09:01 Вечные свидетели времени | |
«Фильмы – это вечные свидетели времени, Мартин Скорсезе. День кино в России отмечается ежегодно 27 августа. Этот праздник был установлен в честь российского кинематографа и его вклада в искусство и культуру страны. Дата приурочена ко дню выхода в свет первого отечественного кинофильма 1908 года «Понизовая вольница» режиссёра Владимира Ромашкова. Позже, в 1919 году, был принят декрет о национализации кинодела, и этот день стал символической отправной точкой российского киноискусства. Современную жизнь невозможно представить без кино. Кино создает на экране живую действительность, объединяет все виды искусств, отличается масштабностью и технологичностью. Кинематограф в России имеет богатую историю, которая начинается с конца 19-го века и продолжается по сей день. Первыми шагами отечественного кинематографа стали демонстрации короткометражных фильмов, снятые изобретателями и энтузиастами Александром Ханжонковым и Владиславом Старевичем. В своём ателье Ханжонков создал специальный научный отдел для съёмок, где изучались образовательные, видовые и этнографические фильмы. Старевич стал известным благодаря созданной оригинальной технике кукольной мультипликации. В этот период, известный как «немая эра», создавались уникальные киноленты, многие из которых стали классикой. Революция и Гражданская война сильно повлияли на развитие кинематографа, но уже в 1920-е годы началось золотое время советского кино. В этот период на сцену выходят легендарные режиссёры — Сергей Эйзенштейн с революционными фильмами «Броненосец Потемкин» и «Октябрь». Дзига Вертов (Давид Кауфман) с документальной лентой «Человек с киноаппаратом», внёсший огромный вклад в мировое кинематографическое наследие. Вертов создал своеобразный киноязык, основу для советского документального кино. Акцентом в кинолентах стали нетипичные ракурсы, динамика движения, интервальный монтаж. С появлением звукового кино в 1930-е годы Россия продолжала демонстрировать выдающиеся достижения. Создавались социально значимые фильмы, такие как «Чапаев» братьев Васильевых и «Александр Невский» Эйзенштейна, которые сплотили народы Советского Союза. Во время Второй мировой войны киноиндустрия с фильмами о героях войны и патриотических подвигах играла важную роль в поддержке боевого духа. Послевоенные годы ознаменовались расцветом новых жанров и появлением ярких режиссёров. Фильмы «Летят журавли» и «Неотправленное письмо» Михаила Калатозова завоевали международное признание. В эпоху хрущевской «оттепели» советское кино пережило значительный подъем с выходом шедевров «Иваново детство» Андрея Тарковского и «Баллада о солдате» Григория Чухрая. Со временем советский кинематограф продолжал развиваться, несмотря на политические и экономические трудности. В 1960-70-е годы кинематограф преобразовался и стал экспериментальным и философским. На экраны вышли фильмы «Солярис» и «Сталкер» Тарковского, привлекли внимание мировой общественности. Кинолента «Сталкер», несмотря на годы с момента своего выхода, продолжает влиять на кинематографистов по всему миру благодаря своему философскому содержанию и неподражаемой визуальной стилистике. Накануне распада Советского Союза отечественный кинематограф начал претерпевать значительные изменения. Социальные драмы и сатиры в фильмах «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова и «Покаяние» Тенгиза Абуладзе резко контрастировали с предыдущими десятилетиями благодаря своему открытому и критическому взгляду на общественные проблемы. После распада Советского Союза в 1990-е годы российский кинематограф испытывал тяжелые времена, характеризовавшиеся нестабильностью финансирования и поиском новой идентичности. В этот период продолжали выходить значимые фильмы, такие как «Брат» и «Брат 2» Алексея Балабанова, которые заняли важное место в новом российском кинематографе. Огромное влияние на кинематограф имеет литература. Литературные произведения задают направление развития киноискусства, помогая сохранить живую связь между поколениями через образное и эмоциональное восприятие мира. Они вдохновляют, направляют, и обогащают кинематограф как художественную форму, создавая мост между буквами и кадрами, между страницами и экраном. Российские писатели, вдохновляющие кинематограф на создание фильмов, принадлежат к разным эпохам и направлениям, но их литературные произведения неизменно находят отклик у режиссёров и сценаристов. Лев Толстой, Федор Достоевский и Александр Пушкин, своими глубокими философскими и психологическими произведениями предоставляют неисчерпаемый материал для экранизаций. Толстой, с его монументальными произведениями «Война и мир» и «Анна Каренина», не раз становился центром внимания кинопроизводителей. Его романы, богатые на события, детализированные характеры и драматизм, идеально подходят для масштабных кинопроектов. Несколько раз эти произведения были перенесены на экран, каждый раз подчеркивая новые грани грандиозных историй. Федор Достоевский с его мрачными, но глубокими психологическими романами. Произведения «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы» вдохновили бесчисленное количество режиссёров. Его персонажи, погруженные в глубокие кризисы и моральные дилеммы, предоставляют