MENU
Главная » 2025 » Июль » 11 » Корабли Второй Камчатской экспедиции: к 285-летию спуска на воду кораблей «Святой апостол Пётр» и «Святой апостол Павел»
08:00
Корабли Второй Камчатской экспедиции: к 285-летию спуска на воду кораблей «Святой апостол Пётр» и «Святой апостол Павел»

Корабли Второй Камчатской экспедиции: к 285-летию спуска на воду кораблей «Святой апостол Пётр» и «Святой апостол Павел»

Летом 1740 года на морской верфи Охотска были достроены и спущены на воду пакетботы, которые должны были достичь западных берегов Северной Америки или «Земли да Гамы». Корабли, на борту которых находились грузы экспедиции и команды моряков, достигли берегов Камчатки, вошли в Авачинскую бухту, где к этому времени была построена гавань и база, в которой суда должны были зимовать.

О подготовке к приходу кораблей в Петропавловскую гавань, мы писали в статье «Гавань святых Петра и Павла».

А вот что происходило на последнем сухопутном участке пути от Якутска до Охотска, рассказывали многочисленные очевидцы. На верфи в Охотске планировалось построить два морских корабля – пакетбота, которые должны были выдержать тяжёлый переход по Охотскому морю до Камчатки и далее по морям Тихого океана. Для этого необходимо было заготовить строительные материалы, перевезти из Якутска оснастку и другие грузы. Их везли из Петербурга по всей Сибири. Не смотря на то, что начальник экспедиции Витус Беринг имел на руках приказ Российского Адмиралтейства и Сената о всестороннем ему содействии, он повсеместно встречался  с нежеланием местного населения помогать. Беринг, Чириков и Шпанберг, ответственные за строительство кораблей и переправку грузов сначала до Охотска, затем на Камчатку, писали жалобы чиновникам на нерадивость крестьян и отсутствие поддержки. Работа продвигалась крайне медленно, с большими жертвами для местного населения. У крестьян отбирали лошадей и телеги, продукты питания. Те, кого мобилизовали для строительства верфи и кораблей, оказались в ужасном положении, они теряли семьи, работу, жильё и здоровье.

Между руководителями экспедиции появились враждебные отношения. Они писали доносы и рапорты в Петербург, обвиняя друг друга, а особенно Беринга, в нерешительности и излишней мягкости в отношениях с местными чиновниками, которые явно противодействовали работам. Дело дошло до того, что в Правительствующем Сенате стали поговаривать о закрытии экспедиции. Но покровитель Беринга в Адмиралтейств-коллегии граф Головин смог убедить Правительство о продолжении финансирования экспедиции. Но средства, выделяемые для нужд участников и их жалование, были мизерными, не хватало даже на тёплую одежду и обувь.

Беринг докладывал Головину: «К тому ж служителям команды моей платья и обуви и купить не на что, ибо на нынешний год денежного жалования не получали, и будучи служители в такой нужде у перевозке провианта, весьма исхудали и в зимнее время от великой стужи иные руки и ноги познобили и от такой трудности и за неимением же другова харчю многие такие есть, что едва ходят, и во весь июнь месяц не менее 22 человек было больных, и все исхудали».

Только в конце лета часть экспедиции добралась до Охотска. Путь, пройденный ее участниками, долгое время был единственным и использовался для путешествий на Амур. Все грузы доставляли до места назначения целых два года.

В 1737 году на верфи Охотска были заложены и строились 2 пакетбота для экспедиции. Руководили их постройкой корабелы Макар Рогачёв и Андрей Иванович Кузьмин. Кроме того, в 1738 году там же были построены корабли «Архангел Михаил» и «Надежда», отремонтирован «Святой Гавриил». Все они участвовали под командованием Мартына Шпанберга в плавании до Большерецка на Камчатке, а далее к Курильским островам и в Японию.

