MENU
Главная » 2020 » Декабрь » 16 » «Когда умрём – сойдём со сцены». Памяти народного артиста России Валентина Гафта
11:15
«Когда умрём – сойдём со сцены». Памяти народного артиста России Валентина Гафта

В эти декабрьские дни зрители простились с Валентином Иосифовичем Гафтом – знаменитым актёром, известным всей стране по театральным и кино-работам. В его биографии насчитывается более ста ролей в кино и около пятидесяти, сыгранных на театральной сцене. Режиссёр Эльдар Рязанов признавался, что во многом благодаря актёрскому таланту Гафта были сняты и вышли на экраны страны фильмы «О бедном гусаре замолвите слово…», «Небеса обетованные», «Старые клячи». В конце 1980-х годов открылась ещё одна грань его таланта: Гафт начал публиковаться и получил известность уже как поэт. Первые литературные опыты – театральные «капустники». Из них родились знаменитые «гафтовские» эпиграммы. Но в его поэзии есть также лирические, философские, автобиографические стихи.

Актёр пробовал себя в качестве драматурга и режиссёра. В 2001 году вместе с И. Квашой и А. Назаровым на сцене театра «Современник» он возобновил спектакль «Балалайкин и Ко» по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина, а в 2017 году там же поставил пьесу «Кто такая Эзра Паунд?» (драматург Таня Котляревска). В 2009 году в «Современнике» был поставлен спектакль «Сон Гафта, пересказанный Виктюком» по пьесе Гафта (реж. Роман Виктюк).

Коллеги вспоминают Валентина Гафта как принципиального, обладающего необычайно острым умом, крайне въедливого, бесконечно преданного профессии, способного довести до безумия режиссёра и партнёров по сцене присущим ему самоедством. И при этом – ранимым, очень добрым и тонким человеком.

Многое из своей биографии Гафт рассказал на страницах написанных книг, в стихах и прозе.

Отец прошёл войну, он был военным,
Один в роду оставшийся в живых.
Я хлеб тайком носил немецким пленным,
Случайно возлюбя врагов своих.

Я школу прогулял на стадионах,
Идя в толпе чугунной на прорыв,
Я помню по воротам каждый промах,
Все остальные промахи забыв.

Валентин Гафт родился 2 сентября 1935 года в Москве. Семья была «совершенно не театральная»: отец – военный, мать – домохозяйка. Детство будущего актёра прошло в коммунальной квартире. Неподалёку от родительского дома на улице Матросская Тишина расположились тюрьма, психиатрическая больница и общежитие студентов МГУ. Благодаря этому криминальному и полукриминальному окружению, вспоминает Гафт, «домой я приходил всегда в синяках, а несколько раз и без зубов».

Первые роли были сыграны в школьной самодеятельности. Собственно, только этим и привлекала Гафта школа, потому что учился он весьма неохотно, а благодаря репетициям и спектаклям появлялся лишний повод прогуливать скучные занятия. Тогда же, в старших классах, юноша решил стать артистом.

В 1952 году, сдав все вступительные экзамены на «отлично», Гафт поступил в Школу-студию МХАТ. Вместе с ним учились Олег Табаков, Игорь Кваша, Михаил Козаков.

Кинодебют Гафта состоялся в 1956 году в фильме режиссёра Михаила Ромма «Убийство на улице Данте», где он снялся в одном из эпизодов картины.

После окончания Школы-студии в 1957 году Гафт поступил на службу в Театр имени Моссовета. Оттуда вскоре перешёл в московский театр на улице Спартаковской (ныне Театр на Малой Бронной), затем – в Театр Сатиры. В середине 1960-х годов Гафт оказался в Театре имени Ленинского комсомола (сейчас «Ленком»), художественным руководителем которого в те годы был Анатолий Эфрос. Параллельно снимался в кино. Наконец в 1969 году Гафт поступил на службу в «Современник» и после него уже не менял театры. Здесь он сыграл самое большое количество ролей: Адуева-старшего в спектакле «Обыкновенная история», Фирса в «Вишнёвом саде», Городничего в «Ревизоре», Хиггинса в «Пигмалионе», «Генриха IV» в одноимённой постановке и другие роли.

