14:29 «Космонавты глубин»: 19 марта в России отмечается День моряка-подводника | |
Никто в точности не знает, где и когда появилась первая подводная лодка. Если верить Аристотелю, то ещё Александр Македонский спускался под воду в стеклянной бочке, чтобы осмотреть боновые заграждения финикийского порта Тир. В одной из записных книжек Леонардо да Винчи, датированной 1502 годом, нашли эскиз небольшой подводной лодки. Утверждают, что Леонардо уничтожил все чертежи, обосновав это следующим образом: «Люди настолько злобны, что готовы были бы убивать друг друга даже на дне морском». На сохранившемся эскизе изображено судно овальной формы с тараном в носу и невысокой рубкой, в средней части которой расположен люк. Другие конструктивные особенности неразличимы. Можно считать, что подводное плавание началось с погружения подводной галеры голландца Корнелиуса ван Дреббеля в 1620 году. Или боевые корабли глубин пошли от «потаённого судна» мастера Ефима Никонова, одобренного Петром Первым. Но после смерти Петра судно это, «таясь от чужого глаза», поместили в сарай, где оно и истлело. Сегодня памятник этой подводной лодке установлен в Сестрорецке, пригороде Санкт-Петербурга. Море упорно сопротивлялось покорению своих глубин. Погружение под воду далось человечеству ничуть не проще, чем первый космический полёт. Недаром водные недра нашей планеты называют «гидрокосмосом». В 1772 году в Плимутском заливе потерпела аварию и затонула небольшая подводная лодка английского механика Дея. Та же участь постигла в 1831 году подводное судно испанца Севери, в 1834 году – лодку американца Филиппса. Все корабли были раздавлены толщей воды. Много лет человечество искало средства, с помощью которых можно было бы нанести поражение более сильному противнику. В условиях моря таким средством мог стать корабль, который, будучи невидим, способен был нанести врагу внезапный удар. Эти требования могла обеспечить подводная лодка. С поверхности моря она была невидимой, установить ее местонахождение в те времена было невозможно. Отстаивая необходимость строительства субмарин в России, преподаватель Кронштадтской водолазной школы и командир одной из первых отечественных учебных подводных лодок лейтенант Иван Ризнич приводил пример: «Однажды в трюмах парохода, вёзшего из Индии хлопок, заметили змей. Змеи появлялись из любых щелей и смертельно жалили. Страх обуял команду и пассажиров. Сила змей была в непредсказуемости их появления и полной скрытности». Таким же сильным и скрытным противником стали подводные лодки. В 1907 году в Либаве, небольшом городке на побережье Балтийского моря, появились странные матросы. После побудки, молитвы и завтрака они уходили из казармы, неся с собой клетки с белыми мышами. Лишь посвящённые знали – это идут на свои таинственные корабли подводники. А мыши были нужны для того, чтобы определить по поведению зверьков количество кислорода на борту. Ведь лодка уходила под воду только с тем запасом воздуха, который содержался в её отсеках. В те далёкие годы подводников называли смертниками. Немногие флотоводцы верили в будущее подводного флота. Тем не менее 19 марта 1906 года по указу императора Николая II среди судов российского военного флота появился новый класс кораблей – подводные лодки. Об этом свидетельствует приказ по Морскому ведомству № 52 от 24 марта 1906 года, подписанный морским министром, в котором говорится: «Государь Император [Николай II], в 6‑й день (по старому стилю) марта сего года, Высочайше повелеть соизволил… включить в классификацию корабельного состава флота подводные лодки». Этот день считается официальной датой рождения подводных сил российского флота. В честь него в 1996 году в нашей стране появился профессиональный праздник – День моряка-подводника. Во время русско-японской войны 1904 – 1905 годов первые подводные лодки несли дозорную службу и даже выходили в атаки. «Наши пионеры подводного плавания, – писал русский подводник М.М. Тьедер, – спасли Владивосток от нашествия японского флота». Против строительства подводного флота в России яростно выступал будущий адмирал А.В. Колчак. Он требовал не тратить миллионы рублей «на опыты», на «сомнительную и неудовлетворительную силу» – подводные лодки. Военный мыслитель, теоретик и практик контр-адмирал А.Д. Бубнов, заявляя о том, что подводные лодки не имеют никакого боевого значения, называл их «подвижными минными банками». Вице-адмирал З.П. Рожественский предрекал, что эти корабли «навсегда останутся слепыми и беспомощными». Подобные пренебрежительные высказывания допускали адмиралы и военачальники Германии, Англии, Франции, Америки. К 1900 году ни в одном военно-морском флоте мира не было боевых субмарин. Но уже в первые три года нового века все ведущие страны начали масштабное строительство подводных лодок. Первенцем, пионером, родоначальником русского подводного флота стала лодка «Дельфин». Год рождения – 1903, конструкторы – Михаил Беклемишев, Иван Бубнов и Иван Горюнов. Если сравнить фотографию «Дельфина» со снимком современного подводного крейсера, трудно поверить, что этот неуклюжий маленький корабль и гигант-атомоход разделяет даже не столетие. Уже в 1955 году на заводе в Северодвинске заложили первую советскую атомную подводную лодку. Она вошла в состав ВМФ СССР 1 июля 1958 года. В Санкт-Петербурге, перед одним из корпусов Центрального конструкторского бюро «Рубин» установлен памятный знак, посвященный 100-летию профессионального проектирования боевых подводных лодок в России. Это стела семиметровой высоты, на которой представлены модели подводных лодок «Дельфин» и «Тайфун». На обратной стороне стелы надпись: «ЦКБ морской техники «Рубин». 