14:08 Художник-философ: к 145-летию со дня рождения Казимира Малевича | |
Вряд ли можно встретить человека, который не слышал бы о Казимире Малевиче, о его знаменитом и скандальном «Чёрном квадрате». Художник жил в противоречивое время, и его творчество было таким же неоднозначным и бросающим всем вызов. В чём же заключались особенности его работ и убеждений? Как он пришёл к чёрному квадрату, который оказался и не квадратом, и не чёрным? Он пробовал писать в разных стилях и основал свой – супрематизм, в котором с помощью геометрических фигур можно выразить что угодно. Вспоминая о том, как Малевич работал над картинами, сестра отмечает, что он долго обдумывал замысел, а потом быстро наносил краски на полотно, напевая «Тумба-тумба, тумба- тумба». Казимир Северинович Малевич родился 23 февраля 1879 года в Киеве в семье выходцев из Польши. Детство его прошло в украинских деревнях, где мальчика вдохновляла сочная и колоритная природа: «Я любовался полями и цветными работниками». Зачарованно он наблюдал за их работой, ещё не зная слова «искусство»: «Я с большим волнением смотрел, как делают крестьяне росписи, и помогал им вымазывать глиной полы хаты и делать узоры на печке…». Первым учителем рисования оказался маляр, который красил крышу в зеленый цвет. Мальчик дождался, когда он уйдёт на обед, и взял в руки кисть: «Ощущение скольжения кисти по горячей крыше захватило моё воображение. Тюбики, палитра, кисти …не давали мне покоя». Он стал учиться рисовать самостоятельно. В этом его поддерживала мать, которая подарила краски. В Киевской рисовальной школе Малевич проучился год. Первую картину «Лунная ночь», на которой изображена река с лодкой на берегу, он написал в 16 лет. Один из друзей отнес её в магазин и продал за 5 рублей. Казимир понимал, что надо отправляться в Москву. «Природа была всюду, а средства, как её написать, были только в Москве». В Московское училище живописи, ваяния и зодчества Малевич поступал трижды, но безрезультатно. В 1907 году он начинает посещать школу-студию основателя Московского Товарищества художников Федора Рерберга и ищет собственный стиль, подражая разным мастерам. Это были полотна в стиле импрессионизма. После первой выставки объединения «Бубновый валет» в 1910 г художник пишет первые авангардистские картины «Купальщик» и «Садовник». Начинает работать над «Крестьянской серией», в которую входят «Жница», «Уборка ржи». Фигуры были нарочито увеличены, искажены и упрощены. А завершающие работы, например, «Женщина с ведрами», написаны уже в стиле «кубофутуризма». Силуэты селян образовали многочисленные повторения геометрических фигур. В 1912 году, Малевич присоединяется к петербургскому творческому объединению «Союз молодежи». Денег не было даже на холст, и тогда он использовал этажерку. На трёх полках художник написал несколько полотен и среди них «Корова и скрипка», которая стала протестом против традиционной логики искусства. В ней соединены сущности несовместимые: корова и скрипка, а также сделан акцент на цвете, линиях и взаимодействии друг с другом. На первой футуристической выставке в 1915 году он разместил 16 работ. Одна из них, «Композиция с Моной Лизой», имела черты нового стиля: глубокий белый фон, цветные геометрические фигуры, их особое расположение. Но главное, он перечеркнул легендарный шедевр Леонардо да Винчи. «Я уничтожил кольцо горизонта, вышел из круга вещей. И вещи исчезли как дым», − объясняет Малевич. Он начинает развивать новый стиль абстракций – супрематизм. Это слово Малевич придумал сам. На его картинах реальность выражается в беспредметных живописных сущностях, погружённых в белую среду. «Новый живописный реализм, беспредметное творчество подчеркивало господство цвета над всем остальным», − уверяет Казимир Малевич. По его мнению, автор должен создавать собственный мир! И за основу надо взять всего три фигуры: квадрат, крест, круг. Сразу 39 новых картин художник показывает на второй футуристической выставке в 1916 году. Беспредметные работы были представлены под названием «Новый живописный реализм». В красном углу, как икона в русских избах, висела картина «Главный элемент супрематизма. Квадрат. 