MENU
Главная » 2023 » Сентябрь » 28 » «След на земле». К 105-летию со дня рождения В.А. Сухомлинского
08:47
«След на земле». К 105-летию со дня рождения В.А. Сухомлинского

28 сентября исполняется 105 лет со дня рождения выдающегося советского педагога, психолога, общественного деятеля, исследователя и публициста – Василия Александровича Сухомлинского.

Его теоретическое литературно-педагогическое творчество и практическая деятельность вошли в историю отечественной педагогической мысли. Литературные и педагогические труды и учительский опыт Сухомлинского оказали большое влияние на работу отечественной школы.

Будущий педагог родился 28 сентября 1918 в селе Васильевка Александрийского уезда Херсонской губернии в семье крестьян. Родители были типичными представителями рабочего класса: отец – плотник, а мать трудилась в колхозе. Семья Сухомлинских воспитала трех сыновей и одну дочь, и все они в дальнейшем стали педагогами.

Свою педагогическую деятельность В.А. Сухомлинский начал в юношеские годы, уже в семнадцать лет стал преподавать в семилетней Зыбковской школе. В 1936 году поступил на заочное отделение Полтавского педагогического института, а с 1938 года и до начала Великой Отечественной войны работал в Онуфриевской средней школе учителем.

В июле 1941 года Сухомлинского призвали в армию. Окончив политкурсы в Москве, в сентябре 1941 года он получил воинское звание политрука. 9 февраля 1942 года в ходе боя за деревню Клепинино под Ржевом был тяжело ранен и более четырех месяцев лечился в госпитале.

С июня 1942 года по март 1944-го Сухомлинскийй работал директором средней школы, учителем русского языка и литературы в городе Ува Удмуртской АССР. Весной 1944 года он с женой вернулся на Украину, в только что освобожденный Онуфриевский район Кировоградской области. Четыре года работал директором отдела народного образования района и одновременно преподавал в школе.

В 1948 году Сухомлинский был назначен директором Павлышской средней школы, где проработал 23 года до конца своих дней.

Работы советского педагога переведены на разные языки и опубликованы в разных странах мира. Его наследие изучается в ведущих педагогических учебных заведениях России и Европы.

Сухомлинский неоднократно говорил и писал о том, что воспитание самоуважения и уважения к человеческому достоинству является основой педагогической деятельности и результатом больших внутренних усилий педагога. Также он подчеркивал, что для воспитательного процесса невозможно придумать и применить шаблонные примеры или уроки.

Воспитание всегда представлялось Сухомлинскому как многогранный процесс, в центре которого находится прежде всего ребенок, личность, его духовный мир и моральные ценности. Воспитание у каждого ученика уважения к самому себе, по мнению Сухомлинского, является самым главным, несущим столпом педагогической системы.

В отечественной педагогике он стал основоположником педагогического просвещения родителей, так как считал, что родители – это первые учители ребенка, которые должны учиться столько лет, сколько и дети. В педагогической системе Сухомлинского утвердилась определенная система семейно-школьного воспитания, где родители должны были стать активными помощниками учителей. Этому способствует, по мнению педагога, не только обучение родителей, но и совместное проведение праздников, разнообразных полезных дел.

В своих произведениях учебную деятельность он представлял как необходимое условие формирования духовно богатой личности. Эта деятельность должна быть творческой и активной. Для этого педагогам необходимо организовывать внеклассные занятия, экскурсии, экспедиции, специальные творческие занятия для умственного развития.

Одной из основных проблем всестороннего развития подрастающего поколения Сухомлинский считал неравенство в приоритетах интеллектуального и физического труда. По его мнению, целенаправленность школьного образования для подготовки обучения в высших учебных заведениях формирует у учащихся негативное отношение к «черновому» труду и рабочим профессиям.

Большая часть произведений Сухомлинского посвящены учителям, их проблемам, культуре общения с детьми, развитию педагогического мастерства, подготовки учителей в учебных заведениях.

Сухомлинский считал, что источником творческой индивидуальности учителя является книга. Наличие обширной личной библиотеки выдающийся педагог называл важнейшей составляющей педагогической системы, поскольку именно учителя вводят учащихся в мир книги. В статье «Моя педагогическая система» он пишет: «Я не представляю себе сколько-нибудь сильного влияния на своих воспитанников, если бы каждый из них постепенно не был введен в этот замечательный мир – мир книги».

В.А. Сухомлинский до конца своих дней работал на педагогическом поприще. Его авторству принадлежат 41 монография и брошюры, более 600 статей, 1 200 рассказов и сказок. Произведения В. Сухомлинского изданы на 53 языках мира общим тиражом почти 15 млн. экземпляров. Книга «Сердце отдаю детям» переведена на 30 языков мира и выдержала 54 издания. В период с 1945 по 1970 годы опубликованы 463 статьи.

До сегодняшнего дня произведения великого советского педагога печатаются и остаются актуальными.

 

Использованная литература:

  1. Латышина, Д. И. История педагогики и образования : учебник для вузов. – Москва : Гардарики, 2008 – 527, [1] с. ; 22 см.
  2. Сухомлинский, В. А. Родительская педагогика / В. А. Сухомлинский ; [худож. С. Маликова]. – Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2017. – 207, [1] с. : ил. ; 21 см. – (Родителям о детях).

Материал подготовила Вероника Лагода,
библиотекарь 2-й категории
библиотеки-филиала № 1

 

Просмотров: 246 | Добавил: lesgusly | Теги: Сухомлинский, Педагог, Год педагога и наставника | Рейтинг: 5.0/1
МБУК Краеведческий музей Карта сайта
Контакты
Сообщить об ошибке
Вакансии
Мобильная версия сайта

Вверх