16:30 «Летние забавы» | |
«Мы не потому перестаём играть, что постарели,- мы стареем, потому что перестаём играть». «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Наконец-то пришло долгожданное лето, а вместе с летом — время для всевозможных игр. Через игру дети познают мир, учатся адаптироваться в социальной среде, развивают свою фантазию. Игра — это отражение жизни. В ней все «понарошку», но в игровой обстановке, создаваемой воображением ребенка, много настоящего: действия и чувства играющих всегда реальны, искренни. Ребенок знает, что зайчонок и лошадка — игрушечные, но любит их как живых, чувствует себя бесстрашным путешественником, отважным солдатом, который побеждает врагов. Дети играют, выражая свои мечты и стремления через призму мыслей и чувств, которые владеют ими в данный момент. Поэтому игра — это импровизация. И в художественных произведениях главные герои часто играют. Играют как в народные, дошедшие до них из глубин веков, так и в самостоятельно придуманные игры. Нередко в книгах игры как-то влияют на развитие сюжета, на жизнь и характер героев. Предлагаем нашим читателям подборку детских художественных книг, в которых присутствует описание какой-либо игры. Читайте, играйте, фантазируйте!
Краски Н. Помяловский. «Очерки бурсы» «До прихода учителя ученики успели сыграть в краски. Выбрали из среды себя ангела и черта, выбрали хозяина: другим участникам в игре были розданы названия той или другой краски, которые не сообщались ни ангелу, ни черту. Вот приходит ангел, и стучит он в двери. — Кто тут? — спрашивает хозяин. — Ангел. — За чем? — За краской. — За какой? — За зеленой. — Кто зеленая краска, иди к ангелу. В свою очередь приходит к хозяину черт, выбирает себе краску и уводит ее. Так продолжается до тех пор, пока не разберутся все краски. Тогда сила ангела становится одесную от хозяина, а сила дьявола ошуюю. Каждая из партий образует из себя цепь, хватая друг друга сзади за животы. Ангел и черт сцепляются руками, — и вот взревели и ангелы и черти — и началась таскотня. Долго шла борьба, но черт-таки одолел».
Лапки-тяпки Л. Кассиль «Кондуит и Швамбрания» «Оська решил сам помериться силами с непобедимым комиссаром. — А в „лапки-тяпки“ вы умеете играть? — спросил Оська. — Это как же — в „лапки-тяпки“? — удивился комиссар. — А вот так, — проговорил Оська, снова устраиваясь на колени к Чубарькову. — Вот вы положите сюда вашу руку, а я буду вас ударять. А вы должны руку убирать, чтобы я не попал. Как не попаду, тогда вы будете бить. У нас в классе все так играют. — А ну давай, давай, — охотно заинтересовался комиссар и положил на ломберный столик свою широкую пятерню — руку грузчика. Оська прицелился. Он замахнулся левой рукой, но коварно ударил правой. Тяп! Комиссар не успел отдернуть руку. — Смотри ты! — удивился комиссар. — Подловил, подловил… А ну-ка еще! Понял я вас. На, бей! Оська проделал тот же маневр. Но ладонь его громко шлепнулась о стол. Комиссар на этот раз ловко убрал руку в последний миг. — То-то, — сказал Чубарьков, чрезвычайно довольный. — Ну, а теперь клади свою пятишку».
Не ступать на пол А.Линдгрен. «Пеппи Длинныйчулок» «И вот настало время веселиться. Пеппи предложила игру, которая называется «Не ступать на пол». Играть в нее очень просто: надо обежать вокруг кухни, ни разу не коснувшись ногой пола. Кто первый обежит, тот и выиграл. Пеппи вмиг справилась с этим заданием, но для Томми и Анники выполнить его оказалось куда труднее. Надо было очень широко расставлять ноги, передвигать табуретки и строить настоящие мосты, чтобы добраться от плиты до шкафчика, от шкафчика до водопроводной раковины и оттуда до стола, а затем, шагнув по двум стульям, перескочить на угловую полку. Между этой полкой и скамейкой было расстояние в несколько метров, но там, к счастью, стояла лошадь, и если суметь взобраться на нее и проползти от хвоста до головы, то можно было, наловчившись, прыгнуть на скамейку. Так они играли, пока почти самое нарядное платье Анники не превратилось в далеко-далеко-далеко не самое нарядное, а Томми не стал черным как трубочист».
