14:26 «В списках не значился»: 3 декабря – День Неизвестного солдата | |
С 2014 года в России появилась новая памятная дата: 3 декабря – День Неизвестного Солдата – в память о воинах, погибших в боях на территории нашей страны или за ее пределами. Решение об учреждении этого дня было принято Государственной Думой в октябре 2014 года, а соответствующий указ подписан Президентом РФ 5 ноября 2014 года. Основанием для установления памятной даты именно в этот день стало то, что 3 декабря 1966 года в ознаменование 25-летней годовщины разгрома немецких войск под Москвой у Кремлёвской стены действительно были перезахоронены останки неизвестного солдата из числа Панфиловской стрелковой дивизии, оборонявший подступы к столице у станции Крюково. 8 мая 1967 года здесь был открыт памятник. Слова: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен», – раскрывают основную идею мемориала. Слева от главного надгробия на стене высечено посвящение: «Павшим за Родину». Справа порфировые блоки с замурованными в них капсулами с землей городов-героев и крепости-героя Брест. Автор памятника – скульптор Н. Томский. В память о тех, кто остался Неизвестным солдатом, горит Вечный огонь – на могиле Неизвестного солдата в Александровском саду и у сотен мемориалов по всей России. Если открыть любую изданную в нашей стране «Книгу Памяти», то напротив фамилий огромного числа советских солдат, не вернувшихся с Великой Отечественной войны, написано: «Пропал без вести». Далеко не у всех тех, кто числится убитым, указано место захоронения. Эти бойцы и командиры Красной Армии так и остались лежать там, где их настигла смерть: в обвалившихся блиндажах, в засыпанных окопах или воронках, а порой и под открытым небом. Сейчас лишь очень немногим воинам, чьи останки находят поисковики, удаётся вернуть имена. Остальные остаются «Неизвестными солдатами» той далёкой и страшной войны. Память о неизвестных солдатах Великой Отечественной войны хранится в художественных произведениях, написанных в разные годы после Победы. Васильев, Б. Л. В списках не значился : [роман : для старшего школьного возраста : 12+] / Борис Васильев. – Москва : Стрекоза, 2018. – 285, [3] с. ; 21 см. – (Школьная программа). Описываемые в романе события происходят в самом начале Великой Отечественной войны, в осаждённой фашистскими захватчиками Брестской крепости. Главный герой — Николай Плужников — прибывает в крепость перед самым началом войны. Вчерашний выпускник военного училища верит в пакт Молотова-Риббентроппа и не верит в приближающуюся войну. Ранним утром шквал артиллерийского огня противника обрушивается на крепость. За короткое время молодой лейтенант проходит суровый экзамен на выживание. В считанные часы он учится подчинять людей своей воле и принимать решения, от которых зависят жизни окружающих. По дороге в крепость он познакомился с девушкой Миррой. С началом боевых действий они потеряли из виду друг друга. Но спустя некоторое время Плужников попадает в подвал, где встречается с Миррой и ещё тремя военнослужащими, занявшими выжидательную позицию. В подвале достаточно еды, боеприпасов, воды. Поэтому можно и нужно продолжать выполнять поставленный приказ: держать оборону. Упрекая солдат в бездействии, Плужников назначает себя командиром. Молодому лейтенанту пришлось убить одного из своих, когда тот пошёл сдаваться в плен. Один из двух оставшихся, старшина Матвеич, геройски погибает, бросившись со связкой гранат на противника. Третий, молоденький рядовой Вася Волков, тихо уходит ночью. Плужников остаётся с Миррой. Она ведёт скромное хозяйство, в то время как он продолжает воевать в одиночку. Между ними рождается сильное и светлое чувство. Плужников уговаривает Мирру подняться наверх ради их будущего ребёнка. Мирра попыталась примкнуть к группе местных женщин, работающих в крепости. Но её выдали полицаям, и те насмерть забили её прикладами. У последнего защитника крепости кончились патроны, продукты, он почти потерял зрение и с трудом передвигает ноги. Лейтенант Плужников выходит из подземелья и на вопросы генерала: «Фамилия? Звание?», – хрипло отвечает: – Я – русский солдат. Пусть все защитники крепости погибли, и Плужникову тоже пришлось сдаться, и кажутся напрасными все потери, – но нет, всё не зря, борьба за родину не может быть напрасной. Сила духа последнего воина крепости поразила противников так сильно, что они отдали ему высшие воинские почести: «… солдаты, щёлкнув каблуками, чётко вскинули оружие «на караул». И немецкий генерал, чуть помедлив, поднёс руку к фуражке». В эпилоге Борис Васильев рассказывает о Брестской крепости и о том, как каждый год 22 июня в Брест приезжает к мемориальной доске на вокзале старая женщина. С ней писателю довелось встретиться лично, от неё он узнал о сыне Николае, ставшем одним из неизвестных героев Великой Отечественной войны. Целый день женщина читает и перечитывает надпись, выбитую на мраморе: С 22 июня по 2 июля 1941 года под руководством лейтенанта Николая (фамилия неизвестна) и старшины