MENU
Главная » 2020 » Август » 15 » «Смерть стоит того, чтобы жить»: 15 августа – день памяти Виктора Цоя
13:18
«Смерть стоит того, чтобы жить»: 15 августа – день памяти Виктора Цоя

«Мне кажется, что песни, тексты, которые я пишу, – очень многозначные, очень ассоциативные, могут рассматриваться с разных углов зрения и каждому человеку могут дать то, что он хотел бы взять из этой песни».

Виктор Цой

Виктор Цой – легендарный музыкант, поэт и актёр, создатель группы «Кино»,– погиб в автомобильной аварии 15 августа 1990 года, в возрасте 28 лет, что стало шоком для многочисленной армии поклонников.

Простой ленинградский парень, благодаря самобытному таланту и индивидуальности, стал рупором целой эпохи. По словам музыкального критика Артемия Троицкого,  он был «единственным реальным связным между стариками-«подпольщиками» и «детьми гласности». Начав сочинять свои произведения в ленинградской котельной, в начале 80-х он пел в узких кругах на московских и питерских квартирниках, в электричках, а через несколько лет уже собирал стадионы.

Особой популярностью Цой стал пользоваться после выхода фильмов «Асса», «Игла». Под словами: «Мы ждем перемен», – готовы были подписаться миллионы тогдашних советских людей.

Далеко не всегда память об артистах, пусть даже талантливых и ушедших слишком рано, выдерживает испытание временем. Но Цоя по-прежнему слушают, его по-прежнему боготворят. Поэт-самоучка все эти годы остаётся одним из самых цитируемых авторов. «Время есть, а денег нет», «Дальше действовать будем мы»», «Война без особых причин», «Закрой за мной дверь, я ухожу», «Наше будущее – туман, в нашем прошлом то ад, то рай», «Стань песней, живи на губах, я стану словами», – эти и другие его строки по сей день встречаются в самых разных текстах. Его песни «Пачка сигарет», «Кукушка» и «Когда твоя девушка больна» являются лидерами отечественной музыки по количеству кавер-версий.

Цою принадлежит одно из самых точных описаний самой сути русского рока (во всяком случае, подавляющей его части):

Дом стоит, свет горит.
Из окна видна даль.
Так откуда взялась печаль?


О Викторе Цое вспоминают…

Александр Титов, рок-музыкант, басист группы «Аквариум»:

«Он был уникальный человек, потому что в общении с ним никогда не проскальзывали те мысли, которые вдруг появлялись в его песнях. В общении всё было гораздо проще, на уровне быта. Это всегда был очень интересный и таинственный знак. Думаю, у некоторых людей есть сильный механизм защиты, и они постоянно контролируют творческий выброс. Во всяком случае, собственно о творчестве мы никогда не говорили…

…Работал он над каждой песней, просто погружался в неё целиком. Проигрывал миллионы раз. А текст всегда был устоявшийся к тому моменту, когда мы начинали работать над песней».

Борис Гребенщиков, поэт, музыкант, композитор, певец и гитарист группы «Аквариум»:

«Познакомились мы в электричке, они подсели ко мне – Витька и Рыба, то есть Лёша Рыбин. Витька спел пару песен. А когда слышишь правильную и нужную песню, всегда есть такая дрожь первооткрывателя, который нашёл драгоценный камень или там амфору Бог знает какого века, – вот у меня тогда было то же самое. Он спел две песни. Одна из них была никакая, но показывала, что человек знает, как обращаться с песней, а вторая была «Мои друзья идут по жизни маршем». И она меня абсолютно сбила с нарезки. Это была уже песня, это было настоящее. Когда через молоденького парня, его голосом проступает столь грандиозная штука – это всегда чудо.

…Наверное, людям, которые Витьку не знали, сложно представить, что мальчик, который в то время учился в ПТУ на резчика по дереву, что называется, «необразованный», был на вполне сносном уровне знаком с древней китайской культурой. Можно было спокойно бросаться именами, говорить о самурайском кодексе. В общем, о чём мы говорили, мы знаем.

