09:05 Информационное сообщение «Жизнь и судьба протопопа Аввакума» | |
Протопоп Аввакум Петров родился в 1620 (или 1621) году в семье священника в селе Григорово Нижегородской губернии. Отец его рано умер. Мать была истово верующей и воспитывала детей очень строго, согласно требованиям православной веры. Она подобрала сыну невесту, и он, не посмев ослушаться матери, женился в 17 лет на 14-летней бедной сироте Анастасии. Выбор оказался удачным. Со своей женой Аввакум прожил в согласии до самой смерти. Она была верной, соратницей и помощницей во всех его делах. У них родились 5 сыновей и 3 дочери. Аввакум отличался очень неуживчивым характером, был принципиальным и бескомпромиссным в вопросах веры. В 22 года молодой диакон переехал в село Лопатищи. В 1644 году был рукоположен в священники. Три года служил в местном храме, дослужился до чина протопопа. Но не смог смириться с преследованиями своего руководителя и переехал в Москву, стал служить в Казанском соборе. Это случилось в 1651 году. В Москве он нашёл своих единомышленников по вопросам веры и вступил в Кружок ревнителей благочестия. Встретился там с царём Алексеем Михайловичем. Члены кружка пытались реформировать церковную и светскую жизнь в России потому, что их возмущало то, что в церкви и в обществе многие жили не по православным обычаям, нарушая христианские законы. По долгу службы Аввакум занимался исправлением богослужебных книг по распоряжению патриарха Иосифа для печатания их в Московском печатном дворе. После смерти Иосифа новый патриарх Никон возглавил эту работу. Многие российские священники не знали греческого языка, в том числе и Аввакум, который из-за этого был отстранён. Для работы были приглашены греческие монахи, что вызвало возмущение среди приверженцев старой веры. Возглавил несогласных протопоп Аввакум. Они подозревали греков в посягательстве на чистоту древней православной веры. За активную протестную деятельность он был наказан. В 1653 году протопоп был заключён в подвал Андроньевского монастыря. Затем вместе с семьёй был сослан в Тобольск и далее в Енисейск. Шесть лет Аввакум провёл в Сибири, добравшись до Нерчинска и Амура. И так как он не оставил своей протестной деятельности против ереси патриарха Никона, был неоднократно наказан. От голода и нужды умерли двое детей. Его сторонники протестовали против церковной реформы патриарха Никона. За это Собор в 1656 году проклял всех неповинующихся изменениям. Аввакум пытался донести суть своего протеста царю Алексею Михайловичу, писал ему челобитные. Никон и царь в это время были друзьями, и письма не имели никакого действия. Неоднократные избиения, голод, пытки жаждой не повлияли на взгляды опального священника. Суть реформы патриарха Никона была в изменениях ритуальной стороны богослужений. Например, крестное знамение нужно было производить тремя перстами (пальцами), а не двумя, как было раньше. Кроме этого, во время молитвы восклицание «Алилуйя!» нужно было провозглашать трижды. Имя Исус было исправлено в Иисус. Ход течения богослужений был изменён. Некоторые песнопения и действия были удалены. Хождение на крестных ходах установлено против Солнца. Эти и другие новые обычаи противоречили постулатам старой православной веры. Против реформ протестовали многие священники и верующие. По всей России находились люди, которые открыто выражали своё несогласие. Они устраивали самосожжения, проклиная ересь Никона. Уходили в глухие леса, скрываясь от преследований власти. Многих людей, поддерживающих Аввакума и проклинающих греховное троеперстие, жестоко наказывали, вплоть до смертной казни (пример боярыни Морозовой). В 1658 году царь Алексей поссорился с патриархом Никоном, который мечтал возвысить свою власть над царской. В 1661 году Аввакуму было разрешено вернуться в Москву. Два года шло возвращение. За это время царь настолько разошёлся во взглядах с Никоном, что того даже судили и сослали в далёкие земли, в северный Ферапонтов монастырь. Алексей Михайлович приблизил к себе Аввакума и предложил стать своим духовником. Но лидер староверов продолжал выступать против реформ, и за свою дерзость снова был сослан в Архангельскую губернию, затем за полярный круг в городок Пустозёрск. Там его отлучили от церкви, лишили сана, заставили жить вместе с семьёй в крайней нужде. Но испытания не сломили бунтаря, ведь он был воспитан настоящим аскетом, никогда не окружал себя и свою семью достатком и комфортом. Его приверженцев – Лазаря, Фёдора Иванова и Епифания – развезли по разным монастырям на северной земле. К ним приходило много паломников, желающих пообщаться с опальными староверами. Они распространяли по Руси писания Аввакума, которые порождали протесты против реформы Никона. 15 лет Аввакум прожил в землянке, но без дела не сидел. Он написал около 70 произведений. Одно из них, свою биографию, он назвал «Житие протопопа Аввакума». Эта книга стала довольно известной среди его современников и потомков не только в России, но и за её пределами. Алексея Михайловича сменил его сын Фёдор Алексеевич. Аввакум, узнав об этом, дерзнул написать челобитную новому правителю. В ней он пугал молодого царя божьим наказанием за грехи отца, при котором была произведена церковная реформа. За это дерзкое послание глава староверов был обвинён в «великой хуле на царский дом» и приговорён к казни. Его вместе с тремя узниками сожгли в деревянном срубе. Литература:
Фото взято из общедоступных источников в сети Интернет.
Информационное сообщение подготовила | |
|