MENU
Главная » 2021 » Октябрь » 11 » «Друзья мои, прекрасен наш союз!» – к 210-летию Царскосельского лицея
16:39
«Друзья мои, прекрасен наш союз!» – к 210-летию Царскосельского лицея

«Вы помните: когда возник Лицей,

Как царь для нас открыл чертог царицын.

И мы пришли. И встретил нас Куницын

Приветствием меж царственных гостей».

А. С. Пушкин, «Была пора: наш праздник молодой» (1836)

 

19 (31 по новому стилю) октября 1811 года император Александр I с семьёй, высшие сановники и другие важные персоны прибыли к Великокняжескому флигелю Екатерининского дворца на торжественное открытие нового учебного заведения – Императорского Царскосельского лицея. Это закрытое учебное заведение для дворянского «юношества, особенно предназначеннаго к важным частям службы государственной» ещё не имело аналогов в России.

Несмотря на предшествующее напряжение, неприятие и критику со стороны некоторых политических деятелей, Лицей был открыт, а его программа по указу императора Александра I была ориентирована на подготовку высших государственных чинов. И хотя Лицей воспитал целую плеяду великих людей, прославивших его стены, – декабриста Вильгельма Кюхельбекера, поэта Антона Дельвига, канцлера Российской империи Александра Горчакова, писателя Михаила Салтыкова-Щедрина, в первую очередь всеми вспоминается самый известный его выпускник, поэт Александр Сергеевич Пушкин, начавший писать стихи ещё лицеистом. «Друзья мои, прекрасен наш союз!», – эти слова стали девизом всех учащихся Царскосельского лицея.

Идея создать привилегированное, кардинально отличающееся от других высшее учебное заведение принадлежала министру народного просвещения Алексею Кирилловичу Разумовскому и министру юстиции Михаилу Михайловичу Сперанскому. Именно Сперанскому принадлежит авторство учебной программы Лицея, составленной ещё в 1808 году. А «Постановление о Лицее», утверждённое императором в 1810 г., приравняло Лицей к существующим на тот момент российским университетам. Этот документ содержал полный список требований к поступающим юношам: возраст от 10 до 12 лет, умение показать свои знания, наличие высокой нравственности, физическое здоровье, а также обязательное предоставление свидетельства о дворянстве.

Всего в Лицее предстояло обучаться 6 лет, делящихся на два курса, каждый из которых включал в себя 3 года. Воспитанникам предоставлялся полный пансион, и покидать пределы Лицея во время учебного года им категорически запрещалось. Распорядок дня был суров, а его соблюдение было обязательным для всех лицеистов, за этим строго следили как директор, так и преподаватели. В педагогическом составе были семь профессоров – представителей не только российского, но и европейского образования, два адъюнкта, священник и шесть учителей изящных искусств и гимнастики. Интересный факт – родной брат Жана-Поля Марата (знаменитого революционера Франции), профессор Давид де Будри преподавал в Лицее французский язык.

Первый курс назывался «начальным». Согласно учебному плану Лицея, за три года воспитанникам предстояло изучить: «языки (российский, латинский, французский и немецкий), науки нравственные (закон Божий, философия и основы логики), науки математические и физические (арифметика, геометрия, тригонометрия, алгебра и физика), науки исторические (история российская, история иностранная, география и хронология), первоначальные основания изящных письмян (избранные места из лучших писателей и правила риторики), изящные искусства и гимнастические упражнения (рисование, чистописание, танцы, фехтование, верховая езда, плавание)».

Второй курс назывался «окончательным» и включал в себя изучение наук нравственных, физических, математических, исторических, словесности, изящных искусств и гимнастических упражнений. В течение всего курса лицеисты знакомились с гражданской архитектурой, а те, кто готовился к военной карьере, дополнительно изучали оружие, тактику, стратегию и историю войн, военную топографию и черчение планов.

Основным принципом обучения был призыв «…не затемнять ум детей пространными изъяснениями; но возбуждать собственное его действие». 

Привычка самостоятельно мыслить, уважать чувство собственного достоинства воспитывалась в учениках как часть частью характера. Особым пунктом устава Лицея был полный запрет на телесные наказания. Это выгодно отличало Лицей от частных пансионов и военных школ. Правила внутреннего распорядка гласили: «Все воспитанники равны, как дети одного отца и семейства, а потому, никто не может презирать других или гордиться перед прочими чем бы то ни было. Если кто замечен будет в сем пороке, тот занимает самое нижнее место по поведению, пока не исправится. Воспитанники должны жить между собою мирно и дружелюбно. Никто не должен обижать другого каким бы то ни было образом, словом или делом».