неисчерпаемый материал для изучения человеческой природы через кинематографическую призму. Александр Пушкин, чьи изящные стихи и проза наполнены страстью и драмой, часто становятся основой для фильмов. Новеллы и романы Пушкина «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка» были многократно адаптированы для экрана, что говорит о вечной актуальности его творчества. Писатели XX и XXI веков — Михаил Булгаков с его мистическим «Мастером и Маргаритой» или Виктор Пелевин, чья сатира и фантастика создают уникальный киноязык, продолжают вдохновлять современные экранизации. Фильмы «Война и мир» Сергея Бондарчука или «Идиот» Ивана Пырьева стали настоящими вехами в истории кино. Российская литература с её глубиной и богатым наследием, продолжает оставаться неиссякаемым источником вдохновения для кинематографистов, превращая великие произведения в художественные фильмы, которые пленяют зрителей по всему миру. Детское кино в России начинало свой путь с немых фильмов в начале ХХ века. Первые фильмы были скорее частью общего кинематографического процесса, нежели отдельным жанром. Благодаря усилиям режиссера Александра Ханжонкова, на свет появились первые истории, адресованные юным зрителям. Но, подлинный расцвет и признание детского кино пришли в советский период. Государственная политика активно поддерживала создание фильмов для детей и подростков, понимая важность воспитания нового поколения посредством экрана. С 1930-х годов в Советском Союзе существовал специализированный детский кинематографический центр — киностудия «Союздетфильм», а позднее — киностудия «Горького». Эти учреждения стали настоящими кладезями знаний и талантов, где создавались фильмы «Морозко», «Сказка о потерянном времени», «Королевство кривых зеркал», а также культовые мультфильмы, включая «Ёжик в тумане», «Винни-Пух» и «Ну, погоди!». После распада Советского Союза российское детское кино столкнулось с серьёзными вызовами. Экономические трудности, снижение государственной поддержки и отсутствие адекватной инфраструктуры оказали негативное влияние на отрасль. Тем не менее, прогрессивные режиссёры, продюсеры и сценаристы начали искать пути для возрождения. Постепенный выход из кризиса начался в начале 2000-х годов. В этот период появились новые перспективные проекты, такие как «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Маша и Медведь», «Щенячий патруль». Эти фильмы и мультсериалы быстро завоевали сердца зрителей, став символом нового этапа развития отечественного детского кино. Одним из первых фильмов, завоевавших сердца не одного поколения зрителей, является «Морозко», впервые вышел на экраны в 1964 году. Это классика советского кинематографа, рассказанная на основе русских народных сказок. Главный герой Иван проходит множество испытаний и благодаря своей доброте и отваге находит своё счастье. Незабываемая атмосфера, созданная режиссёром Александром Роу, чарует с первого взгляда. В 1975 году состоялась премьера «Приключения Буратино» по мотивам сказки Алексея Толстого, ещё один бесценный клад в сокровищницу детских фильмов. Этот мюзикл оживляет знакомые персонажи и наполняет экран волшебством. Буратино с его неугомонным характером и доброй душой учит маленьких зрителей важным урокам дружбы и храбрости. Нельзя не упомянуть о фильме «Гостья из будущего», снятом по одноимённой повести Кира Булычёва. Эта фантастическо-приключенческая история о девочке Алисе Селезнёвой, которая попадает в будущее, продолжает вдохновлять не только детей, но и взрослых. Захватывающий сюжет и харизматичные герои, такие как Коля Герасимов и робот Вертер, делают этот фильм поистине незабываемым. Анимационные фильмы студии «Союзмультфильм» завоевали любовь зрителей далеко за пределами России. Премьера 2009 года «Маша и Медведь» — яркий пример того, как современная технология может вдохнуть новую жизнь в традиционные образы. Маленькая Маша и её добродушный друг Медведь стали настоящими звёздами международного масштаба, а сам мультфильм — символом новых российских анимационных достижений. Сегодня российское детское кино активно развивается благодаря поддержке государства. Современные технологии, высококачественная анимация и интересные сценарии обеспечивают привлекательность новых проектов для юной аудитории. Фильмы и анимационные проекты не только служат источником развлечения, но и выполняют важную воспитательную функцию, развивая у детей чувство патриотизма, доброту и любовь к окружающему миру. Отечественное детское кино сохраняет свой уникальный облик и продолжает радовать зрителей разного возраста.
Литература: Гореславская, Н. Б. Михалковы. Семейный клан/ Нелли Гореславская.- Москва.: АЛГОРИТМ : Эксмо, 2009.- 235, [5] с.; 21 см.- (Лучшие биографии) Библиогр. в конце кн. Кушниров, Марк. Звёзды немого кино: Ханжоков и другие / Марк Кушниров.- Москва : Молодая гвардия. 2020.- 250, [4] с., [8] л. Фот.; 21 см.-(Жизнь замечательных людей : ЖЗЛ : сер. Биогр. ; вып. 1871). Палатникова, О. А. Неизвестный Бондарчук. Планета гения/ Ольга Палатникова.- Москва.: Эксмо, 2010.- 414, [2] с., [24] л. ил., портр.; 21 см.-(Гении и злодеи). Трофименков, М. С. Культовое кино/ Михаил Трофименков.- Москва.: Эксмо : Яуза, 2019.- 285, [3] с.; 21 см.-(Киномания).
Материал подготовила
| |
|