MENU
Главная » 2021 » Июнь » 10 » Хочу всё знать. Выпуск 3
09:19
Хочу всё знать. Выпуск 3

Российская наука: люди и открытия 

В России, вопреки расхожему мнению, достаточно гениальных ученых и изобретателей, которые внесли существенный вклад в развитие всемирного прогресса. Мы можем гордиться, что именно русские ученые дали возможность смотреть цветные фильмы, прыгать с парашютом, делать цветные фотографии. Они подарили миру много замечательных изобретений, которыми пользуются по сей день.

 

Цветная фотография

В 1861 году появились первые фотографии в цвете, они представляли собой одновременную проекцию трех цветов: синего, красного и зеленого. Качество снимков было неважное, цвет постоянно смещался в один из трех спектров.  Наш соотечественник химик Сергей Прокудин-Горский смог  добиться естественной цветопередачи. Он обучался у лучших мастеров и ученых России, Германии и Франции.  В 1905 году фотограф получил патент на личный сенсибилизатор, который  помогает в производстве цветных диапозитивов и в проектировании цветных фильмов. И уже в 1908 году С. Прокудин-Горский получал фото исключительного качества, вызвавшие большой резонанс в мире фотографии. Он снимал все: храмы, заводы, пейзажи, крестьян, царей, писателей, создав тем самым уникальную коллекцию цветной России.

 

Электромобиль

В конце XIX века по всей планете начали делать электромобили. Интерес в то время был вызван тем, что города были намного меньше по площади, чем сейчас, и проехать шестьдесят километров на одной зарядке было очень удобно. В нашей стране самым известным русским изобретателем электрического транспорта был инженер Ипполит Романов, который разработал несколько видов электромобилей, а также аккумуляторы и электрический мотор. Предприниматель Петр Фрезе заинтересовался проектом Романова, и вскоре на фабрике были уже собраны первые  копии английского кэба. Сначала машины были рассчитаны на перевозку четырех человек. А в 1899 году учёный сконструировал электрический омнибус вместимостью пятнадцать человек. Спереди располагались приборы управления транспортом и место для водителя, а сзади – для кондуктора. Пассажиры заходили через двери задней площадки и располагались на скамейках, размещенных вдоль боковых стен. Проезжая по столичным улицам, это электрическое чудо вызывало удивление и восторг абсолютно у всех прохожих. Чиновники дали добро на запуск регулярного движения таких экипажей. Однако финансировать дальнейшую разработку этих транспортных средств они отказались. Поэтому электрический омнибус, вызвавший огромный интерес у других изобретателей, так и остался в истории, как изобретение, которое убили муниципальные бюрократы.

 

Видеомагнитофон

Инновации в области видеозаписи, теле- и радиовещания были внедрены электроинженером  Александром Понятовым. После поражения белогвардейцев, за которых он воевал в Гражданскую войну, ему пришлось эмигрировать в Китай. Во время Второй мировой войны уже в Америке Александр Понятов создал свою компанию «Ampex», которая выпускала электромоторы, а также генераторы для военных радаров.
 После окончания войны он начинает работать над созданием видеомагнитофона. Ранее попытки  были у других ученых, но записи требовали огромного количества ленты из-за того, что видеосигнал занимал полосу в пятьсот раз шире, нежели звук. Понятову удалось разработать поперечно-строчный метод магнитной видеозаписи. Конечно, первый видеомагнитофон выглядел, как огромная махина. И цена его тоже была космической –пятьдесят тысяч долларов!  Но фурор на телевидении был произведен. И уже осенью 1956 года выпуск новостей впервые запустили в записи, а не в прямом эфире. В 1962 году, несмотря на огромную цену, была продана первая тысяча таких видеомагнитофонов. Основными потребителями были американские кинотеатры и  некоторые телеканалы. За вклад в развитие киноиндустрии Александр Понятов получил самые престижные награды Америки – «Emmy» и «Oscar». Но он никогда не забывал о своих русских корнях и чтил традиции. Возле своих офисов всегда высаживал берёзы в память о своей далёкой родине.