Павла Баснева военнослужащие и железнодорожники героически обороняли вокзал. «Шумный вокзал живёт привычной жизнью. Приходят и уходят поезда, дикторы объявляют, что люди не должны забывать билеты, смеются люди. И возле мраморной доски тихо стоит старая женщина. Не надо ей ничего объяснять: не так уж важно, где лежат наши сыновья. Важно только то, за что они погибли». Быков, В. В. Обелиск : [повесть] / Василь Быков. – Москва : Эксмо, 2015. – 189, [3]с. ; 21 см. – (День Победы. Классика военной литературы). Повесть, написанная в 1971 году, показывает, как малозаметные героические поступки простых людей во время Великой Отечественной войны привели к победе над врагом. О событиях, происходящих в повести, пишет журналист областной газеты. О главном герое – сельском учителе Морозе Алесе Ивановиче – ему рассказывает Ткачук Тимофей Титович, участник партизанского движения. Действие повести происходит на территории оккупированной Белоруссии. В 1942 году там были казнены учитель и пять его учеников. Подростки, желая защитить своего учителя, совершили покушение на полицая «Каина». Операция по устранению полицая была хорошо организована, но ребятам не хватило опыта и сноровки. «Каин» не пострадал, погиб только немец. Поймав Колю Бородича, самого старшего из покушавшихся, немцы смогли схватить и остальных ребят. Хоть Коля никого не выдал и всю вину взял на себя, но фашисты ему не поверили. Алесь Иванович пришёл к партизанам просить помощи в освобождении своих учеников. Но силы были неравны: оружия у партизанов мало, а немцы в каждом селе. Фашисты пытали ребят, требуя выдать учителя. Враги обещали отпустить юных патриотов, если учитель сам явится к ним с повинной. Алесь Иванович пришёл к фашистам, а те казнили и его, и учеников. Хоть Мороз и знал, что врагам нельзя верить, но другого выхода у него не было. Учителю удалось спасти лишь одного: Павла Миклошевича. Уже после войны хлопотами Миклошевича появился обелиск с пятью именами погибших школьников. Алесь Иванович Мороз мог остаться неизвестным героем, неизвестным солдатом, пусть даже не убившим ни одного врага. Но он смог привить своим ученикам чувство собственного достоинства, дух патриотизма, учил их справедливости. Поэтому долгими и упорными стараниями Павла Ивановича Миклошевича на табличке с именами учеников появилась фамилия их Учителя. Повесть «Обелиск» – не только история учителя Алеся Ивановича Мороза и его учеников, храбро сражавшихся с фашистами, но и история всего белорусского народа, на тот момент истекающего кровью от предательства своих же людей. Бондарев, Ю. В. Батальоны просят огня : повесть и рассказ : [для ст. шк. возраста : 16+] / Юрий Бондарев ; [предисл. авт.] ; худож. М. Иванов. – Москва : Детская литература, 2016. – 522, [6] с. : ил. ; 21 см. – (Школьная библиотека). Трогательная история одного-единственного боя, который вёл батальон, безуспешно просивший артиллерийской поддержки. Осень 1943 года. Наши войска форсируют Днепр. Двум батареям приказано переправиться и закрепиться на том берегу. Но план неожиданно меняется, а батареи остаются под смертельным вражеским огнём без связи, без поддержки. Ситуация ужасная, особенно когда понимаешь, что во время войны такое случалось часто. В итоге от нескольких сотен человек в живых остаётся пятеро. В кровавой мясорубке гибнут добродушные близнецы Берёзкины, уверявшие командира, что он обязательно научится их различать. При первой же бомбёжке погибает двадцатилетний лейтенант Прошин, совершенно не приспособленный к войне. От него остаётся только полевая сумка и погон. Погибает весёлый адьютант полковника Гуляева Жорка Витковский, которого дома ждёт мама. А капитан Ермаков видит все эти смерти, но не может похоронить подчинённых и друзей, он должен вывести оставшихся в живых из окружения. Покидая место боя, они забирают только самое ценное: прицелы орудий, документы и награды. Юрий Бондарев показывает, что люди жили и на войне: дружили, влюблялись, ненавидели, ошибались и злились друг на друга. А также он поднимает сложные вопросы о методах ведения войны, о подлинных ценностях, о жертвах, которых можно было избежать, об ответственности командиров за жизнь солдат. Есть в повести место и настоящему героизму, но, по большому счёту, сопротивление нацистам превратилось в рутину: никто из персонажей не считает себя настоящим героем. Все они делают то, что должны делать в такой ситуации: стремятся уничтожить как можно больше врагов и, конечно же, выжить. Какими были они – установленные и безымянные солдаты Великой Отечественной? Ради чего сражались и погибали? Все они люди с разными судьбами, разным жизненным опытом, разными биографиями, но объединённые одним чувством – горячей любовью к Родине. Память о них, об их подвигах – самое малое, что наше поколение может сделать для этих героев.
Материал подготовили Ольга Хамарханова и Мария Батова,
Мероприятия и выставки в библиотеках Вилючинска, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, в разделе «К году памяти и славы» | |
|