09:43 «Поющий актёр»: к 150-летию со дня рождения Фёдора Шаляпина | |
К началу XX века в России не было личности более известной и популярной, чем Фёдор Шаляпин. Его легендарный голос стал нашей национальной гордостью, такой же неотъемлемой частью российской культуры, как и русский язык. Бархатный раскатистый бас – явление редчайшее. А у Фёдора Шаляпина уникальный голос прекрасно сочетался с мощным драматическим талантом. «Поющий актёр» открыл миру русскую оперу. Уж так получилось, что классическая музыка проигрывает поп-культуре в популярности. В наших наушниках, музыкальных центрах, по радио и телевизору чаще звучат песенки-однодневки, чем классическая опера или симфония. Серьёзное искусство остаётся для многих непознанным миром. Но едва мы услышим раскаты мужского баса, как узнаём голос Шаляпина. Даже те, кто не интересуется оперной музыкой и воспринимает музыку лишь как развлечение. Именно это повсеместное узнавание голоса певца является убедительным доказательством того, что он настоящий гений. Это был человек из породы Леонардо. В том смысле, что был не только великим певцом, но и обладал многогранностью таланта. Он владел мастерством игры на скрипке и виолончели. Был замечательным оперным режиссёром. Владел искусством дирижирования и при необходимости мог руководить симфоническим оркестром. Фёдор Иванович обладал даром скульптора, был неплохим художником, писал картины маслом, рисовал карикатуры. Шаляпин писал стихи и прозу. Первую книгу он написал в 1917 году вместе с Горьким «Страницы из моей жизни», а в 1932 году вышла «Маска и душа», которая стала одним из лучших произведений эмигрантской мемуаристики. Судьба Фёдора Шаляпина была изменчивой и не всегда счастливой: от полной нищеты до необыкновенного богатства и роскоши. Но всё, что он имел, он заработал сам. Этот богач был великим тружеником. 13 февраля (1 февраля по старому стилю) 1873 года у писаря крестьянского происхождения Ивана Яковлевича Шаляпина родился первенец, которого назвали Фёдором. Семья жила бедно, отцовского заработка не хватало, поэтому мальчик очень рано начал трудовую деятельность. Отец считал, что чем больше ремёсел освоит сын, тем легче ему будет прокормиться. И едва Фёдор подрос, отец отдал его «в ученье» к сапожнику, затем к скорняку, токарю, переписчику…Занимаясь домашней работой, мать, Евдокия Михайловна, часто пела и сын тихонько ей подпевал. Настоящим событием для мальчика стало посещение Казанского городского театра: «Занавес опускался, а я всё стоял, очарованный сном наяву, сном, которого никогда не видел, но всегда ждал его, жду и по сей день». Теперь он старался бывать в театре как можно чаще. Удивительным открытием стали для Фёдора оперные спектакли. Здесь артисты не только воспроизводили богатую на приключения жизнь своих героев, но ещё и пели под музыку большого оркестра! А хоровое пение Фёдор впервые услышал в церкви, будучи ещё совсем ребёнком: «Я разинул рот от удивления. Послушал, послушал и задумчивый пошёл домой». Регент церковного хора дал ему первые уроки музыки, научил читать ноты, взял в певчие. Его мечта оказаться на сцене стала сбываться в 1884 году, когда его взяли в Казанский театр играть в массовках. Юноша был счастлив: целый год он участвовал в оперных спектаклях. Днём он служил в земской управе, куда пристроил его отец, а вечером выступал на театральной сцене статистом. Ни сапожника, ни токаря из Фёдора не получилось. И конторская служба его не привлекала. Любовь Шаляпина к театру со временем только крепла и привела в театральную труппу, с которой он ездил по городам Поволжья, Кавказа и Средней Азии. Работал в хоре и солировал, помогал собирать декорации и рисовал их сам. Ему пришлось подрабатывать на пристанях