоп был заключён в подвал Андроньевского монастыря. Затем вместе с семьёй был сослан в Тобольск и далее в Енисейск.

Шесть лет Аввакум провёл в Сибири, добравшись до Нерчинска и Амура. И так как он не оставил своей протестной деятельности против ереси патриарха Никона, был неоднократно наказан. От голода и нужды умерли двое детей. Его сторонники  протестовали против церковной реформы патриарха Никона. За это Собор в 1656 году проклял всех неповинующихся изменениям. Аввакум пытался донести суть своего протеста царю Алексею Михайловичу, писал ему челобитные.  Никон и царь в это время были друзьями, и письма не имели никакого действия. Неоднократные избиения, голод, пытки жаждой не повлияли на взгляды опального священника.

Суть реформы патриарха Никона была в изменениях ритуальной стороны богослужений. Например, крестное знамение нужно было производить тремя перстами (пальцами), а не двумя, как было раньше. Кроме этого, во время молитвы восклицание «Алилуйя!»  нужно было провозглашать трижды.  Имя  Исус было исправлено в Иисус. Ход течения богослужений был изменён.  Некоторые песнопения и действия были удалены.  Хождение на крестных ходах установлено против Солнца. Эти и другие новые обычаи противоречили постулатам старой православной веры. Против реформ протестовали многие священники и верующие. По всей России находились люди, которые открыто выражали своё несогласие. Они устраивали самосожжения, проклиная ересь Никона. Уходили в глухие леса, скрываясь от преследований власти. Многих людей, поддерживающих Аввакума и проклинающих греховное троеперстие, жестоко наказывали, вплоть до смертной казни (пример боярыни Морозовой).

В 1658 году царь Алексей поссорился с патриархом Никоном, который мечтал возвысить свою власть над царской.  В  1661 году Аввакуму было разрешено вернуться в Москву. Два года шло возвращение. За это время царь настолько разошёлся во взглядах с Никоном, что того даже судили и сослали в далёкие земли, в северный Ферапонтов монастырь.  Алексей Михайлович приблизил к себе Аввакума и предложил стать своим духовником. Но лидер староверов продолжал выступать против реформ, и за свою дерзость снова был сослан в Архангельскую губернию, затем за полярный круг в городок Пустозёрск. Там его отлучили от церкви, лишили сана, заставили  жить вместе с семьёй в крайней нужде. Но  испытания  не сломили бунтаря, ведь он был воспитан настоящим аскетом, никогда не окружал себя и свою семью достатком и комфортом.

Его  приверженцев – Лазаря, Фёдора Иванова и Епифания –  развезли по разным монастырям на северной земле. К ним приходило много паломников, желающих пообщаться с опальными староверами. Они распространяли по Руси писания Аввакума, которые порождали протесты против реформы Никона. 15 лет Аввакум прожил в землянке, но без дела не сидел. Он написал около 70 произведений. Одно из них, свою биографию, он назвал «Житие протопопа Аввакума». Эта книга стала довольно известной среди его  современников и потомков не только в России, но и за её пределами. Алексея Михайловича сменил его сын Фёдор Алексеевич. Аввакум, узнав об этом, дерзнул написать челобитную новому правителю. В ней он пугал молодого царя божьим наказанием за грехи отца, при котором была произведена церковная реформа. За это дерзкое послание глава староверов был обвинён в «великой хуле на царский дом» и  приговорён к казни. Его вместе с тремя узниками сожгли в деревянном срубе.

Литература:

  1. Дегтярёв, А. Я. Церковный раскол // Трудный век Российского царства : научно-художественное издание / Александр Дегтярёв. – Ленинград , 1988. – С. 197.
  2. Петров, Аввакум. Житие протопопа Аввакума // Древнерусская литература : книга для чтения 5-9 класс. – Москва, 1993. – С. 254.
  3. Рыжов, К. К. Патриарх Никон // 100 великих россиян / Константин Рыжов. – Москва, 2000. – С. 183.
  4. Соловьёв, В. М. Аввакум // История России для детей и взрослых / Владимир Соловьёв. – Москва, 2016. –  С. 158.

https://rusidea.org/25042705

https://rusidea.org/25042705

Фото взято из общедоступных источников в сети Интернет.

 

Информационное сообщение подготовила
главный библиограф Центральной детской библиотеки
Канарейко Елена Михайловна.

Просмотров: 650 | Добавил: lesgusly | Рейтинг: 3.7/7
МБУК Краеведческий музей Карта сайта
Контакты
Сообщить об ошибке
Вакансии
Мобильная версия сайта

Вверх