08:47 «След на земле». К 105-летию со дня рождения В.А. Сухомлинского | |
28 сентября исполняется 105 лет со дня рождения выдающегося советского педагога, психолога, общественного деятеля, исследователя и публициста – Василия Александровича Сухомлинского. Его теоретическое литературно-педагогическое творчество и практическая деятельность вошли в историю отечественной педагогической мысли. Литературные и педагогические труды и учительский опыт Сухомлинского оказали большое влияние на работу отечественной школы. Будущий педагог родился 28 сентября 1918 в селе Васильевка Александрийского уезда Херсонской губернии в семье крестьян. Родители были типичными представителями рабочего класса: отец – плотник, а мать трудилась в колхозе. Семья Сухомлинских воспитала трех сыновей и одну дочь, и все они в дальнейшем стали педагогами.
Свою педагогическую деятельность В.А. Сухомлинский начал в юношеские годы, уже в семнадцать лет стал преподавать в семилетней Зыбковской школе. В 1936 году поступил на заочное отделение Полтавского педагогического института, а с 1938 года и до начала Великой Отечественной войны работал в Онуфриевской средней школе учителем. В июле 1941 года Сухомлинского призвали в армию. Окончив политкурсы в Москве, в сентябре 1941 года он получил воинское звание политрука. 9 февраля 1942 года в ходе боя за деревню Клепинино под Ржевом был тяжело ранен и более четырех месяцев лечился в госпитале. С июня 1942 года по март 1944-го Сухомлинскийй работал директором средней школы, учителем русского языка и литературы в городе Ува Удмуртской АССР. Весной 1944 года он с женой вернулся на Украину, в только что освобожденный Онуфриевский район Кировоградской области. Четыре года работал директором отдела народного образования района и одновременно преподавал в школе. В 1948 году Сухомлинский был назначен директором Павлышской средней школы, где проработал 23 года до конца своих дней. Работы советского педагога переведены на разные языки и опубликованы в разных странах мира. Его наследие изучается в ведущих педагогических учебных заведениях России и Европы.
Воспитание всегда представлялось Сухомлинскому как многогранный процесс, в центре которого находится прежде всего ребенок, личность, его духовный мир и моральные ценности. Воспитание у каждого ученика уважения к самому себе, по мнению Сухомлинского, является самым главным, несущим столпом педагогической системы. В отечественной педагогике он стал основоположником педагогического просвещения родителей, так как считал, что родители – это первые учители ребенка, которые должны учиться столько лет, сколько и дети. В педагогической системе Сухомлинского утвердилась определенная система семейно-школьного воспитания, где родители должны были стать активными помощниками учителей. Этому способствует, по мнению педагога, не только обучение родителей, но и совместное проведение праздников, разнообразных полезных дел.
Одной из основных проблем всестороннего развития подрастающего поколения Сухомлинский считал неравенство в приоритетах интеллектуального и физического труда. По его мнению, целенаправленность школьного образования для подготовки обучения в высших учебных заведениях формирует у учащихся негативное отношение к «черновому» труду и рабочим профессиям. Большая часть произведений Сухомлинского посвящены учителям, их проблемам, культуре общения с детьми, развитию педагогического мастерства, подготовки учителей в учебных заведениях.
В.А. Сухомлинский до конца своих дней работал на педагогическом поприще. Его авторству принадлежат 41 монография и брошюры, более 600 статей, 1 200 рассказов и сказок. Произведения В. Сухомлинского изданы на 53 языках мира общим тиражом почти 15 млн. экземпляров. Книга «Сердце отдаю детям» переведена на 30 языков мира и выдержала 54 издания. В период с 1945 по 1970 годы опубликованы 463 статьи. До сегодняшнего дня произведения великого советского педагога печатаются и остаются актуальными.
Использованная литература:
Материал подготовила Вероника Лагода,
| |
|
| |


Сухомлинский неоднократно говорил и писал о том, что воспитание самоуважения и уважения к человеческому достоинству является основой педагогической деятельности и результатом больших внутренних усилий педагога. Также он подчеркивал, что для воспитательного процесса невозможно придумать и применить шаблонные примеры или уроки.
В своих произведениях учебную деятельность он представлял как необходимое условие формирования духовно богатой личности. Эта деятельность должна быть творческой и активной. Для этого педагогам необходимо организовывать внеклассные занятия, экскурсии, экспедиции, специальные творческие занятия для умственного развития.
Сухомлинский считал, что источником творческой индивидуальности учителя является книга. Наличие обширной личной библиотеки выдающийся педагог называл важнейшей составляющей педагогической системы, поскольку именно учителя вводят учащихся в мир книги. В статье «Моя педагогическая система» он пишет: «Я не представляю себе сколько-нибудь сильного влияния на своих
воспитанников, если бы каждый из них постепенно не был введен в этот замечательный мир – мир книги».