16:45 «Надо уметь прощать». К 145-летию Януша Корчака | |
«Я взываю о правах ребенка! Быть может, их больше, я установил три основных: Януш Корчак Януш Кόрчак (настоящее имя – Эрш Хенрик Гольдшмидт) – всемирно известный врач, педагог, писатель, журналист и общественный деятель. Он родился 22 июля 1878 года в Варшаве в польско-еврейской семье. Его дед был еврейским врачом, а отец – польским адвокатом. Вечное скитание между двух лагерей – польским и еврейским – привело к тому, что для публичной деятельности он выбрал псевдоним Януш Корчак. Но его еврейское происхождение оказалось решающим. В школьные годы Хенрик учился в Варшавской гимназии народного просвещения России, в которой царили строгие порядки. Предметы преподавались на русском языке. Учёба подростку не нравилась, его даже оставляли на второй год. Однако у Хенрика был настоящий интерес к литературе, которой он посвящал всё свободное время. Ещё до смерти отца, который страдал психическим заболеванием и умер в 1896 году, Хенрик занимался репетиторством, чтобы помочь семье материально. Преподавание на дому привело юношу к удивительному выводу – ему нравится учить детей и делать уроки интересными, а самое главное – у него получается общаться с детьми. В 18 лет Хенрик написал первую статью «Гордиев узел» о воспитании детей и отнёс её в журнал «Шипы». Её опубликовали, и это положило начало писательской деятельности будущего педагога. Однако в 1898 году он поступил на медицинский факультет Императорского университета в Варшаве, где шесть лет изучал медицину, но не оставлял попыток развиваться как писатель. Происхождение псевдонима «Януш Кόрчак» неизвестно. В отличие от публицистики, художественные произведения Хенрику удавались значительно хуже. В 1898 он принял участие в театральном конкурсе с неудачной пьесой, где впервые использовал имя «Януш Корчак». Считается, что он взял его из романа известного польского писателя Юзефа Крашевского «История Янаша Корчака и прекрасной дочери мечника», но немного переделал имя героя. Однако шесть лет этот псевдоним Хенрик не использовал. В научных медицинских журналах, в которых печатали его труды, он подписывался неизменно – Хенрик Гольдшмидт. Получилась двойная жизнь. В одном мире он – врач-студент, в другом – публицист, который писал на темы социальных пороков. А самый страшный порок общества будущий педагог видел в бедности и ущербности детей, брошенных взрослыми. Он часто ходил по притонам, искал детей на улицах и в трущобах, пытаясь им помочь. В марте 1905 года Хенрик Гольдшмидт получил докторскую степень по медицине и начал работать в Еврейской детской больнице в Варшаве. Он не только оказывал медицинские консультации и занимался уходом за больными, но и практиковал на дому. Тогда же Корчак был призван на русско-японскую войну, где приобрёл опыт военного врача. В 1900 – 1915 годах Корчак был активным членом Общества летних лагерей, сотрудничал с Обществом польской культуры и Варшавским обществом гигиены. В 1904 и 1907 годах работал воспитателем еврейских детей на летних базах отдыха. Лагерь, куда Корчак поехал с детьми в первый раз, стал отправной точкой тех методов и идей, которых великий педагог будет придерживаться до конца жизни. Корчак был возмущён полным отсутствием дисциплины, травлей, несоблюдением гигиенических норм. И начались изменения: природа, походы, взаимоподдержка. Корчак быстро заметил, что близость природы и походы снимают напряжение между детьми. Укрепляется здоровье, улучшается настроение, и мир становится радостней. Корчак ввёл систему, когда дети сами выставляют оценки за поведение и своё решение обсуждают друг с другом. Также создал в лагере Детский суд. Каждый мог подать туда жалобу, и её рассматривали судьи-дети, которые выносили решение по этому заявлению. Так любой ребёнок, если его обидели, мог найти защиту у общественного суда. Как и полагается, были и адвокат, и прокурор. Для углубления своих медицинских знаний доктор уехал на год в Берлин (1907 – 1908), а потом в Париж (1910). Там он посещал лекции по педиатрии и педагогике. Корчак воспользовался возможностью, чтобы наблюдать за детскими больницами и центрами, занимающимися лечением и образованием детей. В 1911 году он остался на месяц в Лондоне, где посещал местные школы и дома престарелых. Именно тогда он принял решение не заводить семью, а посвятить свою жизнь исключительно работе с детьми. Всё это время Корчак продолжал разрываться между педагогикой и медициной. В 1911 году его пригласили на концерт в Сиротский дом. Там произошла историческая встреча со Стефанией Вильчинской. Она в то время уже много работала с детьми-сиротами. Служение детям было основным её призванием. Эта женщина на долгие годы стала спутницей Корчака в его педагогических поисках и поддержкой в непростых решениях. Она была рядом с ним до конца. В 1912 году Корчак окончательно оставил работу в больнице и занял пост директора только что открытого Еврейского дома сирот. Он продолжил сотрудничать со Стефанией Вильчинской, которая помогала ему реализовывать авторские педагогические концепции и способствовала развитию заведения. «Дом сирот» стал для Корчака местом ежедневного детального наблюдения за психофизическим развитием ребёнка. В первые годы Корчак и Вильчинская работали по 16 часов в сутки. Не так-то просто было справиться с большим количеством детей со сломанной жизнью, потерявших веру в людей. В «Доме сирот» возобновились и родились новаторские педагогические идеи, такие как детский парламент, суд, газета и нотариус. «Детей нет, есть люди», «право ребёнка на свободу