09:06 «Путешествие кругом света»: 220 лет со дня первого русского кругосветного плавания | |
Человек путешествовал всегда. Путешествия сыграли огромную роль в истории человечества – люди познавали свою планету. Ещё в XVI веке было совершено первое кругосветное плавание под руководством Ф. Магеллана, подтвердившее, что земля круглая и большая её часть занята водой. Известны экспедиции Ф. Дрейка и Дж. Кука, совершившие значительные географические открытия. И вот в 1803 году в кругосветную экспедицию отправляются русские моряки. Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский. В истории географических открытий эти имена всегда упоминаются рядом. Почти ровесники, они сдружились ещё подростками в Морском кадетском корпусе. Заветной мечтой Ивана было кругосветное плавание. Сбылась она неожиданно, когда он ожидал первенца: «Чувствования мои воспрещали принять сие лестное поручение. Я чувствовал обязанность к Отечеству в полной мере и решился принести ему жертву». Это была первая и легендарная кругосветка российских кораблей. 7 августа 1803 года корабли «Надежда» и «Нева» вышли из Кронштадта. Россия не имела судов для дальнего плавания, поэтому шлюпы были закуплены в Англии. Крузенштерну советовали и команду набрать из английских моряков, но он отказался и объявил вольный набор. Капитан-лейтенант сам беседовал с каждым добровольцем. В экипажах были опытные морские волки, прошедшие через войны и волонтерские плавания, но при этом они были молоды. Крузенштерну исполнилось 33 года, старше его был Ратманов – 35 лет, врачу – 42 года. Все остальные ещё моложе. Капитаном «Невы» стал Ю. Лисянский, который отзывался о своём друге как «о человеке отличного дарования», под началом которого «с великой охотою согласился совершить столь отдалённое путешествие». Экспедиция имела научные и коммерческие цели. Проблема была в том, что торговля с Китаем и сообщения с русскими владениями на Аляске осуществлялись по суше. Этот путь занимал около года. И тогда было принято решение искать более короткую морскую дорогу. В 1802 году с таким предложением выступила торговая Русско-Американская компания, акции которой имел сам Александр I. Утвердив экспедицию, царь решил использовать её для попытки установить дипломатические и торговые отношения с Японией, закрытой для иностранцев страной. Российским посланником был назначен камергер Николай Резанов, директор РАК. Перед отплытием Александр 1 лично осмотрел шлюпы, разрешил на обоих поднять российские военные флаги. Перед отправкой «Надежда» и «Нева» были загружены полусотней ящиков с подарками для императора Японии и продуктами питания на 3 года – в основном, сухарями и солониной, а также парусиной, железом, канатами, порохом, ружьями. На борту «Надежды», длина которой всего 34,2 м, вместе со свитой Резанова находилось 84 человека. Каюта были небольшие, в них можно было только спать. Капитан делил свою каюту 5,5 м2 с камергером. На борту шлюпов находились учёные-естествоиспытатели. Среди них был и Вильгельм Тилезиус, описавший восточные берега Камчатки. Его зарисовки вошли в итоговый атлас экспедиции. Оснащение кораблей было передовым, там находились приборы астрономических наблюдений, исследования глубин и морской воды. В планах было и этнографическое изучение народов и племён. Три года длилось плавание – корабли пересекли Атлантику, обогнули мыс Горн, добрались до Камчатки и Сахалина, побывали у берегов Японии, Китая и Аляски и, миновав Африку, вернулись в родной порт. В ноябре 1803 года впервые российские корабли пересекли экватор – флаг России развевался в южном полушарии, что было торжественно отмечено. Из-за непогоды корабли теряли друг друга и вновь встречались. Из 1095 дней плавания 720 экипажи шли порознь, не имея вестей друг о друге. И в Кронштадт они вернулись в разное время: «Нева» – 6 августа 1806 года, «Надежда» – 19 августа того же года. Бросив якорь в Нагасаки, Крузенштерн известил местного губернатора о прибытии посла из России. В ожидании ответа прошли месяцы. Наконец было получено согласование, что император отказывается подписывать торговый договор с Россией и запрещает заходить судам в порты Японии. «Надежда» берёт курс на Камчатку. «Берега Петропавловска, – писал Крузенштерн, – покрыты разбросанной вонючей рыбой, над которой грызлись голодные собаки. По выходе на берег будешь тщетно искать сделанные дороги или даже какой-то