Ценою героических усилий всех участников этих событий дело продвигалось. К концу июня 1740 года корабли «Святой Пётр» и «Святой Павел» были достроены и спущены на воду. Два парусных пакетбота-близнеца имели по две мачты, длину 27,5 метра, ширину 7 метров, водоизмещение 211 тонн. Корабелы изначально использовали проект голландского пассажирско-торгового судна, но потом изменили конструкцию бортов, палубы и установили 14 пушек. Ведь никто не знал, с чем придётся столкнуться путешественникам в пути. Необходимые для плавания дрова, запасные якоря, канаты, насосы также загрузили на борт. Для капитанов и офицеров имелись просторные каюты, для матросов, конечно тесные кубрики, расположенные в трюмах. На каждый корабль доставили бочки с пресной водой, по 106 тонн провизии. Часть продуктов, а именно сухари, загрузили на сопровождающее судно «Надежда». Но во время плавания по Охотскому морю «Надежда» села на мель и получила течь. Продукты были повреждены морской водой.

Флотилия из четырёх судов («Святой Пётр», «Святой Павел», «Надежда», «Святой Гавриил») вышла из Охотска 30 августа 1740 года и дошла до Большерецка к 20 сентября. Далее, обогнув южную часть полуострова, прошли вдоль восточного берега Камчатки до Авачинского залива. В новую гавань, построенную под руководством Ивана Елагина в Авачинской губе, вошли 6 октября. Корабли во время перехода по Охотскому морю были повреждены штормами и требовали ремонта. Беринг, несмотря на распоряжения из Петербурга продолжить экспедицию осенью, посовещавшись с офицерами, решил остаться на зимовку в Петропавловской гавани и выходить в Тихий океан летом 1741 года. Это время года было наиболее благоприятным и безопасным для плавания. Оценив состояние кораблей, командор и его ближайшие помощники решили, что в морской поход до Северной Америки пойдут только «Святой Пётр» и «Святой Павел». Кроме того, необходимо было пополнить запасы продовольствия, повреждённого морской водой.

Так, в трудах и заботах прошли зима и весна 1741 года. 4 июня началась завершающая стадия Второй Камчатской экспедиции, когда из Авачинской губы вышли пакетботы. Команда «Святого Пётра», которым управлял сам командор, состояла из 77 человек, команда «Святого Павла» под руководством Алексея Чирикова – из 75 человек.

Пользуясь неверными картами, предоставленными путешественникам чиновниками из Адмиралтейств-коллегии, экспедиция шла 6 дней на восток в поисках «Земли да Гама». Не обнаружив искомой территории, суда повернули на северо-восток. 20 июня во время сильного тумана корабли потеряли друг друга из виду и дальнейшее путешествие совершили разде льно.

Использованная литература:

Боун, Стивен. Северная экспедиция Витуса Беринга / Стивен Боун ; [перевод с английского А. Захарова]. – Москва : Эксмо, Бомбора, 2019. – 348, [2] с. : ил.; 20 см. – (Истории героев. Книги о великих открытиях).

Дивин, В.А. Открытие северо-западной Америки и морских путей в Японию. // Русские мореплавания на Тихом океане в XVIII веке / В.А. Дивин. – Москва : «Мысль». – 1971. – С. 89-112.

Пирагис, А.П. Авачинская губа – колыбель Петропавловска-Камчатского. // Исторический путеводитель по Петропавловску-Камчатскому / Александр Пирагис ; предисловие автора. – Петропавловск-Камчатский : Камчатпресс, 2020. – С. 8-18.

Северная экспедиция под руководством Витуса Ионассена Беринга. Корабли «Святой апостол Пётр» и «Святой апостол Павел». // Всемирная история флота / авт.-сост. Лапшова О. В., Смирнова Л. Н., Михеенкова О. В., Рычкова Ю. В. – Москва : Вече, 2001. – С. 316-321.

Дополнительную информацию о Второй Камчатской экспедиции можно найти в электронном каталоге.

Для публикации использованы фото из общедоступной сети Интернет:

Для превью

Беринг и Чириков в Петропавловской гавани

Витус Беринг

Корабли на верфи

Маршрут путешествий кораблей

Пакетбот «Святой Павел»

Пакетбот «Святой Пётр»            

Портрет Беринга

А.И.Чириков

 

Материал подготовила главный библиограф
Центральной городской библиотеки
Елена Михайловна Канарейко

Просмотров: 212 | Добавил: lesgusly | Теги: 2-я Камчатская экспедиция, В. Беринг, А. Чириков | Рейтинг: 5.0/2
МБУК Краеведческий музей Карта сайта
Контакты
Сообщить об ошибке
Вакансии
Мобильная версия сайта

Вверх