MENU
Главная » 2021 » Декабрь » 7 » Легендарный Пьеро российской эстрады: Александр Вертинский
06:21
Легендарный Пьеро российской эстрады: Александр Вертинский

С 29 ноября Первый канал показывает сериал «Вертинский». Фильм посвящён жизни и творчеству Александра Вертинского: знаменитого российского поэта, композитора, киноактёра, певца русского шансона.

У Вертинского была сложная жизнь, смыслом которой было творчество, стремление донести до людей личное ощущение и понимание жизни. Путь его не лёгкий, но наиболее интересен процесс его духовного развития.

Дочь Анастасия Вертинская считает: «Он исчерпал своим творчеством всю эстетику Серебряного века, первым привёл на эстраду маску Пьеро. Душа его, душа человека, который был одинок, всегда сострадала маленьким людям». Шаляпин называл  Вертинского «великим сказителем земли русской».

 «Голос у него небольшой, но владеет он им виртуозно. Строгая, тщательная отделка каждой песни, выразительность и эмоциональная окраска её безукоризненны, близки к совершенству», – отмечает критик К. Рудницкий.

Александр Вертинский родился в семье частного поверенного в 1889 году в Киеве.

«Киев – родина нежная,

Звучавшая мне во сне,

Юность моя мятежная,

Наконец ты вернулась ко мне…»

Родителей своих Саша почти не помнил. Евгения Скалацкая умерла, когда её сыну было всего три года. Смерть любимой потрясла Николая Вертинского, он забросил дела, совершенно пал духом и скончался от скоротечной чахотки. Отцовские похороны навсегда остались в его памяти. Тётка Мария Степановна не могла простить сестре её «позора» (ребёнок был незаконнорождённым) и вымещала всю злость на нелюбимом племяннике. Сашу били, держали взаперти. В знак протеска Саша забросил гимназию и пошёл по «кривой дорожке». В лаврских пещерах благочестивые паломники клали медяки на святые мощи, а Саша с дружками собирали монеты губами. Когда их поймали, его выгнали из гимназии, а тётка избила его. Александр вспоминал, что после порки мечтал «поджечь тётку с её кроватью». «Как из меня не вышел преступник не могу понять до сих пор», – позже признавался он. На краю пропасти удержала его любовь к музыке и театру. Впервые попав в театр, Александр был заворожён и покорён. Чтобы посещать спектакли, ему пришлось воровать деньги. Тётка выгнала его из дома, и Вертинский стал жить на улице, а потом устраивался на ночлег в подъездах. Он решает начать честную жизнь, работает грузчиком, корректором, помощником бухгалтера.

«В этой жизни ничего не водится –

 Ни дружбы, ни чистой любви».

Ангел-хранитель приводит его в подъезд, в котором жила подруга его матери Софья Николаевна Зеленская. Она приглашает его в свой дом. У Зеленской бывал весь цвет киевской интеллигенции. Марк Шагал, Николай Бердяев. Вскоре он начинает писать театральные рецензии и на гонорары покупает подержанный фрак, заводит моду продевать в петлицу новый живой цветок и становится ярким представителем богемы. Он был дьявольски красив, имел утончённые манеры. Софья Николаевна помогла ему устроиться в любительский театр. Но первый же выход на сцену обернулся грандиозным провалом. Картавый от природы Александр, играяй слугу, должен был крикнуть: «Император!». То, что услышала публика, вызвало смех. Спустя несколько лет его по этой же причине откажется взять Константин Станиславский.

В Москве нашлась сестра Надежда, которую он считал умершей.

В восемнадцать лет полный самых радужных надежд, он отправляется покорять столицу. Однажды в скверике перед Театром миниатюр встречает Марию Арцыбушеву, хозяйку театра. Она приглашает его в театр, а на вопрос о жалованье, отвечает: «В три часа мы садимся обедать. Борщ и котлеты всегда найдутся». Вот так его первым театральным заработком стали борщ и котлеты.

В 1912 году Вертинский дебютировал в кино, сыграв в фильме Ильи Львовича Толстого «Чем люди живы?» роль ангела. По ходу картины ангел должен был упасть в настоящий снег совершенно голым. Желающих на роль не было, а Александр «из молодечества согласился». Радуясь своему успеху, он делал всё возможное, чтобы его закрепить. Мог в жёлтой кофте с деревянной ложкой в петлице явиться в ресторан или же в клоунской куртке, с набеленным лицом прогуливаться по Тверскому. Его начали узнавать. Кинематограф подарил ему и первую большую любовь – к Вере Холодной. Он долго добивался расположения любимой, но она не ответила взаимностью. Прощаясь с ней, он написал песню «Ваши пальцы пахнут ладаном»:

Ваши пальцы пахнут ладаном,

А в ресницах спит печаль.

Ничего теперь не надо нам,

Никого теперь не жаль.

В годы Первой Мировой войны Вертинский стал санитаром 68-го поезда, взяв псевдоним «Брат Пьер». «Выносливый, высокий, он мог ночами стоять в перевязочной, о его руках ходили легенды». К окончанию службы на счету Вертинского было 35 000 перевязок.

Сразу по возвращению в Москву к нему пришла слава. Он вернулся в Театр миниатюр с новым номером «Песенки Пьеро». Никаких ужимок, никаких шуточек, никакой пошлости. Пьеро пел «ариетки» – простые, сугубо личные песни, которые шокировали простотой и искренностью.