Пустяки Алан Александр Милн. «Винни-Пух и все‑все‑все» «Тем временем Винни как раз подошел к мосту. И так как он не смотрел себе под ноги, он споткнулся, шишка выскользнула из его лап и упала в воду. — Обидно! — сказал Пух, глядя, как шишка медленно проплывает в сторону моста. Он хотел сходить за новой шишкой… но потом подумал, что лучше он просто поглядит на Реку, потому что денек такой славный; Винни-Пух лег на пузо и стал смотреть на Реку, а она медленно, плавно скользила вдаль… И вдруг из-под моста появилась его шишка, тоже медленно, плавно скользившая вдаль. — Как интересно! — сказал Пух. — Я уронил ее с той стороны, а она выплыла с этой! Интересно, все шишки так делают? Он пошел и набрал еще шишек. Да. Они все так делали. Тогда он бросил две шишки сразу и стал ждать, какая из них выплывет первой. И одна из них выплыла первой, но, так как они были одинакового размера, Пух не знал, была ли это та, которую он задумал, или другая. Тогда в следующий раз он бросил одну большую, а другую маленькую, и большая выплыла первой, как он и думал, а маленькая выплыла последней, как он тоже думал, так что он выиграл два раза!.. <…> Так появилась на свет игра, которую потом назвали игрой в „Пушишки“, в честь Винни-Пуха, который ее изобрел и научил играть в нее своих друзей. Только потом они стали играть палочками вместо шишек, потому что палочки легче различать, а игру назвали просто „Игрой в Пустяки“, и в этом названии от Пуха осталось только „Пу“, а от шишек вообще ничего не осталось».
Радость Э. Портер «Полианна» « — Просто это такая игра. Мой папа научил меня играть в нее, и это очень здорово, — ответила Поллианна. — Мы начали играть в нее, когда я была еще совсем маленькой. Потом я рассказала о нашей игре в Женской помощи, и они тоже стали играть. Ну, не все, а некоторые. — А как это? Я, конечно, не мастак на всякие игры, но все-таки расскажи. Никогда еще не слышала, чтобы играли в радость. Поллианна засмеялась, потом вздохнула, и ее худое личико погрустнело. — Это началось, когда нам среди пожертвований достались костыли, — торжественно изрекла она. — Костыли? — Да. Мне тогда ужасно хотелось куклу, вот папа и попросил женщину, которая собирала пожертвования. А та леди ответила, что кукол никто не жертвовал, поэтому вместо куклы посылает маленькие костыли. Она писала, что они могут тоже пригодиться. — Ну, пока я не вижу ничего забавного, — сказала Нэнси. — Что же это за игра, просто глупость какая-то. — Да вы не поняли. Наша игра в том и заключалась, чтобы радоваться, несмотря на то, что радоваться вроде бы нечему. Вот мы с этих костылей и начали. — Домик мой с палисадником! Да как же можно радоваться, когда ты ждешь куклу, а тебе присылают костыли! Поллианна от радости даже в ладоши захлопала. — Можно! Можно радоваться! Можно! Можно! — восклицала она. — Я тоже сначала подумала так же, как вы, — честно призналась она, — но потом папа мне все объяснил. — Может, поделишься, окажешь милость? — обиженно спросила Нэнси, ибо ей показалось, что девочка просто смеется над ней. — А вот слушайте дальше, — как ни в чем не бывало принялась объяснять Поллианна, — именно потому и надо радоваться, что костыли мне не нужны! Вот и вся хитрость! — с победоносным видом завершила она. — Надо только знать, как к этому подступиться, и тогда играть не так уж трудно». Вскоре отец Поллианны Джон Уиттиер скончался. Немного раньше умерла ее мать. Отец не оставил практически никакого наследства: он служил пастором в церкви и не имел больших денег, поэтому оставил после себя лишь несколько книг. Одиннадцатилетняя ПоллианнаУиттиер была вынуждена переехать к своей тёте мисс Полли Харрингтон в штат Вермонт. Характер у тети был скверный, но все ее наказания племянница воспринимала с восторгом и благодарностью, чем приводила мисс Полли в полное замешательство. Игра, которой научил ее отец, помогла Поллианне увидеть положительные стороны во всем и всегда находить выход из сложной ситуации. Она научила играть в свою игру практически всех жителей городка. И вместе с тем подарила им надежду и помогла взглянуть на мир и все происходящее вокруг по-другому.
Солдатики Владислав Крапивин «Ковёр-самолёт» «Солдатики — это была наша любимая игра. Мы ее затеяли в то лето, когда подружились. А через два года у нас в больших коробках из-под обуви накопились громадные армии — тысячи три пехотинцев, конников, артиллеристов и разведчиков. Храбрые солдаты ростом с мизинец. Мы рисовали их на картоне и вырезали маникюрными ножницами. Тетя Валя отдавала нам катушки от ниток, и они сразу превращались в орудийные стволы и колеса. Стреляли пушки горохом, сухой рябиной и стеклянными шариками от бус, которые тоже отдала тетя Валя. Бусинки считались тяжелыми, особо опасными снарядами. Когда за окном моросил дождик и улица не манила, мы устраивали на полу поле сражения. Развертывали широким фронтом конный строй драгунских и гусарских полков, рассаживали по укромным уголкам разведчиков-наблюдателей, строили в каре разноцветных пехотинцев и егерей. Ставили батареи. У каждой пушки укладывали в пирамиду ядра, натягивали на стволы боевые резинки… Артиллерия безжалостно косила картонные войска, и приходилось для защиты возводить брустверы, ставить редуты и бастионы».
Читала и играла заведующая библиотекой-филиалом №7 Шишкова А.Л. | |
|