MENU
Главная » 2020 » Июнь » 22 » Самый страшный день июня
09:28
Самый страшный день июня

Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет
Живым не верится, что живы.
И к мертвым выправив билет,
Всё едет кто-нибудь из близких
И время добавляет в списки
Еще кого-то, кого-то нет...

(К. Симонов)

 

22 июня – это самый  трагичный день в истории нашей страны. Каждый человек, переживший Великую Отечественную войну,  помнит начало войны по-разному. Но у всех воспоминаний есть общее – это момент, когда и взрослые и дети поняли, что жизнь разделилась на две части: до воскресенья 22 июня 1941 года  и после.

Из большого количества  детских книг  о войне мы выбрали несколько изданий, где рассказывается о судьбах ребят, переживших трагедию всего народа в детстве. Конечно, для юных читателей наиболее понятными книгами о  войне всегда были те, где главные герои — их ровесники. Это истории о жизни ребят, которые в первые часы и дни войны становились сиротами,  голодали, выживали, уходили в леса к партизанам и воевали с фашистами, рано повзрослев и взяв в руки оружие.

 

Алексеев, С. П. Рассказы о войне / Сергей Алексеев ; художник  В. Дугин. – Москва  : Стрекоза-Пресс,  2007. - 156, [4]  с. , [4]  л. цв. ил. : ил. ; 22 см.  - (Библиотека школьника).

Каждый из рассказов первой главы  «Конец Блицкрига» посвящён событиям, произошедшим в разных городах и сёлах, которые находились на западной границе СССР, в Белоруссии, Украине, Прибалтике в первые месяцы войны. О героях-пограничниках повествует рассказ «Брестская крепость».  В отрывке рассказывается о том, что не только взрослые были героями-защитниками  Родины, но и даже маленькие дети.

«Наступают фашисты. Бои идут под Минском, под Ригой, под Львовом, под Луцком. А там, в тылу у фашистов, не сдаётся, сражается Брестская крепость. Трудно героям. Плохо с боеприпасами, плохо с едой, особенно плохо с водой у защитников крепости».
Один из бойцов, рискуя жизнью, принёс  воду в каске.

«Отрядили солдаты бойца в подвал, где лежали раненые. Потянулся было раненый к воде. Взял уже кружку, да вдруг:
- Нет, не мне, - произнёс солдат. -  Не мне. Детям тащи. Родимый.
- Детям! Детям! – послышались голоса.
Понёс боец воду детям. А надо сказать, что в Брестской крепости вместе со взрослыми бойцами находились и женщины и дети – жёны и дети военнослужащих.
Спустился солдат в подвал, где были дети.
- А ну, подходи, - обратился боец к ребятам. – Подходи, становись,  - и, словно фокусник, из-за спины вынимает каску.
Смотрят ребята – в каске вода.
- Вода!
Бросились дети к воде, к солдату.
Взял боец кружку, осторожно налил на донышко. Смотрит, кому бы дать. Видит, рядом малыш с горошину.
- На, - протянул малышу.
Посмотрел малыш на бойца, на воду.
- Папке, - сказал малыш. -  Он там стреляет.
- Да пей же, пей, - улыбнулся боец.
- Нет, - покачал головой мальчонка. -  Папке. –  Так и не выпил глотка воды.
И другие за ним отказались.
Вернулся боец к своим. Рассказал про детей, про раненых. Отдал он каску с водой пулемётчику.
Посмотрел пулемётчик на воду, затем на солдат, на бойцов, на друзей. Взял он каску, залил в металлический кожух воду. Ожил,  заработал, застрочил пулемёт.
Прикрыл пулемётчик бойцов огнём. Снова нашлись смельчаки. К Бугу, смерти навстречу, поползли. Вернулись с водой герои. Напоили детей и раненых».

 

Воронкова,  Л. Ф.  Девочка из города : [повесть для среднего школьного возраста ] / Л. Воронкова; художники  В. Гальдяев, Н. Кнорринг.  ─  Москва  : Дрофа-Плюс, 2004.  ─  352 с. : ил.  ─ (Круг чтения).

Село Нечаево, в котором происходили события, описанные в повести, было далеко от фронта. Там не было выстрелов и бомбёжек, но оттуда, где гремели  бои, шли через село беженцы. Они тащили свои санки и детские коляски с пожитками. Вместе с женщинами и стариками, бежали  от войны дети. О грустной судьбе девочки-сироты Валентины, которая попала в село вместе с чужими женщинами и осталась в незнакомом  доме, рассказывает эта повесть. Она стала сиротой, когда на фронте погиб её отец, а мать с братишкой попали под бомбёжку.

