13:18 «Смерть стоит того, чтобы жить»: 15 августа – день памяти Виктора Цоя | |
«Мне кажется, что песни, тексты, которые я пишу, – очень многозначные, очень ассоциативные, могут рассматриваться с разных углов зрения и каждому человеку могут дать то, что он хотел бы взять из этой песни». Виктор Цой Виктор Цой – легендарный музыкант, поэт и актёр, создатель группы «Кино»,– погиб в автомобильной аварии 15 августа 1990 года, в возрасте 28 лет, что стало шоком для многочисленной армии поклонников. Простой ленинградский парень, благодаря самобытному таланту и индивидуальности, стал рупором целой эпохи. По словам музыкального критика Артемия Троицкого, он был «единственным реальным связным между стариками-«подпольщиками» и «детьми гласности». Начав сочинять свои произведения в ленинградской котельной, в начале 80-х он пел в узких кругах на московских и питерских квартирниках, в электричках, а через несколько лет уже собирал стадионы. Особой популярностью Цой стал пользоваться после выхода фильмов «Асса», «Игла». Под словами: «Мы ждем перемен», – готовы были подписаться миллионы тогдашних советских людей. Далеко не всегда память об артистах, пусть даже талантливых и ушедших слишком рано, выдерживает испытание временем. Но Цоя по-прежнему слушают, его по-прежнему боготворят. Поэт-самоучка все эти годы остаётся одним из самых цитируемых авторов. «Время есть, а денег нет», «Дальше действовать будем мы»», «Война без особых причин», «Закрой за мной дверь, я ухожу», «Наше будущее – туман, в нашем прошлом то ад, то рай», «Стань песней, живи на губах, я стану словами», – эти и другие его строки по сей день встречаются в самых разных текстах. Его песни «Пачка сигарет», «Кукушка» и «Когда твоя девушка больна» являются лидерами отечественной музыки по количеству кавер-версий. Цою принадлежит одно из самых точных описаний самой сути русского рока (во всяком случае, подавляющей его части): Дом стоит, свет горит.
Александр Титов, рок-музыкант, басист группы «Аквариум»: «Он был уникальный человек, потому что в общении с ним никогда не проскальзывали те мысли, которые вдруг появлялись в его песнях. В общении всё было гораздо проще, на уровне быта. Это всегда был очень интересный и таинственный знак. Думаю, у некоторых людей есть сильный механизм защиты, и они постоянно контролируют творческий выброс. Во всяком случае, собственно о творчестве мы никогда не говорили… …Работал он над каждой песней, просто погружался в неё целиком. Проигрывал миллионы раз. А текст всегда был устоявшийся к тому моменту, когда мы начинали работать над песней». Борис Гребенщиков, поэт, музыкант, композитор, певец и гитарист группы «Аквариум»: «Познакомились мы в электричке, они подсели ко мне – Витька и Рыба, то есть Лёша Рыбин. Витька спел пару песен. А когда слышишь правильную и нужную песню, всегда есть такая дрожь первооткрывателя, который нашёл драгоценный камень или там амфору Бог знает какого века, – вот у меня тогда было то же самое. Он спел две песни. Одна из них была никакая, но показывала, что человек знает, как обращаться с песней, а вторая была «Мои друзья идут по жизни маршем». И она меня абсолютно сбила с нарезки. Это была уже песня, это было настоящее. Когда через молоденького парня, его голосом проступает столь грандиозная штука – это всегда чудо. …Наверное, людям, которые Витьку не знали, сложно представить, что мальчик, который в то время учился в ПТУ на резчика по дереву, что называется, «необразованный», был на вполне сносном уровне знаком с древней китайской культурой. Можно было спокойно бросаться именами, говорить о самурайском кодексе. В общем, о чём мы