MENU
Главная » 2021 » Июль » 26 » Славные победы флота Российского. Гангутское сражение
12:22
Славные победы флота Российского. Гангутское сражение

27 июля 1714 года, на четырнадцатом году Северной войны со Швецией, произошло первое крупное морское сражение молодого русского флота. У мыса Гангут в Финском заливе Балтийского моря русский флот под командованием генерал-адмирала Ф.М. Апраксина и контр-адмирала Петра Михайлова (под этим псевдонимом действовал не кто иной, как сам Пётр Первый) разгромил шведский. Победа у Гангута обеспечила русскому флоту свободу действий в Финском и Ботническом заливах. Теперь корабли могли оказать эффективную поддержку русским сухопутным силам и нанести удар по побережью Швеции.

К кампании 1714 года Петру I удалось создать на Балтике галерный флот. Такого флота в те годы не имела ни одна держава. В его составе было 99 галер и скампавей (военных быстроходных кораблей галерного флота).

По водам Финского залива
Фарватером туманных шхер
Под барабаны, терпеливо
Чеканя заданный размер,
Шли сто без малого галер…

…Петра решительная поступь
Торила северный маршрут
К Або-Аландскому форпосту
У мыса Ха'нко (Ганге-удд,
У русских Га'нгут и Гангу'т),
Где адмирал надменных шведов,
Ватранг надежною стеной
Линейный флот расставил свой.

В мае 1714 года русский флот под командованием Апраксина вышел в направлении Або (шведское название города Турку). В целом поход проходил успешно, но у мыса Гангут (русское название полуострова Ханко в Финляндии) путь преградил шведский флот. В этом месте не было шхерного фарватера, по которому могли бы пройти галеры, ибо полуостров далеко выступал в море, как бы разделяя финские шхеры на две части.

Положение было трудным. Медлить было нельзя: в Або находились войска, у которых заканчивался провиант, а против крупных парусников в открытом море галеры были бессильны.

Со стороны противника выступила сильная эскадра шведского адмирала Густава Ватранга – 15 линейных кораблей, 3 фрегата и отряд гребных судов. Это была лучшая часть шведского флота, имевшего сильную артиллерию.

Пётр I задумал миновать противника, перетащив галеры волоком через узкий (шириной около 2,5 км) перешеек полуострова. Было решено построить переволоку – специальный деревянный настил, по которому на брёвнах можно было перекатить корабли и спустить их на воду в тылу шведской эскадры. Когда шведы узнали об этом строительстве, оно было уже близко к завершению. Тогда Ватранг разделил силы: 1 фрегат, 6 галер и 3 шхербота под командованием контр-адмирала Нильса Эреншельда были отправлены на перехват русских кораблей, а остальные продолжили блокаду.

Пётр не стал использовать переволоку, отдав приказ прекратить строительство, и принял дерзкое решение прорваться мимо Ватранга. 26 июля, пользуясь штилем, он приказал 35 галерам обойти шведский флот морем, а остальным в тумане пройти под берегом. Все галеры, кроме одной, севшей на мель, благополучно проскочили и заблокировали отделившиеся шведские корабли.

В 2 часа дня 27 июля началось решительное сражение с отрядом Эреншельда, который выбрал удобное место для ведения оборонительного боя. Шведские суда были выстроены полумесяцем. В центре находился 18-пушечный фрегат «Элефант», а справа и слева – по три галеры. Оба фланга шведской эскадры упирались в берег. Два шхербота стояли во второй линии. Экипажи насчитывали около тысячи человек.

Из-за тесноты с русской стороны в сражении смогли участвовать только 23 галеры. Бой продолжался около трёх часов. Первые две атаки, проведённые по центру, шведы отразили мощным огнём артиллерии. Тогда Пётр I принял решение создать перевес в личном составе абордажных команд и посадил на галеры 4 тысячи солдат генерала А.А. Вейде. Главный удар теперь наносился по флангам. Эта новая тактика принесла успех: русские одну за другой стали захватывать шведские галеры, а затем взяли на абордаж и сам «Элефант».

В результате сражения противник потерял убитыми 9 офицеров и 352 матроса, в плен попали 580 человек, в том числе сам тяжелораненый адмирал Эреншельд, чем особенно был горд царь Пётр.

Русские потеряли 127 человек убитыми и 342 ранеными.

В походном журнале Петра была оставлена следующая запись: «Нельзя описать мужество наших как начальников, так рядовых, понеже абордирование так жестоко чинено, что от неприятельских пушек несколько человек не ядрами и картечью, но духом пороховым разорвано».

После сокрушительного поражения кораблей Эреншельда адмирал Ватранг почёл за благо поднять паруса и отойти на безопасное расстояние к Аландским островам. В своем донесении шведскому королю он вынужден был признать, что русские сумели прорваться через его заслон потому, что были разумно дерзки и необычайно активны. О судьбе самого Эреншельда сообщить Карлу XII он так и не решился.

Все участники боя с русской стороны были награждены специальными медалями: офицеры – золотыми, а солдаты и матросы – серебряными.

В Петербурге торжественно встретили героев Гангута. Над городом гремели артиллерийские залпы, тысячи людей всыпались на набережные Невы, встречая русские корабли и захваченные шведские суда.

Петрово войско марширует,
Победу празднует народ,
Парадный Петербург ликует – 
Семьсот четырнадцатый год:
Крещён огнём балтийский флот!

Те триумфаторы Гангута,
Герои Северной войны, 
Отчизны верные сыны
Под залпы невского салюта
Ворвались в летопись страны.

Сражение при Гангуте принесло России первую победу на море, которую Пётр I не без основания сравнивал с Полтавской (1709 г.). Своим указом царь повелел ежегодно отмечать этот день. О Гангуте говорила вся Европа – он показал, что родилась ещё одна морская держава, с которой отныне придётся считаться. Русский флот открыл себе путь на просторы Балтийского моря.

Источники:

  1. Детская военно-морская энциклопедия: от триеры до дредноута / Ю. Каторин, Н. Волковский. –Санкт-Петербург : Полигон ; Москва : ОЛМА-Пресс, 2002. – 592 с. : цв. ил. ; 27 см.
  2. Золотарев, В. А. Три столетия Российского флота, XVIII век / В. А. Золотарев, И. А. Козлов ; Авт. прил. В. М. Лурье. – Санкт-Петербург: Полигон, 2003. – 622, [2] с., [16] л. цв. ил. : ил. ; 21 см + прил. (463–621 с.). – (Военно-историческая библиотека).
  3. Калинов, В. И. Российский флот : [история российского флота от первых кораблей времен Алексея Михайловича до кораблей современных]/ Виктор Калинов ; [худож. Евгений Орлов]. – Москва : Белый Город, [2011?]. – 47, [1] с. : цв. ил.; 27 см. – (История России).
  4. Скрицкий, Н. В. Самые знаменитые флотоводцы России / Н. В. Скрицкий. – Москва : Вече, 2000. – 480 с. : ил. ; 21 см. – (Сто великих).
  5. Самсонов, А. Гангутское сражение // Военное обозрение : [сайт]. – дата обращения 23.07.2021 г.

Стихи Дмитрия Маслова.

Подготовила Мария Батова,
главный библиотекарь
библиотеки-филиала № 1

Просмотров: 1382 | Добавил: lesgusly | Рейтинг: 5.0/3
МБУК Краеведческий музей Карта сайта
Контакты
Сообщить об ошибке
Вакансии
Мобильная версия сайта

Вверх