MENU
Главная » 2021 » Апрель » 18 » «С дальним прицелом»: конструктор ракетно-космических систем Михаил Кузьмич Янгель
07:24
«С дальним прицелом»: конструктор ракетно-космических систем Михаил Кузьмич Янгель

По утрам
на планете мирной
голубая трава
в росе...
Я не знаю ваших фамилий,—
знаю то,
что известно всем:
бесконечно дышит вселенная,
мчат ракеты,
как сгустки солнца.
Это —
ваши мечты и прозрения
Ваши знания.
Ваши бессонницы.
Знаю только,
что где-то
ретиво,
в предвкушенье военного грома,
зря
от тяжести реактивной
прогибаются аэродромы!

Роберт Рождественский «Людям, чьих фамилий я не знаю»

Как бы ни было это удивительным сейчас, но вплоть до последнего десятилетия ХХ века фамилию выдающегося советского учёного и конструктора в области ракетно-космической техники Михаила Янгеля нельзя было найти ни в одном справочнике, ни в одной энциклопедии. Он не печатался в прессе. «Тюльпаны с космодрома» – книга, написанная супругой учёного после его смерти, была подвергнута жёсткой цензуре: фамилии убирали, отчества героев меняли. Всё это делалось для того, чтобы никто не мог вычислить, что этот человек занимался ракетной техникой. Так кто же он – один из самых засекреченных главных конструкторов СССР?
Михаил Кузьмич Янгель (1911 – 1971) – советский конструктор ракетно-космических комплексов. Доктор технических наук, академик Академии наук СССР. Дважды Герой Социалистического Труда. Отец-основатель нового направления, связанного с созданием ракет на стабильных высококипящих компонентах топлива, ставших основой ракетных войск стратегического назначения. Главный конструктор конструкторского бюро «Южное» (г. Днепропетровск) при Государственном комитете Совета Министров СССР по оборонной технике. 

Как это часто бывает, вокруг больших секретов строятся домыслы, слухи, а зачастую и откровенная ложь. Вот и про Янгеля говорили, что он случайный человек в ракетостроении. Его работа в НИИ-88 (Государственный союзный научно-исследовательский институт № 88 Министерства вооружения СССР, на сегодняшний день – АО ЦНИИмаш, головной научно-исследовательский институт Госкорпорации «Роскосмос») началась на четыре года позже, чем у первой группы ракетчиков, и некоторые известные личности заявляли, что они – настоящие ракетчики, а Янгель – авиационный конструктор и в ракетостроение попал случайно. Но жизнь всё расставила по своим местам.
Ложь и слухи всегда преследовали конструктора, и даже на Западе договорились до того, будто Янгель – немецкий ракетчик, украденный у знаменитого Вернера фон Брауна. В семье Янгеля к этому относились как к анекдоту.

Будущий советский учёный родился в деревне Зырянова (что покоится ныне на дне Усть-Илимского водохранилища) Нижнеилимского района Иркутской области в крестьянской семье, где был шестым из двенадцати детей. Эта деревня находилась в такой беспросветной глуши, что говорили: «Это близко, всего два месяца ходьбы до железной дороги. Ну и ещё через Ангару переправиться». 

Однажды на академика написали донос, что он – сын кулака, скрывающегося в тайге, хотя к тому времени его отца уже три года не было в живых. Спас Янгеля Н.Н. Поликарпов, в конструкторском бюро которого он работал: «Немедленно пишите заявление на отпуск и поезжайте домой. Привезите необходимые документы». Поездка пришлась на декабрь. Морозы стояли такие, что лопались рельсы, но река из-за сильного течения не замерзла. При переправе в тумане лодку снесло на четыре километра, ещё бы чуть-чуть – и попал бы в водопады. Чудом остался жив, но вернулся с необходимыми бумагами.
Из родной деревни Янгель уехал в 14 лет в Москву к старшему брату Константину, который учился в горной академии. Он и помог с общежитием. Затем был 7-й класс, обучение в ФЗУ (фабрично-заводском училище), работа поммастера на текстильной фабрике. В 1931 году, на пике популярности авиации, будущий конструктор поступил в Московский авиационный институт (МАИ).
Диплом с отличием по специальности «самолётостроение» привёл его в 1937 году в КБ Поликарпова. Того самого Н. Н. Поликарпова, что создал самолеты, ставшие легендами: И-16 («ишак») и По-2 («небесный тихоход»), которых боялись немцы, а летчику, сбившему их, давали Железный крест. В это конструкторское бюро при Государственном авиационном заводе № 1 Янгель пришёл ещё студентом, а задержался на годы.

