07:56 «Души изменчивой приметы переносить на полотно…» 8 декабря – Всемирный день художника | |
8 декабря отмечается Всемирный день художника, учреждённый в 2007 году Международной ассоциацией «Искусство народов мира». Этот праздник значим не только для художников-профессионалов, но и для всех, кто любит живопись. К этому дню приурочены различные выставки и вернисажи, а художественные галереи устраивают бесплатные дни открытых дверей. А какой же художник обойдётся без красок? Да и каких только сейчас нет! Акрил, масло, акварель, гуашь, темпера – и каждая из них делится на разные виды, что немаловажно для художника. Ведь именно краски определяют ценность, цвет и качество картины. Художественное искусство уходит корнями в древность, начиная с первобытных времен. Первые зарисовки – наскальная живопись – датируются периодом палеолита. Учёные утверждают, что им не менее сорока трёх тысяч лет. Изображения сохранились за счёт замешанных в краску жиров. Уголь, охра и мел – те средства, при помощи которых были созданы самые первые картины. В древние времена палитра красок была совсем не разнообразна. Первобытный человек считал: чтобы охота удалась, добычу надо сначала нарисовать. Для этого изображение высекалось в камне. Чтобы рисунок сохранялся надолго, высеченную фигуру затирали глиной, перемешанной с животным жиром. Так древние изображения дошли до нашего времени. Тогда же появилась охра – смесь глинистых минералов с оксидами и гидроксидами железа, образованными путём выветривания горных пород. Пурпурная краска – ки́новарь – впервые появилась в Древнем Египте. Это ртутный минерал, который смертельно опасен для человека. Несмотря на это, он применялся не только в живописи, но и в косметологии, что значительно влияло на продолжительность жизни египтян. Карми́н – тоже красная краска, не уступающая по сути киновари, но безопасная для человека. Изготавливается кармин из сваренного в растворе аммиака или карбоната натрия кошенильного червеца. Эту краску используют до сих пор – например, в качестве пищевого красителя Е120. Посмотрите состав продуктов, имеющих красный цвет: сосиски, колбасы, пирожное «Красный бархат», йогурты и так далее. Ещё один красный пигмент – краплак. Изготавливается из отвара корневища растения марены красильной. По сей день эта краска широко применяется для окрашивания шерсти и кожи, в ковровом производстве, а в Грузии широко используется в качестве красителя для пасхальных яиц. Белая краска – это известь, получаемая путём сжигания известковых пород. Ракушки и мел – основные компоненты бели́л. Преимущество белил среди красок – простота и дешевизна компонентов, которые требуются для их приготовления. Лазури́т, ляпис-лазурь (ультрамари́н) – дорогостоящая краска, которая появилась в Древнем Египте. Изготавливалась она из порошка лазурита – непрозрачного минерала с оттенками фиолетового и зелёного. Лазурит стоил дорого, поэтому эту краску применяли только для изображения священного жука-скарабея и окрашивания одежд великих жрецов. В дальнейшем ультрамарин не стал дешевле. Микела́нджело при написании картин не мог позволить себе приобрести этот пигмент, а Рафаэ́ль использовал ультрамарин только для верхних слоёв краски. Один из выдающихся голландских художников Ян Верме́ер залезал в долги, чтобы применять этот цвет в своей живописи. Он смешивал его с черным и получал на холсте эффект дневного света. Древние китайцы – создатели акварели. Помимо красящих пигментов, в её состав входили мёд, глицерин, сахар. Так как состав акварели легкий, то пигмент не ложился на камень или дерево, поэтому акварель использовали исключительно на бумаге. В средние века появились масляные краски, в основе которых лежат растительные масла, что даёт стойкость пигмента. В те времена красящие вещества смешивались с яичным белком или казеином. А при написании Леонардо да Винчи полотна «Та́йная ве́черя» не обошлось без казуса. Так как при замесе масляных красок на растительной основе использовался разведённый яичный белок, произошла химическая реакция, и тем самым было испорчено покрытие картины. В XVII веке немецкий химик Иоганн Якоб Дисбах улучшал качество красной краски и случайно получил цвет, близкий к ультрамариновому. Краска была названа «берлинская лазурь». По цене она оказалась в разы дешевле, чем ультрамарин. Это сыграло решающую роль в живописи: теперь художники могли позволить себе приобрести этот цвет. Спустя век во Франции появилась «кобальтовая синька», ярче и чище «берлинской лазури». Спустя ещё 50 лет был создан аналог натурального ультрамарина – «французский ультрамарин». С того времени этот цвет стал доступен для художников. Но искусственные краски долгое время были опасны для здоровья и жизни. В 70-х годах XIX века было установлено, что опасность в себе таит изумрудно-зелёная краска, так как в её составе содержится гремучая смесь уксуса, мышьяка и окиси меди. Спустя столетия люди методом проб и ошибок пришли к тому, что современные краски стали безопасны и доступны даже самому привередливому художнику. Современные краски стойкие за счёт выверенного состава, позволяющего им храниться гораздо дольше. В наше время заниматься живописью стало модно, престижно, а главное –доступно. Написать картину может каждый! Не верите? Приходите к нам на мероприятия. Работая с красками, мы погружаемся в свой внутренний мир, можем решить волнующие проблемы, перезагрузиться от бытовых, рабочих дел и восстановить душевные силы, реализовать творческий потенциал и любовь к живописи, повысить самооценку и веру в себя. В нашей библиотеке на постоянной основе проходят арт-встречи для горожан и творческие часы для детей. Вся информация о мероприятиях – в разделе Анонсы. Источники:
Смешиванием красок | |
|