говорили, мы знаем. …Всё, произошедшее с Витькой, мне кажется вполне исторически объяснимым и логичным. Его путь мне представляется как абсолютно ясная законченная вещь. В последних трёх альбомах он всё время говорил одно и то же. Разными словами выражался один и тот же эмоциональный знак. И не потому, что ему нечего было сказать, а потому, что это было то, что нужно сказать. И в последнем альбоме это сказано с максимальной простотой. «Солнце моё, взгляни на меня – моя ладонь превратилась в кулак». Проще уже некуда. Всё». Константин Кинчев, рок-музыкант, автор песен, лидер группы «Алиса»: «Он ушёл достойно, я так считаю. Жил красиво, умер красиво. Последний герой. Друзья, которые умирают, они после себя оставляют чёрные дыры: ощущается очень сильная нехватка, энергетическая пустота. При жизни их ты можешь этого не чувствовать и не ценить… Даже чисто эгоистический интерес – посидеть с ним на кухне, попеть – а его уже нет…» Рашид Нугманов, кинорежиссёр, сценарист, продюсер, художник, архитектор, общественный деятель: «В «Начальнике Камчатки» Цой спел арию Мистера Икса. По-моему, Мистер Икс – это ключ к пониманию самого Виктора. Он тоже был героем, поставленным в такую ситуацию и такую среду, которые отнюдь не способствуют проявлению героизма. Это герой, вынужденный сокрушаться о своём уделе шуту. В этом отношении Цой был уникален… Потому что на самом деле ирония рождается только болью. А Виктор был очень чувствительный человек. Мне выпало счастье видеть, как работает Виктор. Это чистый поэт. Настоящий художник работает, как рука пишет. Он не может холодно спроектировать и сделать вещь. Ведь как бывает в поэзии: пишешь строчку, а потом уже её понимаешь… Виктор именно такого склада был. Пел только то, что диктовала ему интуиция. Как говорят, Бог водил рукой. Что-то свыше в него входило, и он это делал. …Я думаю, что настоящее, подлинное чувство магнетизирует. И даже тиражированное на плёнке обладает способностью действовать. Так что в этом смысле Виктор жив…» Джоанна Стингрей, американская певица, актриса, музыкальный продюсер и общественный деятель: «Виктор зарабатывал на жизнь, работая кочегаром, с вечеринок уезжал до часа ночи, чтобы успеть в метро, денег на такси у него не было. Но вот его стали показывать по телевизору, а в газетах стали писать о выдающемся рок-певце Викторе Цое. Однажды он рассказал мне, как к нему в кочегарку пришёл человек и стал орать, что ему, дескать, холодно, почему плохо топят… Виктор повернулся к нему лицом, и этот человек вдруг спросил: «Ты же Виктор Цой. Что ты здесь делаешь?» «Это моя работа», – ответил Виктор. Тот человек сказал, что это просто невероятно. Я как-то спросила Виктора, почему он продолжает работать в кочегарке, и он ответил, что ему это нравится. Вероятно, работая, он уверенно себя чувствовал, это делало его проще и ближе к людям. Именно тогда я поняла, почему его песни значили так много для такого большого количества людей. Это были песни, написанные реальным человеком». Памятники и памятные места
Материал подготовила Мария Батова,
Источники: Рок-музыка в СССР : [опыт популярной энциклопедии] / Сост. Артемий Троицкий. – Москва : Книга, 1990. – 383, [1] с. : фото ; 21 см. Троицкий, А.С. Рок в Союзе : 60-е, 70-е, 80-е… / Артём Троицкий ; худож. Марат Ким. – Москва : Искусство, 1990. – 203, [5] с. : цв. ил. : фото ; 25 см. Цой, В. Р. Последний герой: стихи, песни, воспоминания / Виктор Цой ; [фото из архива семьи В. Цоя]. – Москва : Эксмо, 2010. – 350, [2] с. : фото ; 15 см. https://bigpicture.ru/?p=456440 https://pda.kp.ru/daily/217169.5/4270480/ Фотографии из открытых источников Интернета
| |
|