Когда мы вспоминаем своё детство, обязательно думаем о школьных годах, о друзьях и одноклассниках. И, конечно о любимых учителях. О самой первой, той, которая встретила нас, маленьких, растерянных от разлуки с родителями, испуганных неизвестностью, которая у каждого была своя, Мария Ивановна, Ольга Николаевна, Надежда Алексеевна…Иногда мы не помним их фамилии, но имена - всю жизнь, ведь они стали для нас вторыми мамами. Школа для каждого вспоминается по-разному. Для многих школьные годы – это самое лучшее, что с ними было в жизни. Сколько бы нам не было лет, но иногда, кажется, что встанешь утром, соберёшь портфель, придёшь в класс, а там тебя встретит приветливой улыбкой твоя учительница: «Здравствуйте, дети! Садитесь, начнём урок».
Эта статья расскажет вам об истории школы и профессии учителя. Как учились дети в разные времена? Всегда ли учёба была интересной, увлекательной и нравилась ученикам? Читайте и отвечайте на вопросы нашей дартс - викторины «Про тетрадь и парту, карандаш и карту».
История школы и профессии учитель такая же древняя, как история мира. Во все времена и во всех странах всегда были учреждения, где детей обучали грамоте. Школы, хоть немного напоминающие современную, и первые учителя, которые передавали знания ученикам, появились вместе с первыми городами и государствами. Зачем они были нужны? В каждой стране был свой правитель, и нужны были люди, которые должны были записывать распоряжения государя, его указы, законы и другие документы. Для обучения письму, чтению и счёту в Древнем Египте и появились первые школы. Там учились дети высокопоставленных людей, только мальчики. Они становились приближёнными фараонов. Школы располагались при храмах различных богов, а преподавали в них служители (жрецы) или писцы. Писать учились на специальном материале – папирусе, специальными палочками из тростника чернилами. Детей обучали очень строго. За лень и непослушание наказывали, били. Учитель говорил: «Не проводи ни одного дня в безделье, иначе будут бить тебя. Уши мальчика на спине его…».
В государстве Шумеры, которое находилось по соседству с Египтом, учили детей писать на другом материале – глине. Из неё делали прямоугольные таблички - тетради, на которых специальными палочками выдавливали знаки шумерской письменности – клинописи. Школа тогда называлась «домом табличек», шумерских школьников звали «сыном дома табличек», а учителя – «отцом».
В Древней Греции школа стала совсем другой. Даже слово «школа» было придумано в Греции. Ученики изучали разные предметы: литературу, математику, историю, музыку, физкультуру. Учиться могли все желающие, даже из бедных семей и девочки. В этой стране появилось новая профессия «педагог». Это раб, который был приставлен к ребёнку из богатой семьи и был «детоводителем». Он отвечал за безопасность школьника, за то, чтобы тот не прогуливал занятия и учился прилежно. Греческим ученикам нужно было многое запомнить, они без устали зубрили науки. Учителя в Древней Греции были одними из самых уважаемых людей в государстве. Они смогли воспитать целую плеяду всемирно известных учёных, поэтов и государственных деятелей.
В Древнем Риме школа была похожа на древнегреческую. Римлянам понравилось, как обучали детей в Греции, и они переняли методики преподавания наук и обычай перерыва в занятиях на несколько дней. Временем для такого перерыва было избрано самое жаркое время года, когда на небе появлялась особая звезда «Каникула» (собачка) – так римляне называли звезду Сириус в созвездии Большого Пса. Вот тогда-то и устраивали перерыв в занятиях, когда дети бегали по улице как собачки и не учились.
В далёкой азиатской стране Китае в тени абрикосового дерева учил детей самый первый учитель – Конфуций. С 22 лет посвятил он себя педагогике. За небольшую плату – связку вяленого мяса он делился своими знаниями. Место под абрикосовым деревом прозвали в народе «Абрикосовый алтарь». За время работы Конфуций выучил грамоте, чтению и письму более 3000 учеников.
В средневековой Европе в большинстве стран царило невежество. Многие вельможи вместо подписи ставили крест и не считали грамотность положительным качеством. Школы существовали только при монастырях, где учеников обучали монахи. Учиться было чрезвычайно трудно. Преподавались латынь и Священное Писание. Молодые люди, постигшие науки, могли занимать должности при монастыре или княжеском дворе. Университетов, в которых учили педагогике до 12 века, в Европе не было.
В России тоже нигде будущих учителей не обучали. Даже профессии такой не существовало. Но потребность в них была большой. При монастырях, церковных приходах были небольшие школы, существовавшие на средства прихожан. Детей обучали монахи азам грамоты и счёта. Считалось, что больше и не надо. Кроме того, княжеских детей брали на воспитание и обучение «дядьки». Грамотные люди в деревнях могли заработать себе на безбедную жизнь, поэтому, родители заставляли детей зубрить науки, чтобы сын помогал им в старости. Затем, в 18 веке, когда в Россию прибыло много образованных иностранцев, они стали преподавать в российских университетах и семинариях. Выпускники учебных заведений отправлялись работать учителями в начальные школы. В состоятельные семьи приглашались иностранные учителя – гувернёры, которые обучали дворянских детей разным наукам. В 1783 году в России открылось первое в России народное училище для подготовки учителей.
Но мало окончить училище или курсы. Министр просвещения России А. Луначарский говорил об учителях: «Важно, чтобы педагог был самым универсальным и самым прекрасным человеком в государстве, так как он должен сделать из себя источник радостного перерождения маленьких людей, которые живут в процессе постепенного развития своих сил».
20 век принёс в развитие российской школы и профессии учителя кардинальные перемены. В 1917 году даже отменяли все уроки, домашние задания, отметки, школьную форму. Дети, конечно, очень обрадовались. Но потом, здравый смысл победил. Снова открылись школы, и в стране началась борьба с неграмотностью населения и беспризорностью детей. Учителей требовалось всё больше и больше. В крупных городах появились педагогические училища и институты. Их выпускники разъезжались по всей стране и учили не только детей, но и взрослых.
21 век также принёс в школьную жизнь большие изменения. Учителя используют в своей работе новую электронную технику, различные пособия, помогающие более эффективно и доступно обучать детей сложным наукам. Но как бы не менялось время, что бы ни придумывали люди, ученикам всегда будут нужны терпеливые и старательные педагоги, которые научат их не только знаниям, но и правильно воспитают. Каждому школьнику или студенту хочется пожелать в жизни только самых хороших учителей.
Источники:
История Древнего мира : книга для чтения : 5 класс /редактор В. П. Буданова. – Москва : Эксмо - Пресс, 1999. – 624 с. : ил.
Колпакова, О. В. Секреты профессий : [знакомство с давно забытыми профессиями и особенностями современных специальностей : для среднего школьного возраста] / Ольга Колпакова ; [составитель Н. Астахова]. – М. : Белый город, 2010. – 47, [1] с. : цв. ил. ; 29 с. – (Энциклопедия тайн и загадок).
Литвяк, Е. История школы : про парты, перья и тетрадки : [для старшего дошкольного и младшего школьного возраста] / Елена Литвяк ; художник Елена Поповская. – Москва : Настя и Никита, 2018. – 23, [1] c. : цв. ил. ; 27 см. – (Настя и Никита ; вып. 168).
Фотографии взяты из открытых источников.
Статью подготовила
Главный библиограф Центральной детской библиотеки
Канарейко Елена Михайловна
Открытка «С Днем учителя»»
|