1913». Написана она была в 1915 году, но задумана в 1913.Это был знак новой эры, смысл которого – главенство чёрного квадрата над другими как первоосновы. Сам художник, после появления квадрата на холсте, так говорил о своей работе: «Я не мог ни спать, ни есть. Всё пытался понять, что же я сделал. Но не мог». Впервые идея «чёрного квадрата» появилась у художника при оформлении сцены для оперы «Победа над Солнцем»: половина задника декораций была закрашена чёрным. А окончательно оформилась, когда Малевич увидел гимназиста, шедшего по тропинке в снегу и несущего ранец на спине. Ранец был большим, выглядел, как квадрат, который существовал, будто сам по себе, олицетворяя жизненный багаж человека. Этот символ приняли не все. Н. Бенуа заметил, что «…это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость и запустение…». Малевич парировал, что привыкшим «греться у милого личика, трудно согреться у лица квадрата», и считал, что его картины нельзя оценивать «нравится» или «не нравится». «Чёрный квадрат», по замыслу Малевича, воплощает идею новой духовности. В своём эссе «От кубизма к супрематизму» художник определяет главенствующее положение цвета над формой: «Мне кажется, нужно передать чисто красочное движение так, чтобы картина не могла потерять ни единой своей краски». В настоящее время мирно живут четыре квадрата, которые отличаются размером, цветом, фактурой. Все они находятся в музеях России. Последний из них всплыл в Самаре в 1993 году как залог за кредит. Банк продал полотно Владимиру Потанину, а он передал его в Эрмитаж. В 2015 году первый квадрат подвергся очень серьёзному исследованию, и оказалось, что это не квадрат, и он не чёрный. Химический анализ показал, что автор использовал три самодельные краски: жжёную кость, темную охру и насыщенный зелёный цвет. К ним был добавлен мел, чтобы избавиться от глянца. Рентгеноскопия позволила выявить, что на холсте первоначально были изображены две картины: композиция в стиле кубофутуризма и супрематическая композиция. И только потом холст был закрашен. После революции 1917 года Казимир Малевич поступает на службу новому государству, организует выставки, проектирует музеи современного искусства, создаёт новые учебные заведения, преподаёт в Киевском художественном институте, публикует статьи. В 1927 году он едет в Европу с выставками своих работ. После возвращения он был арестован, обвинён в шпионаже. Под арестом Малевич был всего три недели. Готовясь к персональной выставке в Третьяковке, Казимир Северинович пишет многие полотна снова, так как импрессионистские картины остались за границей. В 1930 году в тюрьме Малевич проводит три месяца. Он напуган. На полотнах «крестьянского цикла» все фигуры плоские. Расположены они фронтально, вместо лиц белая и черная пустота. На обороте написано: «Композиция сложилась из элементов, ощущения пустоты, одиночества и безвыходности жизни». Появляется работа «Власть и человек», на которой две одинаковые фигуры, одна из которых с ружьём. В 1932 году Малевич пишет «обычные» картины, в которых соединились многие стили, а вместо подписи ставит чёрный квадрат. Умер мастер в 1935 году после тяжелой болезни. Тело его было кремировано, прах похоронен в подмосковном селе Немчиновка. Казимир Малевич мечтал изменить реальность и ему это удалось. Директору Третьяковки он просил передать, что «самое лучшее произведение из всего, что есть в Галерее, это мой ”Чёрный квадрат”». Книги о творчестве Казимира Малевича есть в фондах библиотек Вилючинска. Тест составлен на основе интересных фактов из жизни неординарного художника-философа.
Источники:
Библиотекари Центральной городской библиотеки
Изображение к превью статьи из открытых источников сети Интернет. Изображения к викторине из открытых источников сети Интернет: | |
|