09:06 «Путешествие кругом света»: 220 лет со дня первого русского кругосветного плавания | |
Человек путешествовал всегда. Путешествия сыграли огромную роль в истории человечества – люди познавали свою планету. Ещё в XVI веке было совершено первое кругосветное плавание под руководством Ф. Магеллана, подтвердившее, что земля круглая и большая её часть занята водой. Известны экспедиции Ф. Дрейка и Дж. Кука, совершившие значительные географические открытия. И вот в 1803 году в кругосветную экспедицию отправляются русские моряки. Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский. В истории географических открытий эти имена всегда упоминаются рядом. Почти ровесники, они сдружились ещё подростками в Морском кадетском корпусе. Заветной мечтой Ивана было кругосветное плавание. Сбылась она неожиданно, когда он ожидал первенца: «Чувствования мои воспрещали принять сие лестное поручение. Я чувствовал обязанность к Отечеству в полной мере и решился принести ему жертву». Это была первая и легендарная кругосветка российских кораблей.
Экспедиция имела научные и коммерческие цели. Проблема была в том, что торговля с Китаем и сообщения с русскими владениями на Аляске осуществлялись по суше. Этот путь занимал около года. И тогда было принято решение искать более короткую морскую дорогу. В 1802 году с таким предложением выступила торговая Русско-Американская компания, акции которой имел сам Александр I. Утвердив экспедицию, царь решил использовать её для попытки установить дипломатические и торговые отношения с Японией, закрытой для иностранцев страной. Российским посланником был назначен камергер Николай Резанов, директор РАК. Перед отплытием Александр 1 лично осмотрел шлюпы, разрешил на обоих поднять российские военные флаги. Перед отправкой «Надежда» и «Нева» были загружены полусотней ящиков с подарками для императора Японии и продуктами питания на 3 года – в основном, сухарями и солониной, а также парусиной, железом, канатами, порохом, ружьями. На борту «Надежды», длина которой всего 34,2 м, вместе со свитой Резанова находилось 84 человека. Каюта были небольшие, в них можно было только спать. Капитан делил свою каюту 5,5 м2 с камергером. На борту шлюпов находились учёные-естествоиспытатели. Среди них был и Вильгельм Тилезиус, описавший восточные берега Камчатки. Его зарисовки вошли в итоговый атлас экспедиции. Оснащение кораблей было передовым, там находились приборы астрономических наблюдений, исследования глубин и морской воды. В планах было и этнографическое изучение народов и племён. Три года длилось плавание – корабли пересекли Атлантику, обогнули мыс Горн, добрались до Камчатки и Сахалина, побывали у берегов Японии, Китая и Аляски и, миновав Африку, вернулись в родной порт. В ноябре 1803 года впервые российские корабли пересекли экватор – флаг России развевался в южном полушарии, что было торжественно отмечено. Из-за непогоды корабли теряли друг друга и вновь встречались. Из 1095 дней плавания 720 экипажи шли порознь, не имея вестей друг о друге. И в Кронштадт они вернулись в разное время: «Нева» – 6 августа 1806 года, «Надежда» – 19 августа того же года. Бросив якорь в Нагасаки, Крузенштерн известил местного губернатора о прибытии посла из России. В ожидании ответа прошли месяцы. Наконец было получено согласование, что император отказывается подписывать торговый договор с Россией и запрещает заходить судам в порты Японии. «Надежда» берёт курс на Камчатку. «Берега Петропавловска, – писал Крузенштерн, – покрыты разбросанной вонючей рыбой, над которой грызлись голодные собаки. По выходе на берег будешь тщетно искать сделанные дороги или даже какой-то удобной стези, ведущей к городу, в коем не находит глаз ни одного хорошо построенного дома».
Говоря об этой экспедиции, нельзя не вспомнить об её участниках. Камергер Николай Резанов отправился в поход с дипломатической миссией. Он никогда не был за границей, не знал языков, был богат и благополучен. Обладая высоким политическим статусом, он получил весомые полномочия и заявил, что настоящим руководителем экспедиции был назначен именно он, а Крузенштерн – лишь «извозчик». Капитан согласился с ним сотрудничать, но указал, что он может претендовать на должность «полного хозяйского лица», которому вверены лишь торговые операции. Конфликт между Резановым и Крузенштерном принял открытую форму, общались они только через записки. Можно с уверенностью сказать, что экспедиция достигла успеха именно благодаря действиям Крузенштерна, который как капитан отвечал за выполнение задания и безопасность людей. Современники много говорили о любви Николая Резанова и 15-тилетней Кончитты, дочери губернатора Сан-Франциско. Впоследствии, эта история любви была воспета в поэме Андрея Вознесенского «Юнона и Авось», по которой Алексей Рыбников написал известную рок-оперу. Самым скандальным пассажиром можно назвать графа Фёдора Толстого – известного великосветского хулигана начала XIX века. Того самого, что по итогам плавания «в Аляску сослан был, вернулся алеутом». Как он оказался в экспедиции, до сих пор неизвестно: вероятно, так он избежал очередного наказания в Преображенском полку. Толстой выдал себя за своего двоюродного брата – тёзку, который числился в экипаже. На борту вёл себя как обычно – играл в карты, пьянствовал, задирал попутчиков. Известна байка, что он запустил в каюту капитана ручного орангутанга, который залил чернилами все записки. В конце концов Крузенштерн потерял терпение и высадил пассажира на Камчатке. Оттуда он добрался до одного из Алеутских островов, где провёл несколько месяцев среди аборигенов племени тлинкит. Его тело украсили многочисленные татуировки, которые потом, в Петербурге, он демонстрировал всем любопытствующим. В дневнике экспедиции записано, что на мореплавателей произвели впечатление высокий рост аборигенов, стройность, «изысканные манеры местных аристократов и мастерство специалистов по татуировкам». Впервые серьёзное испытание морем проходил в «кругосветке» 24-хлетний мичман Фаддей Беллинсгаузен. Спустя 13 лет он возглавит первую русскую антарктическую экспедицию и откроет шестой материк. Самым молодым членом экипажа был Отто Коцебу. В 15 лет, не закончив кадетский корпус, он был зачислен Крузенштерном в экипаж в качестве волонтёра и за три года освоил «науку моря». В 1815 году он возглавит вторую русскую кругосветную экспедицию на корабле «Рюрик».
На берегу Невы возвышается гранитный постамент с трёхметровой бронзовой фигурой и надписью на латыни «живущий с надеждой» –памятник Ивану Крузенштерну, мореплавателю и «природному россиянину». Когда-то курсанты накануне выпуска втайне от начальников сшивали из тельняшек гигантскую рубашку и натягивали её на широкие плечи Крузенштерна и верили, что это принесёт удачу. Узнать ещё больше о первом кругосветном путешествии Ивана Крузенштерна можно из книг, представленных в фондах наших библиотек. Использованная литература:
Тимченко Лариса Григорьевна,
| |
|