MENU
Главная » 2024 » Декабрь » 3 » «Души изменчивой приметы переносить на полотно…» 8 декабря – Всемирный день художника
07:56
«Души изменчивой приметы переносить на полотно…» 8 декабря – Всемирный день художника

8 декабря отмечается Всемирный день художника, учреждённый в 2007 году Международной ассоциацией «Искусство народов мира». Этот праздник значим не только для художников-профессионалов, но и для всех, кто любит живопись. К этому дню приурочены различные выставки и вернисажи, а художественные галереи устраивают бесплатные дни открытых дверей.

А какой же художник обойдётся без красок? Да и каких только сейчас нет! Акрил, масло, акварель, гуашь, темпера – и каждая из них делится на разные виды, что немаловажно для художника. Ведь именно краски определяют ценность, цвет и качество картины.

Источник изображения

Художественное искусство уходит  корнями в древность, начиная с первобытных времен. Первые зарисовки – наскальная живопись – датируются периодом палеолита. Учёные утверждают, что им не менее сорока трёх тысяч лет. Изображения сохранились за счёт замешанных в краску жиров. Уголь, охра и мел – те средства, при помощи которых были созданы самые первые картины.

В древние времена палитра красок была совсем не разнообразна.

Первобытный человек считал: чтобы охота удалась, добычу надо сначала нарисовать. Для этого изображение высекалось в камне. Чтобы рисунок сохранялся надолго, высеченную фигуру затирали глиной, перемешанной с животным жиром. Так древние изображения дошли до нашего времени. Тогда же появилась охра – смесь глинистых минералов с оксидами и гидроксидами железа, образованными путём выветривания горных пород.

Пурпурная краска – ки́новарь – впервые появилась в Древнем Египте. Это ртутный минерал, который смертельно опасен для человека. Несмотря на это, он применялся не только в живописи, но и в косметологии, что значительно влияло на продолжительность жизни египтян.

Карми́н – тоже красная краска, не уступающая по сути киновари, но безопасная для человека. Изготавливается кармин из сваренного в растворе аммиака или карбоната натрия кошенильного червеца. Эту краску используют до сих пор – например, в качестве пищевого красителя Е120. Посмотрите состав продуктов, имеющих красный цвет: сосиски, колбасы, пирожное «Красный бархат», йогурты и так далее.

Ещё один красный пигмент – краплак. Изготавливается из отвара корневища растения марены красильной. По сей день эта краска широко применяется для окрашивания шерсти и кожи, в ковровом производстве, а в Грузии широко используется в качестве красителя для пасхальных яиц.

Белая краска – это известь, получаемая путём сжигания известковых пород. Ракушки и мел – основные компоненты бели́л. Преимущество белил среди красок – простота и дешевизна компонентов, которые требуются для их приготовления.

Лазури́т, ляпис-лазурь (ультрамари́н) – дорогостоящая краска, которая появилась в Древнем Египте. Изготавливалась она из порошка лазурита –   непрозрачного минерала с оттенками фиолетового и зелёного. Лазурит стоил дорого, поэтому эту краску применяли только для изображения священного жука-скарабея и окрашивания одежд великих жрецов.

В дальнейшем ультрамарин не стал дешевле. Микела́нджело при написании картин не мог позволить себе приобрести этот пигмент, а Рафаэ́ль использовал ультрамарин только для верхних слоёв краски. Один из выдающихся голландских художников Ян Верме́ер залезал в долги, чтобы применять этот цвет в своей живописи. Он смешивал его с черным и получал на холсте эффект дневного света.

Древние китайцы – создатели акварели. Помимо красящих пигментов, в её состав входили мёд, глицерин, сахар. Так как состав акварели легкий, то пигмент не ложился на камень или дерево, поэтому акварель использовали исключительно на бумаге.

Источник изображения

В средние века появились масляные краски, в основе которых лежат растительные масла, что даёт стойкость пигмента. В те времена красящие вещества смешивались с яичным белком или казеином. А при написании Леонардо да Винчи полотна «Та́йная ве́черя» не обошлось без казуса. Так как при замесе масляных красок на растительной основе использовался разведённый яичный белок, произошла химическая реакция, и тем самым было испорчено покрытие картины.

В XVII веке немецкий химик Иоганн Якоб Дисбах улучшал качество красной краски и случайно получил цвет, близкий к ультрамариновому. Краска была названа «берлинская лазурь». По цене она оказалась в разы дешевле, чем ультрамарин. Это сыграло решающую роль в живописи: теперь художники могли позволить себе приобрести этот цвет.

Спустя век во Франции появилась «кобальтовая синька», ярче и чище «берлинской лазури». Спустя ещё 50 лет был создан аналог натурального ультрамарина – «французский ультрамарин». С того времени этот цвет стал доступен для художников.

Но искусственные краски долгое время были опасны для здоровья и жизни. В 70-х годах XIX века было установлено, что опасность в себе таит изумрудно-зелёная краска, так как в её составе содержится гремучая смесь уксуса, мышьяка и окиси меди. Спустя столетия люди методом проб и ошибок пришли к тому, что современные краски стали безопасны и доступны даже самому привередливому художнику. Современные краски стойкие за счёт выверенного состава, позволяющего им храниться гораздо дольше.

В наше время заниматься живописью стало модно, престижно, а главное –доступно. Написать картину может каждый! Не верите? Приходите к нам на мероприятия. Работая с красками, мы погружаемся в свой внутренний мир, можем решить волнующие проблемы, перезагрузиться от бытовых, рабочих дел и восстановить душевные силы, реализовать творческий потенциал и любовь к живописи, повысить самооценку и веру в себя.

В нашей библиотеке на постоянной основе проходят арт-встречи для горожан и творческие часы для детей. Вся информация о мероприятиях – в разделе Анонсы.

Источники:

  1. Волкова, П. Д. Великие художники : большая книга мастеров и эпох / Паола Дмитриевна Волкова. – Москва : АСТ, 2017. – 382, [2] c. : цв. ил. ; 24 см. – (Библиотека «Абсолют»).
  2. Ходж, А. Н. История искусства. Живопись от Джотто до наших дней / А. Н. Ходж ; [пер. с англ. О. И. Сергеевой]. – 2-е изд.. – Москва : Кучково поле, 2018. – 207, [1] с. : цв. ил. ; 24 см.
  3. Краски // Материал из Википедии – свободной энциклопедии : сайт. – URL : https://ru.wikipedia.org/wiki/Краски (дата обращения: 30.11.2024).
  4. Краски для живописи: виды и способы применения. //Лавка мастеров. Блог : сайт. – URL : https://clck.ru/3Eyc7F (дата обращения: 30.11.2024).
  5. Краски древнего мира // Некоммерческий научно-популярный проект «Элементы большой науки» : официальный сайт. – URL : https://clck.ru/3Eyc6g (дата обращения: 30.11.2024).
  6. Краски от древности до современности. История появления красок. Производственные методики красок сегодня. // Lepnina.Top – интернет-магазин отделочных материалов. Блог : сайт. – URL : https://clck.ru/3EycAn (дата обращения: 30.11.2024).

Смешиванием красок
в библиотеке-филиале № 1
занималась библиотекарь
Валентина Черных

Просмотров: 447 | Добавил: lesgusly | Теги: Всемирный день художника, история красок, живопись | Рейтинг: 5.0/2
МБУК Краеведческий музей Карта сайта
Контакты
Сообщить об ошибке
Вакансии
Мобильная версия сайта

Вверх