…Всё, произошедшее с Витькой, мне кажется вполне исторически объяснимым и логичным. Его путь мне представляется как абсолютно ясная законченная вещь. В последних трёх альбомах он всё время говорил одно и то же. Разными словами выражался один и тот же эмоциональный знак. И не потому, что ему нечего было сказать, а потому, что это было то, что нужно сказать. И в последнем альбоме это сказано с максимальной простотой. «Солнце моё, взгляни на меня – моя ладонь превратилась в кулак». Проще уже некуда. Всё».

Константин Кинчев, рок-музыкант, автор песен, лидер группы «Алиса»:

«Он ушёл достойно, я так считаю. Жил красиво, умер красиво. Последний герой.

Друзья, которые умирают, они после себя оставляют чёрные дыры: ощущается очень сильная нехватка, энергетическая пустота. При жизни их ты можешь этого не чувствовать и не ценить… Даже чисто эгоистический интерес – посидеть с ним на кухне, попеть – а его уже нет…»

Рашид Нугманов, кинорежиссёр, сценарист, продюсер, художник, архитектор, общественный деятель:

«В «Начальнике Камчатки» Цой спел арию Мистера Икса. По-моему, Мистер Икс – это ключ к пониманию самого Виктора. Он тоже был героем, поставленным в такую ситуацию и такую среду, которые отнюдь не способствуют проявлению героизма. Это герой, вынужденный сокрушаться о своём уделе шуту. В этом отношении Цой был уникален… Потому что на самом деле ирония рождается только болью. А Виктор был очень чувствительный человек.

Мне выпало счастье видеть, как работает Виктор. Это чистый поэт. Настоящий художник работает, как рука пишет. Он не может холодно спроектировать и сделать вещь. Ведь как бывает в поэзии: пишешь строчку, а потом уже её понимаешь… Виктор именно такого склада был. Пел только то, что диктовала ему интуиция. Как говорят, Бог водил рукой. Что-то свыше в него входило, и он это делал.

…Я думаю, что настоящее, подлинное чувство магнетизирует. И даже тиражированное на плёнке обладает способностью действовать. Так что в этом смысле Виктор жив…»

Джоанна Стингрей, американская певица, актриса, музыкальный продюсер и общественный деятель:

«Виктор зарабатывал на жизнь, работая кочегаром, с вечеринок уезжал до часа ночи, чтобы успеть в метро, денег на такси у него не было. Но вот его стали показывать по телевизору, а в газетах стали писать о выдающемся рок-певце Викторе Цое. Однажды он рассказал мне, как к нему в кочегарку пришёл человек и стал орать, что ему, дескать, холодно, почему плохо топят… Виктор повернулся к нему лицом, и этот человек вдруг спросил: «Ты же Виктор Цой. Что ты здесь делаешь?» «Это моя работа», – ответил Виктор. Тот человек сказал, что это просто невероятно.

Я как-то спросила Виктора, почему он продолжает работать в кочегарке, и он ответил, что ему это нравится. Вероятно, работая, он уверенно себя чувствовал, это делало его проще и ближе к людям. Именно тогда я поняла, почему его песни значили так много для такого большого количества людей. Это были песни, написанные реальным человеком».

Памятники и памятные места

  1. Сразу после роковой аварии в 1990 году в Москве, на Арбате, у дома № 37 появилась Стена памяти Виктора Цоя. Кто-то высоко, через всю стену вывел чёрной краской из баллончика: «Сегодня погиб Виктор Цой», – а в ответ немного спустя было добавлено: «Цой жив». Вскоре высказывание дополнилось: «Жил, жив и будет жить!» С тех пор эта стена стала местом паломничества сотен тысяч туристов и поклонников звезды. Каждый считает своим долгом оставить свою надпись на память. Власти Москвы не раз пытались искоренить эту традицию, но надписи закрашивались, а на следующий день появлялись снова.
  2. В 2009 году стена памяти Цоя появилась и в городе на Неве. Местом её дислокации стал кинотеатр «Аврора» на Невском проспекте. Здесь в 1989 году был впервые показан фильм «Игла». Эта площадка служит местом сбора представителей неформальных субкультур и поклонников творчества артиста. В Санкт-Петербурге также есть несколько уличных граффити с изображением музыканта. Подобные памятные места существуют в Екатеринбурге, Саратове, Минске и других городах.
  3. Легендарная петербургская котельная «Камчатка». Именно здесь Цой работал кочегаром, этому месту посвящена одноимённая песня. Сейчас по адресу ул. Блохина, 15, находится клуб-музей Котельная «Камчатка». Заглянувшие в это культовое место туристы могут увидеть первые пластинки, автографы, плакаты, наработки текстов и другие личные вещи Цоя. В стенах музея по выходным проходят выступления молодых музыкантов.
  4. Фраза «Звезда по имени Солнце» в биографии музыканта имеет несколько значений. Это не только строчка из его песни, но и название его дипломной работы резчика по дереву. Деревянное панно хранится в музее СГПТУ-61, расположенном в Санкт-Петербурге на Софийской улице.
  5. 15 августа 2002 года в Латвии на месте аварии, в которой погиб Виктор Цой, на 35-м километре трассы Талси – Слока возле дороги установили памятник Цою: бюст по пояс – сначала гипсовый, а через месяц – металлический.