1901 – 2001. От «Дельфина» до «Тайфуна». Памятник наглядно демонстрирует соотношение размеров кораблей. Стоявший у истоков создания российского подводного флота вице-адмирал Э.Н. Щенснович при отборе моряков в первый Учебный отряд подводного плавания руководствовался следующими критериями: «Каждый человек, выбранный на службу на лодках, должен быть… бравый, смелый, отважный, находчивый, спокойный, хладнокровный и отлично знающий дело». Мало кто из офицеров флота в начале ХХ столетия мечтал о службе на подводных лодках, которые в те годы были опасны для экипажей больше, чем для врага. Они медленно двигались, плохо погружались и таили в своём техническом несовершенстве массу неприятных неожиданностей для неопытных моряков. Здесь и проявилось огромное мужество русских подводников, которые в этих обстоятельствах снова и снова выходили в море и отрабатывали там боевые задачи. В бывшей Либаве (ныне Лиепае, Латвия) до сих пор стоят корпуса казарм, в которых жили первые подводники. Представьте, какая отважная жизнь бурлила здесь в начале прошлого столетия! Всё ново, рискованно, неизведанно – и каждый фут глубины, и каждая походная миля на несовершенных, опасных кораблях, в которых скептики видели «снаряды», «банки» и «железные гробы». Подводники учились не за партами в классах, не на тренажёрах. Учились прямо на подводных лодках, учились в море. Тонули, горели, но это был горький опыт, на основе которого впоследствии были созданы инструкции, руководства, правила для будущих поколений моряков. «Подводники – это моряки будущего, – утверждал лейтенант М.М. Тьедер. – Нельзя было не преклоняться перед каждым из команды нашего отряда. Что пригнало его сюда, на подводные лодки, в это горнило опасности, где каждая минута могла стоить ему жизни, где на каждом лежала масса обязанностей и тяжёлой работы… и между тем сколько бескорыстного служения было видно в каждом его шаге, сколько идейного исполнения своего долга, чуждого каких-либо эгоистических целей». Если бы подводник, служивший на флоте даже не в годы его становления, а в позже, в период Великой Отечественной войны, оказался на современной подводной лодке, он был бы ошеломлён техникой, которой оснащены сегодняшние атомоходы. Возможность практически неограниченное время находится в подводном положении, совершать рейсы любой протяжённости, невиданная и немыслимая ранее мощь вооружения, огромная скорость хода, способность наносить удар по целям, находящимся на расстоянии тысячи километров, – всё это делает подводные лодки одной из главных ударных сил Военно-морского флота России. Профессия подводника остаётся опасной и сложной, наполненной постоянным тяжёлым трудом, порой месяцами без выходных, в отрыве от семьи. Служба на подводной лодке связана с большими физическими и психическими нагрузками. Освоение такой сложной техники не было и не может быть сплошным парадом побед. Многое давалось ценой человеческих жизней. Одно из главных условий действий каждого члена экипажа – от допущенной ошибки зависит судьба всех, кто находится в прочном корпусе субмарины. «Мне пришлось двадцать лет прослужить на атомных подводных лодках, – вспоминал контр-адмирал А.С. Пушкин. – Двенадцать из них я командовал различными проектами и беру на себя смелость сказать, что человечество пока не создало более грандиозных технических объектов, нежели подводные корабли». В 2020 году главнокомандующий Военно-морским флотом России адмирал Николай Евменов в своём праздничном обращении, приуроченном ко Дню моряка-подводника, сказал следующее: «Создание подводного флота явилось крупнейшим научно-инженерным достижением страны, выдающимся коллективным подвигом учёных, кораблестроителей и военных моряков, которые положили начало новой эпохе в развитии Военно-морского флота России. Нынешнее поколение моряков-подводников является достойным продолжателем славных традиций своих героических предшественников. Они самоотверженно служат своему народу и Отечеству, с достоинством и честью выполняют свой патриотический и воинский долг, мужественно несут свою нелёгкую службу по поддержанию национальной безопасности Российской Федерации и защите её национальных интересов на просторах Мирового океана. Сегодня Россия по праву гордится вами!» Советуем прочитать:
Другие книги об отечественном подводном флоте представлены в электронном каталоге. Материал подготовила Мария Батова,
Поздравительная открытка «На страже морских глубин» своими руками | |
|