В начале войны не достигшего тридцатилетия инженера назначили исполнять обязанности директора завода. Ему пришлось организовывать эвакуацию предприятия и руководить им в Новосибирске. До конца войны он успел поработать заместителем главного инженера в ОКБ А.И. Микояна (1944 г.) и ведущим инженером в КБ В.М. Мясищева (1945 г.). 

Как всё-таки получилось, что Янгель стал создателем грозных ракет стратегического назначения?
Уж точно не «случайно». Много и упорно работая, заслужив репутацию грамотного инженера, он в 1938-м отправляется в служебную командировку в США. Во время войны делает боевые самолеты. Потом два года Академии авиационной промышленности СССР, которую заканчивает с отличием. В 1946 году его назначают старшим инженером в особый отдел при Министерстве авиационной промышленности. Работа увлекает его. Он на лету ловит идеи. И, когда получает назначение на должность начальника отдела в КБ С.П. Королева, которое входит в состав НИИ-88, не раздумывает ни минуты. 
Янгелю «посчастливилось» прийти в ракетостроение в период сложнейших международных отношений. К этому времени и США, и СССР достигли значительных успехов в создании ядерных зарядов – ключевых элементов стратегического вооружения. Но относительно второго элемента – средств доставки ядерного оружия – стороны были в неравном положении.
Если США, имевшие свои базы в Италии, Турции, Южной Корее и Японии, могли использовать бомбардировочную авиацию для нанесения ядерных ударов по Советскому Союзу, то СССР не имел в то время ни соответствующих баз, ни бомбардировщиков. Руководством страны принимается единственно верное решение – использовать возможности ракетной техники. Вся ответственность за разработку проекта ложится на ОКБ под руководством С. П. Королева. 
Для двух талантливых конструкторов в этой работе существует принципиальная сложность. В то время начинаются разработки вариантов ракет на высококипящих элементах топливах, когда в качестве окислителя используется азотная кислота. Королёв искренне полагает, что это выброшенные деньги. Он убежденный сторонник применения кислорода. И с точки зрения экологии, например, пилотируемых полетов, это правильно. Но совершенно неприменимо для военных целей. А Янгель заинтересован в новых разработках. Тогда Королев даёт добро: хочешь заниматься – занимайся. 
Речь идет о ракете Р-11 – первой в Союзе, где в качестве компонентов топлива используется горючее на основе керосина и окислитель, в котором 80 % составляет азотная кислота. Кстати, это единственная советская ракета, у которой два главных конструктора, – С. П. Королев и М. К. Янгель. У неё счастливая судьба – ей предстоит очень долго стоять на вооружении. 

Основными задачами отдела Янгеля были разработка и испытания систем управления новых баллистических ракет дальнего действия. Для реализации этих целей в 1952 году в Днепропетровске выделяется строящийся завод № 586 и впервые в практике ракетостроения при заводе создаётся ОКБ-586, более известное как КБ «Южное». Главным конструктором нового бюро становится Михаил Кузьмич Янгель. 

Было бы несправедливым рассказывать о разработках под руководством учёного только в деле обороны страны. Янгеля по праву называют одним из отцов первого космического корабля «Восток». За работу над этим проектом он был награждён званием Героя Социалистического труда с грифом «совершенно секретно».

С первых лет работы над боевыми ракетами Янгель понимает, что на их основе можно создавать носители для вывода на орбиту космических аппаратов научного, военного и народно-хозяйственного значения. На базе ракеты Р-12 производят двухступенчатую ракету-носитель «Космос», ракеты Р-14 – «Интеркосмос», ракеты Р-36 – семейство носителей «Циклон». Под руководством конструктора изготавливаются первые космические аппараты военного и научного назначения, универсальные орбитальные станции, метеорологические и связные спутники, международные научные спутники, лунный посадочный блок. Перечисленные объекты стратегического вооружения и ракетно-космической техники говорят о выдающемся конструкторском таланте М.К. Янгеля. Простота ракетных конструкций при высоких лётно-технических характеристиках, надёжность функционирования и удобство эксплуатации послужили основой создания ракетно-ядерного щита СССР.

Случались и трагедии. Осенью 1960 года начались летные испытания межконтинентальной ракеты Р-16. При подготовке к пуску ракета загорелась на старте. В огне погибли около ста человек, среди них Главком стратегических ракетных войск маршал М.И. Неделин. 

