09:42 «Навеки в памяти народной»: к 350-летию со дня рождения Петра Первого | |
Годы правления Петра Первого (1682-1725) вошли в историю России как Петровская эпоха. Император ставил перед собой цель – превратить Россию в огромную и сильную империю, потом – в великую державу. Среди новых реформ и преобразований, особое внимание уделялось наукам, просвещению и книжному делу. Путешествуя по Европе, Пётр посещал музеи, университеты, лаборатории и всё больше убеждался в необходимости распространения образования и создания школ в России. Из-за границы в Санкт-Петербург на русскую службу были приглашены знатные математики, географы, анатомы, физики, астрономы. Для усвоения теоретических знаний и приобретения практических навыков в кораблестроении, управлении кораблём Пётр I отправлял русских людей для обучения за границу. В марте 1697 года Пётр I сам уезжает из Москвы в Голландию, изучает морское дело, учится строить корабли. В 1701году в Москве, в палатах Сухаревой башни открывается первая в России «школа навигационных и математических наук». В Навигационную школу брали всех желающих из разных сословий. Первыми учениками стали двенадцати-тринадцатилетние отроки. Им выдавали арифметику, грамматику, аспидные доски, «каменные перья» – грифеля, а через год – циркули и различные морские приборы. Учили их высчитывать время и пути по морским звёздам. Вскоре от желающих стать флотоводцами не было отбоя. В Навигацкой школе обучалось 400 человек. В 1715г. в Санкт-Петербурге открывает двери Морская академия для обучения инженерству и кораблевождению. На открытие приехал Пётр, обратившийся к гардемаринам с просьбой делать добро Отечеству, служить ему верой и правдой. Имена первых выпускников Морской академии украсили географическую карту России. Они открыли новые северные морские пути и острова: Челюскин, братья Лаптевы, Прончищев, Чириков. К концу царствования Петра I российский флот насчитывал 48 линейных кораблей, около тысячи галер, 800 боевых судов. Служили в экипажах почти 30 тысяч моряков. Пётр всегда говорил, что самые разные «знатели» потребны для России: «Учинить в Москве школу и там учить детей греческому, латинскому, французскому, немецкому языкам, а ещё философской премудрости. Детей принимать разного чину, которые придут сюда с охотой». В 1685г в Москве открывается Славяно-греко-латинская академия. Еще одна небывалая для Руси – медицинская школа, открылась при Петре I в 1707 г., которую возглавлял знаменитый хирург Бидлоо. Он обучил пятьдесят первых русских докторов, отлично освоивших лекарское искусство. По приказу царя осенью 1714 года открылась первая в России общедоступная библиотека. Будучи за границей и сам Петр I покупал много книг, и их дарили иностранцы. Но их оказалось недостаточно, и фонд пополнили издания, конфискованные у дворян. Первый музей России, учреждённый императором, был открыт в 1718 году в Петербурге. Кунсткамера – особый кабинет «для разных диковинок». Царь утверждал, что эта анатомическая лаборатория необходима для изучения естественных наук. Первые экспонаты были привезены из-за границы, приобретены во время путешествий и составляли его личную коллекцию. Здесь находились всевозможные минералы, раковины, скелеты рыб, змеи, уроды. В 1724 году Пётр I подписывает указ об учреждении в России Академии Наук с университетом и гимназией: «Обучать языкам, разным художествам, переводить со всех наречий книги для юношества». В первый год в университет поступает сто двадцать первых русских студентов и сорок первых гимназистов. Необходимость издания печатных книг в большом количестве для школ и учебных заведений привело к изменению азбуки-кириллицы на гражданский шрифт. При Академии Наук в первой русской типографии печатаются книги не церковно-славянским, а новым шрифтом.
Список использованных источников:
В поиске книг о Петре I обращайтесь к электронному каталогу. | |
|