«Таиска быстро оглянулась на мать и прошептала:
-  А как всё было-то? Немцы твоих родных убили, да?
-  Да.
Валентинка перестала улыбаться. Она тихо и безучастно положила в ящик куклу в жёлтом платье…
Ей сразу вспомнился страшный день, последний её день в городе… Город бомбят. Их дом стоит, окутанный дымом и пылью. Вместо окон тёмные дыры. На ступеньки выбегает мама с маленьким Толей на руках. Валентинка видит её как живую. Вот она – в синем платье, с чёрной развевающейся прядкой волос. Она испуганно кричит: «Валя! Валечка!..»  Вдруг – удар. Бомба… Валентинка опомнилась среди каких-то разбитых брёвен – видно, её отбросило волной – и отсюда увидела чёрную яму, груду обломков и клочья синего платья под рухнувшими кирпичами… Она царапала эти кирпичи, раскидывала их, кричала, звала маму. Мама не откликнулась. Чужие женщины оттащили её от развалин и насильно увели куда-то».

 

Дубровин, В.  Б. Мальчишки в сорок первом: [ повесть для среднего школьного возраста ] / Виктор Дубровин ; художник  В. Вальцефер.   - М : Санкт-Петербург : Речь, 2015. -  221,   [3] с. : ил. ; 24 см. -  (Вот как это было).

Мальчишке Вовке  рано пришлось попрощаться с беззаботным детством, когда началась война. Они жили вместе с мамой на даче в деревне под Ленинградом. По пути в город, мальчик решил, как и многие его ровесники, сбежать на фронт. Ведь без него  Красная армия не смогла бы победить фашистов!

«Наша машина была уже у самого шлагбаума, когда на дороге вырос отряд краснофлотцев. В белых форменках, с развевающимися синими ленточками, с карабинами за плечом, они шли как на параде. И песню пели.
Когда отряд подошёл к нам совсем близко и на бескозырках я увидел слова «Краснознамённый Балт. флот»,  сердце у меня заколотилось. «Вот бы с ними на фронт! На линкор или торпедный катер». Все давние мои мечты разом нахлынули на меня. Флот… Война… Стремительный корабль гордо рассекает волну… «Огонь!» Из жерл орудий вырываются языки пламени…
Прежние мои сны наяву стремительно, за какую-нибудь минуту пронеслись в голове, и я уже не мог ни размышлять, ни сомневаться.
Отряд быстро удалялся.
«Мамке напишу потом, с фронта», - решил я и выпрыгнул из кузова машины. Мой пёс Пират догадался обо всём. Хотел тоже спрыгнуть на землю. «Сиди тихо! На месте сиди!» - сказал я Пирату. Он лизнул меня в щёку – значит, понял и попрощался, а потом заскулил».

 

Надеждина, Н.  А. Партизанка Лара : повесть  :  [ для    среднего  школьного  возраста ] / Надежда  Надеждина ; [ предисловие В. Г. Крейер ] ; рисунки  О.  Коровина. –  Москва : Детская  литература, 2005 . - 168, [8] с. : ил. ; 21 см . - (Школьная библиотека).

Знаменитая книга, известная всем детям советского времени о легендарной юной партизанке Ларе Михеенко.

«Раньше у девочки были мама и бабушка, теперь её семья – партизанский отряд. А изба разведчиков, где по вечерам чадит коптилка, заправленная бараньим салом, это теперь девочкин дом…
В этом доме надо забыть детские капризные слова: «Не хочу!», «Не могу!», «Не буду!». Здесь знают одно суровое слово: «Нужно!» Нужно для Родины. Для победы над врагом».
Перед началом войны Лару, как и многих ребят, отправили на лето к бабушке в деревню, или в пионерский лагерь. Когда по радио объявили о начале войны, Лара ехала в поезде.
«Мама вынула из нижнего ящика балетные туфельки, осторожно потрогала их тупые носы.
И вот уже чудится маме, что дохнув ей в лицо торжественным холодом, раздвинулся бархатный занавес: на сцене девочка-балерина. Тоненькая, лёгкая, она кружится в луче света, словно белый мотылёк. Слышите, как играет музыка?...
- Татьяна Андреевна, вы слышите?
-  Слышите? – кричала ей с порога соседка. – По радио объявили: на нас напали фашисты. Война!
-  Ларочка! – только и могла выговорить мама, роняя балетные туфельки на пол.
А поезд уже далеко-далеко».
Поезд Лары в дороге разбомбили и она с бабушкой осталась в какой-то деревне. Как и многим людям, жившим в городах и деревнях, оставленных нашими войсками при отступлении, пришлось видеть, как уходили солдаты, пряча слёзы в глазах. Она хотела передать письмо маме в Ленинград с солдатом.