     

  6. Местом поклонения является могила Виктора Цоя на Богословском кладбище в Петербурге. До сих пор здесь проживают, сменяя друг друга, фанаты, стерегущие покой своего кумира. Поблизости похоронены мать Виктора и его первая жена Марьяна. Ежегодно 15 августа здесь проводится день памяти Цоя.
  7. Поклонники Цоя могут совершить прогулку по значимым в жизни артиста адресам в Санкт-Петербурге: ул. Кузнецовская, 25 – здесь находился роддом, в котором будущий музыкант появился на свет; дом № 190 по Московскому проспекту – Дом со шпилем – в нём Виктор вырос; проспект Ветеранов, 99 – Виктор проживал здесь с женой Марьяной и сыном Сашей, здесь же была написана большая часть песен; ул. Рубинштейна, 13 – знаменитый на весь Союз адрес Ленинградского рок-клуба. Также на Петроградской стороне города можно посетить сквер Виктора Цоя.
  8. 14 августа 2020 года, к тридцатилетней годовщине со дня гибели музыканта, в Северной столице был установлен памятник легенде русского рока. Его можно увидеть в сквере на улице Танкиста Хрустицкого недалеко от станции метро «Проспект Ветеранов». Памятник не могли установить более десяти лет из-за различных бюрократических проволочек. Монумент представляет собой стоящую фигуру с гитарой в руке. Сам постамент, хоть и создан в минималистических формах, но выглядит изящно и лаконично. Надпись на памятнике сделана в стиле почерка Виктора Цоя.
  9. Памятники музыканту можно найти в самых разных городах России и на постсоветском пространстве: Барнауле, Окуловке (Новгородская область), Караганде, Слуцке (Белоруссия), Алматы (Казахстан) и других.

 

Материал подготовила Мария Батова,
главный библиотекарь библиотеки-филиала № 1

 

Источники:

Рок-музыка в СССР : [опыт популярной энциклопедии] / Сост. Артемий Троицкий. – Москва : Книга, 1990. – 383, [1] с. : фото ; 21 см.

Троицкий, А.С. Рок в Союзе : 60-е, 70-е, 80-е… / Артём Троицкий ; худож. Марат Ким. – Москва : Искусство, 1990. – 203, [5] с. : цв. ил. : фото ; 25 см.

Цой, В. Р. Последний герой: стихи, песни, воспоминания / Виктор Цой ; [фото из архива семьи В. Цоя]. – Москва : Эксмо, 2010. – 350, [2] с. : фото ; 15 см.

https://zen.yandex.ru/media/id/5c5a0559d520d200ae8da39c/viktor-coi-pamiatnye-mesta-5e197c7d8d5b5f00b19c7033

https://bigpicture.ru/?p=456440

https://pda.kp.ru/daily/217169.5/4270480/

Фотографии из открытых источников Интернета

 

Просмотров: 1116 | Добавил: lesgusly | Теги: чтобы жить, август, перемен, кукушка, Виктор Цой | Рейтинг: 5.0/5
МБУК Краеведческий музей Карта сайта
Контакты
Сообщить об ошибке
Вакансии
Мобильная версия сайта

Вверх