удобной стези, ведущей к городу, в коем не находит глаз ни одного хорошо построенного дома». А в это время «Нева» Юрия Лисянского исследует Аляску. Он записал большое количество сведений об индейцах, собрал коллекцию из бытовых предметов. Нагруженный ценнейшим мехом каланов, шкурками лисиц, песцов, медведей, корабль взял курс на Поднебесную, где этот товар очень ценили. Из Кантона корабли вышли 9 февраля 1806 года и отправились на родину. Говоря об этой экспедиции, нельзя не вспомнить об её участниках. Камергер Николай Резанов отправился в поход с дипломатической миссией. Он никогда не был за границей, не знал языков, был богат и благополучен. Обладая высоким политическим статусом, он получил весомые полномочия и заявил, что настоящим руководителем экспедиции был назначен именно он, а Крузенштерн – лишь «извозчик». Капитан согласился с ним сотрудничать, но указал, что он может претендовать на должность «полного хозяйского лица», которому вверены лишь торговые операции. Конфликт между Резановым и Крузенштерном принял открытую форму, общались они только через записки. Можно с уверенностью сказать, что экспедиция достигла успеха именно благодаря действиям Крузенштерна, который как капитан отвечал за выполнение задания и безопасность людей. Современники много говорили о любви Николая Резанова и 15-тилетней Кончитты, дочери губернатора Сан-Франциско. Впоследствии, эта история любви была воспета в поэме Андрея Вознесенского «Юнона и Авось», по которой Алексей Рыбников написал известную рок-оперу. Самым скандальным пассажиром можно назвать графа Фёдора Толстого – известного великосветского хулигана начала XIX века. Того самого, что по итогам плавания «в Аляску сослан был, вернулся алеутом». Как он оказался в экспедиции, до сих пор неизвестно: вероятно, так он избежал очередного наказания в Преображенском полку. Толстой выдал себя за своего двоюродного брата – тёзку, который числился в экипаже. На борту вёл себя как обычно – играл в карты, пьянствовал, задирал попутчиков. Известна байка, что он запустил в каюту капитана ручного орангутанга, который залил чернилами все записки. В конце концов Крузенштерн потерял терпение и высадил пассажира на Камчатке. Оттуда он добрался до одного из Алеутских островов, где провёл несколько месяцев среди аборигенов племени тлинкит. Его тело украсили многочисленные татуировки, которые потом, в Петербурге, он демонстрировал всем любопытствующим. В дневнике экспедиции записано, что на мореплавателей произвели впечатление высокий рост аборигенов, стройность, «изысканные манеры местных аристократов и мастерство специалистов по татуировкам». Впервые серьёзное испытание морем проходил в «кругосветке» 24-хлетний мичман Фаддей Беллинсгаузен. Спустя 13 лет он возглавит первую русскую антарктическую экспедицию и откроет шестой материк. Самым молодым членом экипажа был Отто Коцебу. В 15 лет, не закончив кадетский корпус, он был зачислен Крузенштерном в экипаж в качестве волонтёра и за три года освоил «науку моря». В 1815 году он возглавит вторую русскую кругосветную экспедицию на корабле «Рюрик». Иван Крузенштерн положил начало глубоководным исследованиям Мирового океана. Было собрано много новой информации об увиденных островах, сделаны уникальные описания народов Океании, созданы карты и атласы этих земель, открыт новый остров, получивший имя Лисянского. Был установлен новый путь к русским владениям на Камчатке и Аляске. Эта экспедиция внесла неоценимый вклад в развитие науки – картографии, географии, гидрографии, климатологиии, океанографии. Благодаря Ивану Крузенштерну полностью изменился вид большинства существовавших морских карт. Описание путешествия было издано в трёхтомнике с атласом из 104 карт и гравированных картин. Александр I провозгласил итоги «путешествия кругом света» вожделенным успехом. На берегу Невы возвышается гранитный постамент с трёхметровой бронзовой фигурой и надписью на латыни «живущий с надеждой» –памятник Ивану Крузенштерну, мореплавателю и «природному россиянину». Когда-то курсанты накануне выпуска втайне от начальников сшивали из тельняшек гигантскую рубашку и натягивали её на широкие плечи Крузенштерна и верили, что это принесёт удачу. Узнать ещё больше о первом кругосветном путешествии Ивана Крузенштерна можно из книг, представленных в фондах наших библиотек. Использованная литература:
Тимченко Лариса Григорьевна,
| |
|