грузчиком, нередко он ночевал на улице и часто голодал. У многих в жизни бывает такой счастливый момент, который переворачивает судьбу. У Шаляпина таких моментов было несколько. Первый случился в 1890 году, когда ему предложили заменить отказавшегося от роли исполнителя партии Стольника в опере Монюшко «Галька». Конечно же, Фёдор такой возможности не упустил и показал, на что способен. Вообще Шаляпину везло на хороших людей. Ему многие помогали. А потом он всегда приходил на помощь нуждающимся: голодных кормил, нищим подавал, за талантливых хлопотал. Давал благотворительные концерты. Во время первой мировой войны на собственные деньги открыл два военных госпиталя для солдат. Много добрых дел сделал Фёдор Иванович за свою жизнь, но всегда избегал огласки. Голос его набирал силу. Это уже был мощный, богатый интонациями бас, глубокий и лёгкий. Всему он учился сам, и всегда сетовал, что нет у него профессионального учителя. В Тифлисе друзья посоветовали ему обратиться к Дмитрию Андреевичу Усатову – известному преподавателю вокала. Прослушав девятнадцатилетнего певца, Усатов твёрдо сказал: «Оставайтесь здесь, учитесь у меня. Денег я с вас не возьму». Он научил Фёдора правильному дыханию, открыл секреты оперного мастерства, дал уроки сценического поведения и обучил пению дуэтом. Дмитрий Андреевич распознал грандиозный талант и через полгода сам устроил ученика в оперный театр. Ещё недавно бедствующий, голодный молодой человек стал первым басом известной оперной труппы Тифлиса. Впервые он почувствовал вкус славы и избавился от нищеты. Но его целью был Большой театр! В 1915 году Шаляпин отправился в Москву. В это трудно поверить, но в Большой его не взяли. Не понравился репертуар. Шаляпин пел арии из русских опер, а в те годы профессура делала упор, прежде всего, на итальянскую оперу. Фёдор Иванович махнул рукой, он знал, что придёт время – сами будут уговаривать. Второй поворотный момент случился в 1896 году. В Мариинском театре ему предложили заменить заболевшего артиста, и Шаляпин спел партию Мельника в «Русалке». В этом же году Фёдора Ивановича приглашает в свой частный театр Савва Мамонтов, предложив ему оклад 600 рублей и полный карт-бланш: «Феденька, вы можете делать в этом театре всё, что хотите!». И Шаляпин запел. Здесь он сыграл Мефистофеля совершенно иначе и имел огромный успех. Фёдор Иванович очень серьёзно работал над ролями: изучал историю, сам делал грим. В «Псковитянке» Римского-Корсакова он великолепно сыграл Ивана Грозного и так высоко обозначил планку исполнительского мастерства, что до сих пор любое исполнение сравнивается с шаляпинским. Его вызывали на поклоны более 30 раз. А когда вышел из театра, подхватили на руки и понесли. Кто-то поймал извозчика, выпряг коней, в сани впряглись студенты и повезли артиста. Все скандировали: «Шаляпин! Шаляпин!» Все его выступления проходили с неизменным аншлагом. Именно в частном театре Саввы Мамонтова певец стал тем Шаляпиным, которому рукоплескал весь мир. Работая в этом театре, Фёдор влюбился в талантливую итальянскую балерину Иолу Торнаги. Он признался ей в любви со сцены, исполняя арию Гремина из «Евгения Онегина». На генеральной репетиции влюблённый Фёдор пропел: «Онегин, я клянусь на шпаге, Безумно я люблю Торнаги, Тоскливо жизнь моя текла, Она явилась и зажгла…» В 1898 году молодые обвенчались. Иола оставила сцену и посвятила себя мужу и детям. В семье росло 3 девочки и 2 мальчика. Федор Иванович очень любил детей и стремился создать им содержательную и безбедную жизнь. Бывая дома, он всегда играл с ними, пел песни, разучивал сказки. Он не оставил Иолу с детьми и тогда, когда женился второй раз. По сути, он жил на две семьи: одна в Москве, другая в Питере. Этот театр дал ему