слова», «право ребёнка на уважение»,– эти лозунги характеризуют воспитательные принципы Януша Корчака. Помня о том, что его воспитанники – прежде всего дети, которым необходимо дурачиться, директор вводил в приюте забавные праздники: День грязнули, когда нельзя было умываться; праздники Самого короткого дня, когда можно не вставать с постели, и Самой короткой ночи, когда разрешалось не ложиться спать. Имея возможность работать за границей, Корчак остался в Польше не случайно. Среди поляков процветал антисемитизм, поэтому педагог в первую очередь хотел помочь дискриминируемым еврейским детям. Во время Первой мировой войны Корчака призвали на фронт в качестве врача. В это время он написал одну из самых значительных своих книг «Ребёнок в семье» – первую часть цикла «Как любить ребенка», которая вышла в 1919 году (весь цикл был опубликован в 1920 году). После возвращения в Варшаву в 1918 году он продолжил работу в «Доме сирот». Руководя приютом, Корчак также написал почти все свои самые известные книги для детей: «Король Матиуш Первый», «Банкротство маленького Джека», «Кайтусь-чародей». В 1920-е годы Корчак начал читать лекции в Свободном польском университете и на Высших еврейских педагогических курсах, готовивших педагогов. В 1926 году директор приюта стал редактором экспериментального еженедельника «Малое обозрение». Это было издание, практически полностью созданное детьми и для детей. Последний номер вышел 1 сентября 1939 года. В 1932 году Корчак взял на себя новые обязанности: работал консультантом по вопросам о делах несовершеннолетних в окружном суде и, среди прочего, – делопроизводителем в Национальной службе здравоохранения. С конца 1934 года писатель также сотрудничал с Польским радио под псевдонимом «Старый Доктор». Передача с его участием шла всего 15 минут, но её слушала вся Польша. Стиль Корчака был неформальным, открытым. Он рассказывал о детях, читал сказки, затрагивал темы, близкие и понятные всем родителям. Довольно быстро псевдоним Корчака был раскрыт. Передача, книги, лекции сделали доктора очень популярным. Януш Корчак сформулировал основные заповеди воспитания детей:
В 1937 году антисемитизм в Польше достиг наивысшей точки, и Корчак всерьез задумался об отъезде из страны. Но перевезти детей за границу было нереально, и педагог остался, чтобы продолжать дело своей жизни. В первые дни Второй мировой войны Корчак вместе с товарищами-воспитателями день и ночь находился в «Доме сирот». В сентябре 1939 года он в последний раз выступил по Польскому радио, призывая к спокойствию. Осенью 1940 года «Дом сирот», как еврейское учреждение, был переведён в варшавское гетто в здание ремесленной школы. Сам Корчак был арестован за отсутствие нарукавной повязки со звездой Давида, которую нацисты приказали носить каждому еврею. В октябре 1941 года «Дом сирот» снова был вынужден переехать. С начала войны директор приюта постоянно пытался добиться поддержки учреждения, боролся за финансовые средства для содержания детей. Но прежде всего он прилагал усилия, чтобы, несмотря на безвыходное положение, жизнь в «Доме сирот» шла, как и прежде, в довоенном режиме. Насколько это было возможно, «пан доктор» поддерживал обычный распорядок, добывал для детей одежду и лекарства. В 1941 году Корчаку было уже за 60. Как рассказывали очевидцы, целый день он бродил по гетто и возвращался вечером – порой с пустыми руками или с краюшкой хлеба, или, если день был удачным, с мешком полугнилой картошки. В мае 1942 года писатель начал вести дневник, в котором описывал ужасную реальность нацистской оккупации. 22 июля 1942 года, в день рождения Корчака, в гетто началась акция уничтожения еврейского населения. 5 или 6 августа (точная дата неизвестна) 1942 года нацистские оккупанты вывели Корчака, Вильчинскую, всех сотрудников и двести воспитанников «Дома сирот» для депортации в концентрационный лагерь. Все были разделены на группы по четыре человека, с Корчаком во главе. С обращенными вперед глазами, он держал двух детей за руки и вёл свой последний марш. Отряд детей нёс знамя короля Матиуша – золотой клевер на зелёном фоне. Еврейские колонны детей и взрослых достойно шли на смерть. Даже вспомогательная полиция при виде них встала по стойке «смирно» и отдала честь. Всех их перевезли в закрытых переполненных вагонах с окнами из колючей проволоки в Треблинку. Известно, что Треблинка была лагерем уничтожения, то есть жизни там не было в принципе. Это был конвейер смерти: из вагона сразу в газовую камеру... Януш Корчак отказался от всех возможностей, которые могли бы спасти его жизнь: он не принял помощи, которую ему предлагали друзья, – покинуть гетто или уйти в подполье. Известно, что гитлеровское правительство в последний момент хотело остановить отправку Корчака в лагерь, желая спасти жизнь известному писателю и учителю. Но он в очередной раз отказался и разделил участь своих воспитанников. Запись в дневнике Януша Корчака, сделанная 5 или 6 августа 1942 года: «Последний год, последний месяц или час. Хотелось бы умирать, сохраняя присутствие духа и в полном сознании. Не знаю, что бы я сказал детям на прощание. Хотелось бы только сказать: сами избирайте свой путь. Я никому не желаю зла. Не умею. Не знаю, как это делается». Среди семнадцати тысяч камней на символическом кладбище в Треблинке есть один именной мемориал: ЯНУШ КОРЧАК (Хенрик Гольдшмидт) И ДЕТИ. Учитель и врач стал символом самопожертвования и огромной любви к детям. Великий педагог до конца остался верен детям и своему призванию. Источники:
Материал подготовила Татьяна Чернова, | |
|