А распорядок в Лицее был почти армейский. В 6 часов утра подъём, за ним обязательная утренняя молитва.Следом повтор заданий на день. Каждый будний день с 1 августа по 1 июля с 8 часов уроки в классах, с перерывом на завтрак, обед и прогулки в парке.Последние уроки проходили с 15 до 17 часов. Затем следовали отдых, полдник, прогулка, игры и гимнастические упражнения. После ужина, повторения уроков и вечерней молитвы, в 22 часа, все воспитанники ложились спать. Времени для праздного шатания у лицеистов не было, за эти шесть лет они должны были усвоить как школьную программу, так и полный университетский курс. Такой подход к образованию не находил понимания во многих кругах, так как 6 лет казались малым сроком для получения глубоких знаний.Но первый директор Лицея В.Ф. Малиновский, как человек широко образованный, придерживался совсем другого мнения. Он считал, что строгость и дисциплина принесут ожидаемые плоды. При этом он и педагоги проводили много времени с учениками, лично устраивали для них чтения, прогулки, принимали у себя в домах. Эта духовная близость очень помогла всем пережить события войны 1812 года.

Располагался Лицей во флигеле Екатерининского дворца, перестроенном в 1811г. архитектором В. Стасовым под нужды учебного заведения.

Хозяйственное управление, а также квартиры директора, педагогов, гувернёров и чиновников,служащих при Лицее, находились на первом этаже. На втором были столовая, больница с аптекой и Малый конференц-зал с канцелярией. На третьем – классы (два с кафедрами, один для занятий воспитанников после лекций), физический кабинет. На этом же этаже, в арке, соединяющей флигель с дворцом, находилась библиотека. На третьем же этаже располагался и актовый зал, в котором пятнадцатилетний Пушкин читал на публичном экзамене свои «Воспоминания в Царском Селе» перед Державиным.

Четвертый этаж занимали дортуары – комнаты воспитанников – «кельи», маленькие и узкие. Несмотря на аскетичность, быт был тщательно обставлен – конторка, комод, железная кровать, стол для умывания, зеркало. В каждой «келье» жил только один воспитанник. В комнате № 14 проживал самый известный выпускник Лицея – Пушкин. Свои письма к бывшим одноклассникам он, даже став прославленным поэтом, подписывал – «№ 14».

Своих первых выпускников лицей провожал в июне 1817 года. Их называли «чугунники»– за кольца в виде соединённых рук, отлитые из разбитого после выпуска чугунного колокола.

В Царском селе Лицей просуществовал 33 года и выпустил 286 человек, прославивших свою Альма-матер и в политике, и в гражданской службе, и в военном деле.Но более всего мы знаем сейчас выпускников 1817 г. – А.С. Пушкина, А.А. Дельвига, А.М. Горчакова, декабристов В.К. Кюхельбекера, И.И. Пущина и других.

«Невидимо склоняясь и хладея,

Мы близимся к началу своему…

Кому ж из нас под старость день Лицея

Торжествовать придется одному?» – задавался вопросом Пушкин в стихотворении «19 октября», написанном в 1825 году.

День открытия Лицея первые лицеисты объявили своим праздником и постановили отмечать его ежегодно. Последним лицеистом знаменитого первого выпуска оказался Александр Горчаков, скончавшийся в 1883 году.

В 1843 г. Николай I подписал указ «О введении Царскосельского лицея в общее устройство гражданских учебных заведений». Царскосельский лицей был переведён в Петербург и переименован в Императорский Александровский лицей.

Источники:

  1. Грот, К.Я. Пушкинский Лицей : [1811 – 1817] / К.Я. Грот. – Санкт-Петербург Академический проект, 1998. – 509, [3] с. – 21 см.
  2. Карякин, Ю. Ф. Пушкин. От Лицея… до Второй речки / Юрий Карякин ; [сост. И. Зорина ; рис. А. С. Пушкина]. – Москва : Радуга, 2009. –159, [1] с. : ил. ; 17 см.
  3. Императорский Царскосельский лицей // Парки Царского села и окрестностей : [официальный сайт]. – дата обращения 10.10.2021 г.
  4. Молчанова М. Русский Итон: система образования в Царскосельском лицее // «Дилетант» – культурно-просветительское СМИ : [официальный сайт]. – дата обращения 10.10.2021 г.
  5. Полякова Ю. Царскосельский лицей // «Город Пушкин. ИНФО» – независимый информационный портал Пушкинского района Санкт-Петербурга : [официальный сайт]. – дата обращения 10.10.2021 г.

Подготовила Татьяна Кудрявцева,
библиотекарь 2-й категории
библиотеки-филиала № 1

 

 

Просмотров: 2795 | Добавил: lesgusly | Рейтинг: 5.0/22
МБУК Краеведческий музей Карта сайта
Контакты
Сообщить об ошибке
Вакансии
Мобильная версия сайта

Вверх