чувство свободы и абсолютной защищённости. Здесь Шаляпин сдружился с художником Константином Коровиным и музыкантом Сергеем Рахманиновым, которые стали частью его сердца. Будучи весёлым и смешливым и человеком, Фёдор Иванович любил подшутить над друзьями. О его розыгрышах ходили анекдоты. Необыкновенный оптимист, он мог успокоить любого паникёра. В 1899 году в 26 лет Шаляпин впервые поёт на сцене Большого театра партию Мефистофеля в «Фаусте», теперь он солист императорских театров и мог диктовать свои условия. Но всё же у Мамонтова он ̶ Артист, Художник, а в Большом – прежде всего, служащий. И хотя многие ценили редкий дар Шаляпина и его незаурядную личность, были и те, у кого он вызывал зависть. Некоторые его побаивались, зная, что он не прощает ошибок и халтуры. В 1900 году Шаляпин получил приглашение выступить в постановке оперы «Мефистофель» в знаменитом миланском театре «Ла Скала». Театр содрогнулся от рукоплесканий, «публика бесновалась от восторга». Зрители съезжались со всей Италии. Заполнены были все места, в проходах ставили стулья. Такого Мефистофеля Италия ещё не видела и не слышала! Выступление в «Ла Скала» стало триумфом русского оперного искусства. Теперь у Шаляпина была мировая слава. С 1904 года он постоянно гастролирует по разным странам. Его высокий бас, поставленный от природы, звучал бархатисто и мощно. А способности к художественному перевоплощению на сцене просто изумляли. Особое внимание артист уделял гриму и костюму. Все его жесты на сцене были отточены и выразительны. После революции в 1918 году Ф. И. Шаляпин руководил Мариинским театром. В этом же году его первого из деятелей искусства удостоили звания народного артиста Республики. Шаляпин по-прежнему много выступал, нужно кормить большую семью. Но скоро стало всё меняться. Гонорары урезали, вознаграждения стали платить продуктами или какими-то вещами. При упоминании о Шаляпине в памяти всплывает картина Б. Кустодиева «Шаляпин на ярмарке в Нижнем». Крупная фигура Шаляпина в роскошной шубе. Эту шубу Фёдор Иванович получил в подарок «за концерт от какого-то государственного учреждения»: «Вместо платы деньгами предложили шубу. Пошёл в магазин. Предложили мне выбрать. Экий я мерзавец буржуй! Не мог выбрать похуже – выбрал получше». Сам артист ценил эту картину и не расставался с ней до самой смерти. Хотя Шаляпин и был вне политики, но ситуация изменилась таким образом, что после долгих раздумий было принято решение уехать из России. Он добился разрешения выехать на гастроли вместе со своей семьёй. Перед отъездом Шаляпин решил проститься со своей публикой. Свой последний спектакль «Борис Годунов» он играл в Мариинском театре. Шаляпин вышел на поклоны. Зал приветствовал его стоя, 20 минут звучали аплодисменты. Шаляпин стоял и смотрел в зал со слезами. Так Россия простилась с великим певцом. Он уехал без гроша в кармане. В Париже Фёдор Иванович с головой окунулся в любимую работу. Публика валом валила на его спектакли. Он снова богат и успешен, свободен в выборе репертуара, гастролирует по миру. В Россию он больше не вернулся, но гражданства не сменил. А в 1927 году Шаляпина лишили звания народного артиста. 12 апреля 1938 года Фёдор Иванович был похоронен в Париже. Только в 1984 году его прах перевезли в Москву, на Новодевичье кладбище. А в 1991 году вернули и звание. Шаляпин соединил в своем творчестве искусство певца, драматического актера и гениальную пластику мима. Он всегда тщательно подбирал костюм и грим, умел перевоплотиться внутренне. Созданные им сценические образы незабываемы, они стали эталоном высокого оперного искусства. Книги о великом певце можно найти в фондах наших библиотек. Литература:
Материал подготовила Тимченко Лариса Григорьевна, | |
|