Из рассказа дочери Людмилы о состоянии отца в те дни:

«Хрущев у него спросил: "А вы почему остались живы?". Отца спасло то, что он покурить отошел. Он надышался парами азотной кислоты. Сразу после комиссии полетел в Киев, докладывать в ЦК Украины. Оттуда на самолете в Днепропетровск. Не заезжая домой, в обком партии. И там свалился с инфарктом. Ему было 49 лет. Когда мы приехали в больницу, я навсегда запомнила: руки обожженные, с трудом карандаш держал. Он пытался бросаться в этот огонь, искал Неделина. Его буквально держали. Там была колючая проволока. Люди пытались через нее перелезать. Горящие факелы бежали. Те, кто перелезал, а там три или четыре метра высотой бетонные конструкции, ломали себе руки, ноги. Фильм документальный жуткий остался. Операторы продолжали снимать. Это их работа. А отец…Человек, который зациклен на чем-то одном, совершенно страшное зрелище. Перебинтованный, хрипит. Берет бумагу, карандаш, рисует схему: "Здесь ракета, здесь Неделин, вот здесь бункер, куда я отошел". И начинает рассказывать, что это было так, так и так. Рвет бумагу на мелкие кусочки. Тут же берет второй лист, и начинает то же самое. Теми же самыми словами, тот же самый рисунок...»

Невозможно представить глубину моральных и физических страданий конструктора. Никогда он не перекладывал ответственность на других и сейчас винил только себя. Но, несмотря ни на что, нашел силы пережить трагедию и двигаться дальше. Через несколько месяцев ракету Р-16 доработали,  и уже в 1962 г. приняли на вооружение.

Одной из магистральных идей  Янгеля, сыгравшей решающую роль в развитии боевых стратегических ракет, был миномётный старт.

Предполагалось расположить ракету  в  транспортно-пусковом контейнере, а её старт производить особым способом, никогда не применявшимся никем в мире, – минометным: ракета вылетает из контейнера, как пробка из бутылки, а её двигатели запускаются уже в процессе полёта. Решение Янгеля было настолько новым и необычным, что многим казалось рискованным. Сторонников этой разработки не нашлось даже в ОКБ «Южное». Никто и нигде в мире ничего подобного не делал. В США эту задачу решили только через пять лет. Вошёл  в историю ответ Янгеля на совещании в ОКБ: «Ну, что же, я внимательно всех выслушал и принимаю решение: будем делать минометный старт». В этом был весь учёный с его гениальным техническим предвиденьем.
Ещё одним из великих созданий конструктора стала ракета СС-18 (по классификации НАТО, «Сатана»), которая внесена в «Книгу рекордов Гиннесса» как самая мощная межконтинентальная баллистическая ракета в мире. Технические решения, воплощенные в ней, признаны классикой боевого ракетостроения.
СС-18 стала последней работой Михаила Кузьмича Янгеля. 25 октября 1971 года, в день своего 60-летия, сердце великого ракетчика остановилось навсегда.
Янгель похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Именем легендарного советского конструктора названы астероид, кратер на Луне, пик на Памире, океанский сухогруз, посёлок в Иркутской области, станция метро в Москве, улицы во многих городах бывшего СССР. Ему установлены памятники и мемориальные доски.
В начале 1960-х годов Роберт Рождественский написал удивительные стихи «Людям, чьих фамилий я не знаю» – одновременно и гимн, и реквием создателям ракетно-ядерного щита. Заканчивались они строчками:

Каждый школьник
в грядущем мире
Вашей жизнью
хвастаться будет.
Низкий, низкий поклон Вам, люди,
Вам, великие без фамилий.

Татьяна Кудрявцева, библиотекарь 2-й категории
библиотеки-филиала № 1


Источники: 

Романов А.П. Конструкторы / А.П. Романов, В.С. Губарев. – Москва : Политиздат, 1989. – 365 [2] с., ил. – 21 см.
Михаил Янгель // Информационное агентство «Научная Россия» : [официальный сайт]. – дата обращения 18.04.2021 г.
Янгель Михаил Кузьмич // Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» : [официальный сайт]. – дата обращения 18.04.2021 г.
Янгель, Михаил Кузьмич // ИркипедияRU : энциклопедия и новости Приангарья [официальный сайт]. – дата обращения 18.04.2021 г.
Ячменникова, Н. Конструктор гостайны / Наталия Ячменникова // ФГБУ «Редакция «Российской газеты» : [официальный сайт]. – дата обращения 18.04.2021 г.


 

Год науки и технологий

Просмотров: 1108 | Добавил: lesgusly | Рейтинг: 5.0/13
МБУК Краеведческий музей Карта сайта
Контакты
Сообщить об ошибке
Вакансии
Мобильная версия сайта

Вверх