«Кое-как письмо было написано, но батальон уже ушёл из деревни. Догнав на околице запоздавшего красноармейца, девочка сунула ему в руку свой листок.
- Отцу, что ли, на фронт? – спросил он, закладывая бумагу за борт пилотки.
- Нет. Моего папу уже убили.
Красноармеец закашлялся, словно ему что-то попало в горло.
- Это письмо маме. Только оно без марки.
- Не тужи. Получит твоя мама письмо. Сиротское письмо и без марки дойдёт.
Он хотел уйти, но девочка, осмелев, вцепилась в его рукав.
- А как же мы? Что будет с нами?» - с тревогой спрашивали круглые детские глаза.
Боец осторожно высвободил рукав:
- Эх, дочка! Не думай, что по вас душа не болит.
Догнав в поле товарищей, он обернулся. На околице стояла толпа: заплаканные женщины, старик, опёршийся на костыль, белоголовые мальчишки, веснушчатые девчонки».

 

Олефир, С. М.  Когда я был маленьким, у нас была война…  : [ сборник  рассказов : для среднего  школьного  возраста : 12+] / Станислав Олефир ; рисунки  А.  Капыч ; [ предисловие  и  составитель  Ольга Корф ]. – Москва  : КомпасГид, 2017.  - 149,  [3] с.  ил. ; 21 см.

Для автора книги украинского  писателя Станислава  Михайловича  Олефира война  началась, когда ему было 3 года.  Дети его села испытали на себе первые бомбёжки, наступления немецкой техники и приход в их дома фашистов.

«Через наше село два раза прошла взаправдашняя война, на нас падали бомбы, мы видели убитых. Мы знали, что война – это очень серьёзно».

«От беженцев мама слышала, что немцы забирают всё до последней нитки. И что соседнее село  они уже заняли и скоро придут к нам. Вот мы и решили выкопать яму в землянке под кроватью и спрятать всё, что может приглянуться немцам. Когда улетели самолёты, которые бомбили станцию, мы отправились на огород и поискать морковки.
Когда возвращались домой, выбрались на шлях, где нас и застала колонна мотоциклистов. Лида вдруг испуганно повернулась и закричала: «Немцы! Бежим!»
Здесь затарахтел автомат. Выстрелы из-за треска моторов были не очень громкими, но по тому, как вздыбились фонтанчики пыли на шляху, как упал и засучил лапами Рябчик, мы поняли: нас могут убить.
И мы побежали. Побежали прямо посередине шляха. Слева и справа мимо нас катили мотоциклы. Где-то залаяла и смолкла, пересечённая очередью, ещё одна собака, а мы бежали и бежали. Даже когда последний мотоцикл с подпрыгивающим в коляске немцем скрылся за поворотом, всё ещё молотили пятками по пыли…  В этот день в наше село вступили немцы».

 

Осеева, В. А.  Васек Трубачев и его товарищи : [повесть : для среднего школьного возраста ] / Валентина Осеева ; художник  А. Власова. -  Москва. : АСТ, 2017. - 350, [1] с. : ил. - (Школьное чтение : одобрено лучшими учителями).

Эта повесть стала самой известной книгой Валентины Александровны Осеевой о военном детстве. Героям всего по 10 лет, они закончили 4-й класс и отправились в колхоз «Красные зори» на летние каникулы. Вместе с ними был их учитель Сергей Николаевич и пионервожатый Митя.  Их поход был весёлым и беззаботным. Они объедались спелой черешней, пили парное молоко, ели свежий хлеб и не догадывались, что очень скоро всё изменится. По всей западной границе СССР приготовились к нападению до зубов вооружённые фашисты, которые принесут на цветущую солнечную землю Украины чёрные пожары, горе и смерть.
Начало войны застало детей в лесном лагере. Первое время они не могли понять, что происходит. Никто им ничего не объяснял. Но однажды…

«Мутный свет Луны освещает спящий лагерь. Васёк Трубачёв не спит. Приоткрыв край палатки, он следит за каждым движением вожатого. Он видит, как Митя смотрит на небо, потом опускает голову, трёт ладонью затылок и снова смотрит.
Васёк боится выйти и окликнуть Митю. Но ему необходимо сказать, что он тоже видел свастику. Митя молча смотрит на Трубачёва, прикрывает Васька полой своей куртки и улыбается ему дружеской улыбкой.
- Я видел свастику, - шёпотом говорит Васёк.
Митя кивает головой: «Я тоже видел».
Назойливое гудение самолётов прерывает разговор. Митя встаёт,  снова смотрит на небо и жёстко говорит:
- Но если, Трубачёв, мне придётся драться, то я буду драться до конца, до победы! И нет такого врага, которого мы бы не победили! Потому что каждый из нас, Васёк, будет защищать свою Родину, как родную мать.
Молча и торжественно слушают эти слова влажная земля и чёрный застывший лес».

 

 

Материал подготовила
главный библиограф ЦДБ,
Канарейко Елена Михайловна

Просмотров: 707 | Добавил: lesgusly | Рейтинг: 4.3/6
МБУК Краеведческий музей Карта сайта
Контакты
Сообщить об ошибке
Вакансии
Мобильная версия сайта

Вверх