08:47 «След на земле». К 105-летию со дня рождения В.А. Сухомлинского | |
28 сентября исполняется 105 лет со дня рождения выдающегося советского педагога, психолога, общественного деятеля, исследователя и публициста – Василия Александровича Сухомлинского. Его теоретическое литературно-педагогическое творчество и практическая деятельность вошли в историю отечественной педагогической мысли. Литературные и педагогические труды и учительский опыт Сухомлинского оказали большое влияние на работу отечественной школы. Будущий педагог родился 28 сентября 1918 в селе Васильевка Александрийского уезда Херсонской губернии в семье крестьян. Родители были типичными представителями рабочего класса: отец – плотник, а мать трудилась в колхозе. Семья Сухомлинских воспитала трех сыновей и одну дочь, и все они в дальнейшем стали педагогами. Свою педагогическую деятельность В.А. Сухомлинский начал в юношеские годы, уже в семнадцать лет стал преподавать в семилетней Зыбковской школе. В 1936 году поступил на заочное отделение Полтавского педагогического института, а с 1938 года и до начала Великой Отечественной войны работал в Онуфриевской средней школе учителем. В июле 1941 года Сухомлинского призвали в армию. Окончив политкурсы в Москве, в сентябре 1941 года он получил воинское звание политрука. 9 февраля 1942 года в ходе боя за деревню Клепинино под Ржевом был тяжело ранен и более четырех месяцев лечился в госпитале. С июня 1942 года по март 1944-го Сухомлинскийй работал директором средней школы, учителем русского языка и литературы в городе Ува Удмуртской АССР. Весной 1944 года он с женой вернулся на Украину, в только что освобожденный Онуфриевский район Кировоградской области. Четыре года работал директором отдела народного образования района и одновременно преподавал в школе. В 1948 году Сухомлинский был назначен директором Павлышской средней школы, где проработал 23 года до конца своих дней. Работы советского педагога переведены на разные языки и опубликованы в разных странах мира. Его наследие изучается в ведущих педагогических учебных заведениях России и Европы.
Воспитание всегда представлялось Сухомлинскому как многогранный процесс, в центре которого находится прежде всего ребенок, личность, его духовный мир и моральные ценности. Воспитание у каждого ученика уважения к самому себе, по мнению Сухомлинского, является самым главным, несущим столпом педагогической системы. В отечественной педагогике он стал основоположником педагогического просвещения родителей, так как считал, что родители – это первые учители ребенка, которые должны учиться столько лет, сколько и дети. В педагогической системе Сухомлинского утвердилась определенная система семейно-школьного воспитания, где родители должны были стать активными помощниками учителей. Этому способствует, по мнению педагога, не только обучение родителей, но и совместное проведение праздников, разнообразных полезных дел.
Одной из основных проблем всестороннего развития подрастающего поколения Сухомлинский считал неравенство в приоритетах интеллектуального и физического труда. По его мнению, целенаправленность школьного образования для подготовки обучения в высших учебных заведениях формирует у учащихся негативное отношение к «черновому» труду и рабочим профессиям. Большая часть произведений Сухомлинского посвящены учителям, их проблемам, культуре общения с детьми, развитию педагогического мастерства, подготовки учителей в учебных заведениях.
В.А. Сухомлинский до конца своих дней работал на педагогическом поприще. Его авторству принадлежат 41 монография и брошюры, более 600 статей, 1 200 рассказов и сказок. Произведения В. Сухомлинского изданы на 53 языках мира общим тиражом почти 15 млн. экземпляров. Книга «Сердце отдаю детям» переведена на 30 языков мира и выдержала 54 издания. В период с 1945 по 1970 годы опубликованы 463 статьи. До сегодняшнего дня произведения великого советского педагога печатаются и остаются актуальными.
Использованная литература:
Материал подготовила Вероника Лагода,
| |
|