10:26 Н.А. Некрасов: жизнь и творчество. К 200-летию со дня рождения поэта | |
Русскую литературу XIX века часто называют литературой вопросов и ответов. Вопросы не просто встречались в произведениях («Русь, куда ж несёшься ты, дай ответ»), но и выносились в названия романов, поэм, повестей, статей: «Кто виноват?», «Что делать?», «В чём моя вера?», «Когда же придёт настоящий день?», «Кому на Руси жить хорошо». В поиск ответов на них вовлекался широкий круг читателей. Великое множество вопросов о жизни народа и обращённых к самому народу находим в творчестве великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова. 10 декабря 2021 года исполняется 200 лет со дня его рождения. А.Т. Твардовский писал о нём: «…Некрасов… Вершина его гения – рядом с вершинами Пушкина и Лермонтова. Но у некрасовской поэзии своя собственная красота, своё озарение, своя ни на что не похожая песня, своя любовь и ненависть, своя вера и мечта, и доколе будет жить на земле и удивлять людские души пленительное русское слово, не померкнет слава одного из его прекрасных мастеров». Для творческого наследия Некрасова характерно богатство содержания и разнообразие жанров. В нём есть сказки, водевили, фельетоны, рассказы, повести, романы, элегии, оды, баллады, песни, поэты и, наконец, единственная в русской литературе XIX века стихотворная «эпопея современной крестьянской жизни» (Н.А. Некрасов) – поэма «Кому на Руси жить хорошо». Один из центральных образов в творчестве Некрасова – дорога, путь, странствие. Об этом говорят даже заглавия стихов: «В дороге», «На улице», «В деревне», «Прогулки», «Тройка», «Извозчик», «Железная дорога», «Еду ли ночью по улице тёмной» и других. Улица, дорога, дорожные ночлеги сближали поэта с народом, способствовали общению с простыми тружениками, расширяли возможность изучения их характера, языка, быта. С детства Некрасов много времени проводил в обществе крестьян. Детские годы прошли в родовом имении Грешнёво возле Ярославля, на левом берегу Волги. Грешнёво было окружено лугами и полями, невдалеке был большой лес, в котором в изобилии росли грибы и ягоды. Проделав дыру в заборе барского сада, будущий поэт тайком убегал играть с крестьянскими детьми: гулял с ними по лугам, купался в Волге, ходил в лес, зимой катался на салазках. Дом-усадьба Некрасовых в селе Грешнёво Мать Некрасова мечтала, чтобы сын окончил университет и стал образованным человеком. Поэтому, проучившись пять лет в ярославской гимназии, в 16 лет Некрасов покинул родительский дом и уехал в Петербург. Отец же рассчитывал на вступление сына в Дворянский полк для несения военной службы. Когда узнал об обмане, то отказался помогать. Несколько первых лет жизни в Петербурге Некрасов жил в крайней нужде. В университет поступить не удалось, он перебивался случайными заработками, снимал убогие комнатушки, питался одним чёрным хлебом. Бывали дни, когда он отправлялся на Сенную площадь и там за пять копеек писал крестьянам письма, прошения, расписывался в казначействе за неграмотных, составлял по заказу афиши и объявления. Об этом, одном из самых сложных периодов жизни, Некрасов вспоминал впоследствии: «Ровно три года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным». Однажды, правда, юноше повезло: журнал «Сын Отечества» опубликовал несколько его стихотворений, но радость была преждевременной – заплатили за них сущие копейки. Первый поэтический сборник Некрасова под названием «Мечты и звуки» вышел в 1840 году. И.С. Тургенев по этому поводу с досадой говорил, что «поэзия и не ночевала тут». Молодой поэт в отчаянии собрал все экземпляры сборника и сжёг. Спустя какое-то время Некрасов пробует себя в других жанрах, главным образом, в прозе: сочиняет рассказы, повести, даже водевили. Тогда же состоялось его знакомство с В.