«Вообще-то Гафта можно было тогда назвать чемпионом по смене театров. Он перебрал все театры Москвы: театр Гончарова на Спартаковской, театр Ленинского комсомола, театр сатиры и какие-то ещё, причём в некоторых по нескольку раз. Уходил, приходил, менял театры…

Главное в нём, как мне кажется, – это неудовлетворённость, неудовлетворённость тем, что сейчас делается в театре, тем, что делает он сам. Всё время идёт какой-то поиск, который предопределяет его в движении вперёд. Потому что он всё время чего-то хочет, ещё чего-то большего, чем то, что уже было. И это прекрасно». (Игорь Кваша о Валентине Гафте).

 «Вынужденную роль играл только Штирлиц. У меня такой в театре не было». (Валентин Гафт, «Я вспоминаю…»)

В 1970-1980-х годах миллионы советских зрителей узнают Гафта по его работам в кино в картинах «Здравствуйте, я ваша тётя!», «Короли и капуста», в фильмах Эльдара Рязанова «Гараж», «О бедном гусаре замолвите слово…», «Забытая мелодия для флейты».

«Гафт – подлинный фанатик сцены. Я ещё никогда ни в ком не встречал такого восторженного и бурного отношения к своей профессии… Ни в одной из своих ролей он не повторился». (Режиссёр Эльдар Рязанов).

В кино Гафт успел поработать со многими известными режиссёрами: Юрием Карой, Петром Тодоровским, Александром Миттой, Владимиром Машковым, Владимиром Бортко и другими.

«Драгоценное мерцание граней таланта», – сказал о Валентине Гафте актёр и режиссёр Ролан Быков.

Ещё в 1980-х годах, играя в «Современнике», Гафт стал понемногу сочинять поэтические тексты для театральных «капустников». Со временем он нашёл свой жанр – эпиграмму. Хлёсткие короткие стихи, адресованные партнёрам по сцене и съёмочной площадке, известным актёрам и режиссёрам, принесли Гафту ничуть не меньшую известность, чем его роли в кино и театре.

В одной из телепередач актёр Александр Филиппенко предложил расшифровать фамилию ГАФТ, как Гениальный Автор Феноменальных Текстов.

А так писал о Гафте драматург Григорий Горин:

«…Ну что за странная фамилия! Да и фамилия ли?.. Похожа на аббревиатуру. «ГОСТ… ГАБТ… ГАФТ…» Ломаю голову над приемлемой расшифровкой… ГЛАВНЫЙ АКТЁР ФАНТАСМАГОРИЧЕСКОГО ТЕАТРА… ГНЕВНЫЙ АВТОР ФИЛОСОФСКИХ ТИРАД… Нет, не то.

…Беру медицинский справочник. Какое-то слово на латыни, похожее на сочетание «гафт», и пояснение: «ОСОБОЕ СОСТОЯНИЕ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ»

Ну, конечно! И как я мог сразу не догадаться? «Гафт» – не фамилия, а диагноз!

Особое состояние организма, когда нервы обнажены и гонят через себя кровь, слова, мысли…»

Валентин Гафт о себе и своих эпиграммах:

 «Мне кажется, что эпиграмма, как дружеский шарж, ещё один знак признания талантливого человека».

 «Я вообще-то не очень общительный человек, чаще люблю быть один».

«Сам я ранимый, обидчивый, поэтому, если честно, не хотел бы быть на месте объекта эпиграммы».

Гафт очень многих изметелил
И в эпиграммах съел живьём.
Набил он руку в этом деле,
А остальное мы набьём.

(Эпиграмма на самого себя)

«Вообще, как и Фаина Раневская, он – легенда! О нём, как о Василии Ивановиче Чапаеве, передают из уст в уста анекдоты. Разница только в том, что это «документальные» анекдоты». (Лия Ахеджакова).

Узнать больше о жизни и блистательном многогранном таланте Валентина Гафта помогут книги из фонда библиотеки.

Интернет-ресурсы:

https://www.culture.ru/persons/4351/valentin-gaft-2  дата обращения 15.12.2020 г.

Фотографии из открытых источников.


Материал подготовила Мария Батова,
главный библиотекарь библиотеки-филиала № 1

Просмотров: 619 | Добавил: lesgusly | Теги: театр, Гафт, Кино | Рейтинг: 5.0/7
МБУК Краеведческий музей Карта сайта
Контакты
Сообщить об ошибке
Вакансии
Мобильная версия сайта

Вверх