 

Парашют

Саму идею создания парашюта придумал Леонардо да Винчи, но конструкция была ужасно неудобна. И эту проблему смог решить русский изобретатель, инженер, ученый –Глеб Котельников, родившийся в Санкт-Петербурге в 1872 году. Однажды на показательных полетах он увидел, как самолет развалился в воздухе, не выдержав сильной высоты. Знаменитый пилот Лев Мациевич погиб. Глеб решил придумать, как можно спасать авиаторов от ужасной гибели. И буквально через десять месяцев он выполнил свое обещание. Его парашют содержал ряд новшеств: инженер заменил ткань на шелк и спрятал парашют круглой формы в металлический ранец с пружинами. В нужный момент пилот дергал за кольцо, крышка ранца открывалась и выбрасывала с помощью пружин «спасательный купол» наружу. Эту конструкцию до сих пор применяют по всему миру.
Еще один интересный факт. Чтобы усовершенствовать парашют, Котельников испытывал его во время движения автомобиля. При раскрытии купола машина резко тормозила. Так появился тормозной парашют, которым начали пользоваться в случае аварий самолетов.

 

Цветное телевидение  

«Отцом телевидения» называют великого русского инженера Владимира Зворыкина. Родился он в богатой купеческой семье в 1888 году в городе Муром. Во время учебы в институте Санкт-Петербурга, Владимир знакомится с профессором Борисом Розингом и с тех пор телевидение становится делом всей его жизни. Семья не испытывала нехватки денег, и Зворыкин мог стажироваться даже в Париже. Но в 1918 году его налаженная жизнь рухнула, он эмигрирует в Америку, где пришлось все начинать с нуля. В начале 30-х годов ученый сконструировал принимающую трубку – кинескоп  и запатентовал передающую телевизионную трубку – иконоскоп. А уже в 40-е годы сумел разбить световой луч на красный, синий и зеленый цвета, вследствие чего и получилось цветное телевидение. Но это было не единственное его изобретение. Он удивлял своими новыми решениями и находками, даже находясь на пенсии. Владимир Зворыкин создал электронный микроскоп, приборы ночного видения, дистанционного управления, медицинскую электронику и многие другие вещи, которыми сейчас пользуются во всем мире.

 

Самолёт и вертолет

Игорь Сикорский – выдающийся ученый, бесстрашный пилот и создатель целого ряда летательных аппаратов. В 1908 году, будучи студентом, он приступил к созданию своего вертолёта. Но, ни первая, ни вторая  попытки не увенчались успехом. И дело было не в ошибках авиаконструктора, а в отсутствии двигателя нужного веса и, главное, мощности.

Только в 1914 году в воздух поднялся его четырехмоторный самолет «Илья Муромец». На борту было шестнадцать пассажиров – абсолютный рекорд для того времени. Первый полёт на «Муромце» совершил  сам Игорь Сикорский, пролетев от Санкт-Петербурга до Киева и обратно, установив мировой рекорд. Кстати, в Первой мировой войне эти самолеты были первыми в мире тяжелыми бомбардировщиками. Последним изобретением Сикорского стал вертолёт S-58, разработанный в 1954 году. Он превосходил по своим характеристикам все вертолёты первого поколения. Его модификации использовались как в военных, так и в гражданских целях практически в пятидесяти странах мира. Интересно, что такие машины используют до сих пор, а корпорация Сикорского и сейчас занимает одну из лидирующих позиций в мировом вертолетостроении.