Вертинский очень боялся провала. «От страха перед публикой я делал условный грим: свинцовые белила, тушь, ярко-красный рот… Я пел в таинственном «лунном» полумраке», – вспоминал он. На смену первому вскоре пришёл второй образ – маска-домино, чёрный костюм и белый шейный платок. Этот образ остался с артистом навсегда. Публике, уставшей от войны, было нужно именно то, что предложил Вертинский, – чувство, простота и немного экзотики. Одной из самых популярных песен стала «В бананово-лимонном Сингапуре…»

25 октября 1917 года прошёл первый бенефис Александра. А далее – он не смог ужиться с «красными арлекинами». Романс «То, что я должен сказать», был написан им под впечатлением гибели трёхсот московских юнкеров, и стал одним из самых известных:

И никто не додумался просто стать на колени

И сказать этим мальчикам, что в бездарной стране

Даже светлые подвиги – это только ступени

В бесконечные пропасти – к недоступной Весне!

Им заинтересовалась ЧК, и на борту парохода «Великий Князь Александр Михайлович» он покинул Россию. Затем были Румыния, Польша, Германия, Австрия, Франция… Чтобы выжить, он много выступал, выступал где придётся, лишь бы немного заработать. Дольше всего он прожил во Франции, почти 10 лет: «Париж нельзя было не любить… Это был город, где свобода человеческой личности уважается… Да, Париж … это родина моего духа!»

В поисках большой русской аудитории – а петь он мог только на русском! – он отправляется в Шанхай. «Аккуратный, подтянутый… А по характеру – богема, актёр. Щадить себя не умел, о здоровье не думал и всегда был готов поделиться с теми, кто беднее его…»

Весной 1940 года в кабаре «Ренессанс» произошло знаменитое знакомство Вертинского с 17 летней Лидией Циргвавой, зеленоглазой красавицей. Он была из старинного грузинского княжеского рода. «На меня его выступление произвело огромное впечатление. Его тонкие, изумительные и пластичные руки, его манера кланяться  - всегда чуть небрежно… Я была очарована. Всю свою неразбуженную нежность и любовь я была готова отдать ему… Потому что никого прекраснее его нет. И никогда в моей жизни не будет». Он тоже влюбился в Лидию с первого взгляда.

Да, Вертинский не вёл монашеского образа жизни. Ему всегда по душе были страстные, бурные и лёгкие любовные отношения. Но встречу с Лидией он расценил как знак свыше, как награду за страдания. «Спасение» – так называлась песня, написанная после знакомства:

Я понял. За все мученья,

За то, что искал и ждал, -

Как белую птицу Спасенья

Господь мне её послал…

«Вы для меня – самое дорогое, самое любимое, светлое, что есть в моей жизни. Вы – моя любовь. Вы – ангел. Вы – невеста».

Из письма А. Вертинского: «Ничего не было. До ужаса ничего. Был обман. Подделки. Фальшь. Пародия. А теперь Вы. Моя чудесная светлая девочка. Моя невеста. Моя любовь».

Счастье? К счастью надо красться,

Зубы сжав и притушив огни…

Потому что знает, знает счастье,

Что всегда гоняются за ним!

Вспыхнувший роман развивался бурно и страстно, а любовь не знает преград, если это настоящая любовь. 26 апреля 1942 года он повёл Лидию под венец. Первая дочь Марианна родилась в Шанхае, а Анастасия уже в Советском Союзе. Дочерей он обожал:

У меня завелись ангелята,

Завелись среди белого дня!

Всё, над чем я смеялся когда-то,

Всё теперь восхищает меня!

Александр Николаевич мечтает вернуться на родину. Но ждать ему этого решения придётся долгих семь лет. По приезду Вертинский впервые в жизни отпраздновал день своего рождения. Будучи круглым сиротой, он его никогда не отмечал. Он просто сиял от счастья. Все радости, выпавшие на его долю в Советском Союзе, были связаны с семьёй – любимой женой и дочерьми. Они и только они понимали его тонкую артистическую натуру, разделяли его чаяния и поддерживали его. Он много гастролировал, чтобы заработать и обеспечить своих девочек. Вертинский привёл любимую женщину в кино, настоял, чтобы она поступила в Суриковский Художественный институт. Марианна написала о своих родителях: «…Любовь их видели. Мама его боготворила, он сделал её личностью, незаурядной женщиной. Он вылепил и воспитал её, как Пигмалион Галатею».

Вертинский был первым из певцов-поэтов, с него началась традиция, которая развивается и поныне. Умение превращать всякую песенку в миниатюрную драму, любой сюжет поднять на уровень подлинной поэзии, искусства – вот богатство, которое сохранилось в записях Вертинского и которое перейдёт к следующим поколениям, как итог долгой и трудной жизни художника.

 

Использованная литература:

  1. 100 великих вокалистов. / Автор-составитель Д.К. Самин. – Москва : Вече, 2003. – 480 с. (100 великих)
  2. Шляхов, А. Л. Главные пары нашей эпохи: любовь на грани фола / Андрей Шляхов. – М.: АСТ : Астрель, 2011.– 382, [2] с. ; 21 см. –(Кумиры. Истории Великой Любви)
     

Марчук Анна Васильевна,
главный библиотекарь Центральной городской библиотеки

Просмотров: 1046 | Добавил: lesgusly | Рейтинг: 5.0/3
МБУК Краеведческий музей Карта сайта
Контакты
Сообщить об ошибке
Вакансии
Мобильная версия сайта

Вверх