Г. Белинским, о котором сам Некрасов говорил, что тот превратил его «из литературного бродяги в дворянина». В 1845 году Некрасов прочитал Белинскому стихотворение «В дороге» («Скучно? Скучно! Ямщик удалой, Разгони чем-нибудь мою скуку…»). Именно тогда Белинский воскликнул: «Да знаете ли вы, что вы поэт – и поэт истинный?» С той поры Некрасова в литературной среде стали принимать как равного. Он вошёл в круг писателей, которые группировались вокруг журнала «Отечественные записки», – это были И.С. Тургенев, И.И. Панаев, В.Ф. Одоевский, А.И. Герцен, В.И. Даль и другие. Успех сопутствовал молодому литератору, и в конце 1846 года он стал владельцем литературного и общественно-политического журнала «Современник», основанного ещё А.С. Пушкиным. Некрасов возглавлял его 20 лет. За ним из «Отечественных записок» ушла литературная молодёжь. «Современник» Некрасова объединил лучших писателей того времени: М.Е. Салтыкова-Щедрина, И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, И.И. Панаева, Н.Г. Чернышевского. Многие из впервые опубликованных в журнале произведений вошли в «золотой фонд» русской литературы. «Современник» печатал произведения не только отечественных авторов. В конце 1856-го в Париже Некрасов был представлен американской писательнице Г. Бичер-Стоу, а вскоре, в 1858-м, на страницах журнала был опубликован её роман «Хижина дяди Тома». В 1856 году, после семнадцати лет напряжённого труда, Некрасов издал свой второй сборник. Он включал несколько разделов: размышления о судьбе народа, сатирические произведения, лирика (знаменитый «панаевский цикл», посвящённый гражданской жене поэта А.Я. Панаевой). На сей раз критики приняли плоды многолетнего творчества Некрасова благосклонно. Сборник имел огромный успех. В 1861 году вышла поэма «Коробейники» о жизни простого крестьянина. Песня «Коробушка» из нее стала самостоятельным произведением, превратившись в народную. Параллельно создаются «Крестьянские дети», продолжившие тему крестьянской доли. Далее вышли «Рыцарь на час» (1862), «Мороз – Красный Нос» (1863), «Дедушка» (1870), «Русские женщины» (1871 – 1872), «Современники» (1875), «Кому на Руси жить хорошо» (1866 – 1877). Среди бесчисленных хлопот в редакции, работы над новыми произведениями к Некрасову часто приходило желание уехать в деревню. Его тянуло в родные края, и он уезжал в Грешнёво, а позднее – в Карабиху, где приобрёл небольшое имение. Поэт был заядлым охотником. Войдя в квартиру, трудно было догадаться что здесь живёт литератор. На шкафах стояли чучела птиц и зверей, а в большой комнате возвышалась, опираясь на дубину, огромная медведица. Музей-заповедник Н.А. Некрасова «Карабиха» Охота была для Некрасова не только забавой, но и местом для знакомств. Именно здесь он много узнавал о народной жизни, черпал материал для работы. У него было много друзей среди крестьян-охотников, с которыми он часто беседовал: Гаврила Захаров, Кузьма Солнцев, Николай Осорин, Мироныч, дед Мазай. В процессе собственного творчества, а также в результате творческого общения с В.Г. Белинским, Н.Г. Чернышевским, Н.А. Добролюбовым, М.Е. Салтыковым-Щедриным и другими литераторами формировались мысли Некрасова о сущности и назначении поэзии, о своей роли в русской литературе. В 1852 году в связи со смертью Н.В. Гоголя им было написано стихотворение «Блажен незлобивый поэт…» Преуспевающему «незлобивому поэту» противопоставлен «обличитель толпы, её страстей и заблуждений»: Питая ненавистью грудь, И веря и не веря вновь Проповедь любви к родине, народу, красоте, добру и правде посредством отрицания всего, что противоречит этим высоким идеалам, мешает их успешному развитию – так Некрасов определял задачу поэзии, шире – задачу литературы. Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов скончался 27 декабря 1877 года (8 января 1878 года по новому стилю). В день похорон у стен Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге собралось более пяти тысяч человек. Со времён А.С. Пушкина едва ли к гробу какого-либо писателя стекалось столько народа. Предлагаем ответить на вопросы литературной викторины о жизни и творчестве Н.А. Некрасова. Источники:
Материал подготовили Мария Батова, Екатерина Мяч,
| |
|