Наука – это сила, которая приводит к развитию во всех сферах жизни: медицина, образование, экономика, производство. Достижения ученых выводят человечество на новый уровень жизни, повышая ее качество. В России науке придается особое значение. Предоставляются условия для молодых специалистов и исследователей, запускаются программы фундаментальных научных исследований, поддерживается конкурентоспособность в области научных разработок. Приоритетными научными направлениями на сегодняшний день являются способы обработки и хранения больших объёмов информации, создание и применение новейших материалов, искусственный интеллект, применение экологически чистых и ресурсосберегающих технологий.

Наука не стоит на месте, периодически проводятся новые важные исследования. Насколько сбылись пророчества и обещания ученых в XXI веке? На это влияет целесообразность и полезность изобретений и открытий.

Роботы

Уже в XX веке многие страны пытались делать роботов. С каждым годом роботы становятся все умнее, но  функции все-таки не оправдывают высокую цену. Вы можете купить робота, который будет открывать вам дверь. Но все-таки проще сделать автоматический механизм, а не переплачивать кучу денег за робота, который больше ничего не умеет. Нет никакого смысла покупать роботов и  для обычных задач. Роботы, которых мы видим в кино, умеют абсолютно все, могут давать советы, быть многозадачными и интересными. Реальные роботы пока слишком «скучны». В будущем возможно усовершенствование искусственного интеллекта, но для этого потребуется еще минимум лет 20-30.

Быстрый перевод текста

Конечно, сейчас многие могут сказать, что такое уже имеется, причем они будут правы. Вы сможете уловить суть текста, но в некоторых случаях «переводчики» воспроизводят полный бред. Сделать хороший перевод, по мнению ученых, сможет только настоящий искусственный интеллект высокого уровня. Понять, как перевести ту или иную фразу в контексте, может пока только другой человек.

Летающие автомобили

Пока возможно только купить автомобиль, который будет ехать без вашей помощи. Что касается полетов, то и такие средства передвижения имеются, однако их стоимость и рентабельность просто ужасны. Более того, полеты в черте города запрещены, так что будущее с летающими машинами мы увидим еще нескоро. Это так и останется плодом воображения писателей-фантастов и сценаристов фантастических фильмов.

Полет на Марс

Огромные риски, огромные деньги, колоссальные затраты времени – вот три основные причины того, почему людей до сих пор нет на Марсе. Ученые знают, как осуществить это, но все варианты очень сложны. Как только появится простой и сравнительно дешевый способ доставки грузов на орбиту, так и откроются ворота в новый мир на других планетах. И  еще одна проблема, которую теоретически можно решить –скорость перелета. Космические скорости велики, но то, что человечество может продемонстрировать сейчас, – ничто по сравнению с комфортной скоростью, которая необходима для связи с Марсом.

Монорельс

Это очень дорого и нерентабельно. Проще сделать обычную железную дорогу, чем заново изобретать колесо. Единственная достойная замена – магнитная левитация. В Японии есть поезда на магнитной подушке, но пока они не приобрели статус массовых.

Многие важные изобретения уже увидели свет. Есть множество целей в медицине и транспорте, экологии и компьютерных технологиях. Они непременно будут решены. Человечество на верном пути! Элетронный каталог поможет вам найти книги о достижениях в науке, ученых и изобретателях.

Использованная литература:

  1. Ломов, В. М. Сто великих научных достижений России / В. М. Ломов. –  Москва : Вече, 2013. – 431, [1] с. : ил., портр., факс.; 22 см. – (Сто великих)
  2. 7 научных прорывов России и еще 42 открытия, о которых нужно знать / [Антон Милютин, Сергей Болушевский]. – Москва : Эксмо, 2011. –  263, [1] с.: ил., портр., факс., карт.; 27 см

 

 Материал подготовили главные библиотекари
Центральной городской библиотеки
Марчук Анна Васильевна и Тимченко Лариса Григорьевна.

Просмотров: 1159 | Добавил: lesgusly | Рейтинг: 5.0/1
МБУК Краеведческий музей Карта сайта
Контакты
Сообщить об ошибке
Вакансии
Мобильная версия сайта

Вверх