MENU
Главная » 2024 » Август » 28 » Вечные свидетели времени
09:01
Вечные свидетели времени

«Фильмы – это вечные свидетели времени,
 они сохраняют эмоции и мысли поколений».

Мартин Скорсезе.

День кино в России отмечается ежегодно 27 августа. Этот праздник был установлен в честь российского кинематографа и его вклада в искусство и культуру страны. Дата приурочена ко дню выхода в свет первого отечественного кинофильма 1908 года «Понизовая вольница» режиссёра Владимира Ромашкова. Позже, в 1919 году, был принят декрет о национализации кинодела, и этот день стал символической отправной точкой российского киноискусства.

Современную жизнь невозможно представить без кино. Кино создает на экране живую действительность, объединяет все виды искусств, отличается масштабностью и технологичностью.

Источник изображения

Кинематограф в России имеет богатую историю, которая начинается с конца 19-го века и продолжается по сей день. Первыми шагами отечественного кинематографа стали демонстрации короткометражных фильмов, снятые изобретателями и энтузиастами Александром Ханжонковым и Владиславом Старевичем. В своём ателье Ханжонков создал специальный научный отдел для съёмок, где изучались образовательные, видовые и этнографические фильмы. Старевич стал известным благодаря созданной оригинальной технике кукольной мультипликации. В этот период, известный как «немая эра», создавались уникальные киноленты, многие из которых стали классикой.

Источник изображения

Революция и Гражданская война сильно повлияли на развитие кинематографа, но уже в 1920-е годы началось золотое время советского кино. В этот период на сцену выходят легендарные режиссёры — Сергей Эйзенштейн с революционными фильмами «Броненосец Потемкин» и «Октябрь». Дзига Вертов (Давид Кауфман) с документальной лентой «Человек с киноаппаратом», внёсший огромный вклад в мировое кинематографическое наследие. Вертов создал своеобразный киноязык, основу для советского документального кино. Акцентом в кинолентах стали нетипичные ракурсы, динамика движения, интервальный монтаж.

С появлением звукового кино в 1930-е годы Россия продолжала демонстрировать выдающиеся достижения. Создавались социально значимые фильмы, такие как «Чапаев» братьев Васильевых и «Александр Невский» Эйзенштейна, которые сплотили народы Советского Союза. Во время Второй мировой войны киноиндустрия с фильмами о героях войны и патриотических подвигах играла важную роль в поддержке боевого духа.

Послевоенные годы ознаменовались расцветом новых жанров и появлением ярких режиссёров. Фильмы «Летят журавли» и «Неотправленное письмо» Михаила Калатозова завоевали международное признание. В эпоху хрущевской «оттепели» советское кино пережило значительный подъем с выходом шедевров «Иваново детство» Андрея Тарковского и «Баллада о солдате» Григория Чухрая.

Источник изображения

Со временем советский кинематограф продолжал развиваться, несмотря на политические и экономические трудности. В 1960-70-е годы кинематограф преобразовался и стал экспериментальным и философским. На экраны вышли фильмы «Солярис» и «Сталкер» Тарковского, привлекли внимание мировой общественности. Кинолента «Сталкер», несмотря на годы с момента своего выхода, продолжает влиять на кинематографистов по всему миру благодаря своему философскому содержанию и неподражаемой визуальной стилистике.

Накануне распада Советского Союза отечественный кинематограф начал претерпевать значительные изменения. Социальные драмы и сатиры в фильмах «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова и «Покаяние» Тенгиза Абуладзе резко контрастировали с предыдущими десятилетиями благодаря своему открытому и критическому взгляду на общественные проблемы.

После распада Советского Союза в 1990-е годы российский кинематограф испытывал тяжелые времена, характеризовавшиеся нестабильностью финансирования и поиском новой идентичности. В этот период продолжали выходить значимые фильмы, такие как «Брат» и «Брат 2» Алексея Балабанова, которые заняли важное место в новом российском кинематографе.

Источник изображения

Огромное влияние на кинематограф имеет литература. Литературные произведения задают направление развития киноискусства, помогая сохранить живую связь между поколениями через образное и эмоциональное восприятие мира. Они вдохновляют, направляют, и обогащают кинематограф как художественную форму, создавая мост между буквами и кадрами, между страницами и экраном.

Российские писатели, вдохновляющие кинематограф на создание фильмов, принадлежат к разным эпохам и направлениям, но их литературные произведения неизменно находят отклик у режиссёров и сценаристов.

Лев Толстой, Федор Достоевский и Александр Пушкин, своими глубокими философскими и психологическими произведениями предоставляют неисчерпаемый материал для экранизаций.

Толстой, с его монументальными произведениями «Война и мир» и «Анна Каренина», не раз становился центром внимания кинопроизводителей. Его романы, богатые на события, детализированные характеры и драматизм, идеально подходят для масштабных кинопроектов. Несколько раз эти произведения были перенесены на экран, каждый раз подчеркивая новые грани грандиозных историй.

Федор Достоевский с его мрачными, но глубокими психологическими романами. Произведения «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы» вдохновили бесчисленное количество режиссёров. Его персонажи, погруженные в глубокие кризисы и моральные дилеммы, предоставляют неисчерпаемый материал для изучения человеческой природы через кинематографическую призму.

Александр Пушкин, чьи изящные стихи и проза наполнены страстью и драмой, часто становятся основой для фильмов. Новеллы и романы Пушкина «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка» были многократно адаптированы для экрана, что говорит о вечной актуальности его творчества.

Писатели XX и XXI веков — Михаил Булгаков с его мистическим «Мастером и Маргаритой» или Виктор Пелевин, чья сатира и фантастика создают уникальный киноязык, продолжают вдохновлять современные экранизации.

Фильмы «Война и мир» Сергея Бондарчука или «Идиот» Ивана Пырьева стали настоящими вехами в истории кино.

Российская литература с её глубиной и богатым наследием, продолжает оставаться неиссякаемым источником вдохновения для кинематографистов, превращая великие произведения в художественные фильмы, которые пленяют зрителей по всему миру.

Источник изображения

Детское кино в России начинало свой путь с немых фильмов в начале ХХ века.

Первые фильмы были скорее частью общего кинематографического процесса, нежели отдельным жанром. Благодаря усилиям режиссера Александра Ханжонкова, на свет появились первые истории, адресованные юным зрителям. Но, подлинный расцвет и признание детского кино пришли в советский период. Государственная политика активно поддерживала создание фильмов для детей и подростков, понимая важность воспитания нового поколения посредством экрана.

С 1930-х годов в Советском Союзе существовал специализированный детский кинематографический центр — киностудия «Союздетфильм», а позднее — киностудия «Горького». Эти учреждения стали настоящими кладезями знаний и талантов, где создавались фильмы «Морозко», «Сказка о потерянном времени», «Королевство кривых зеркал», а также культовые мультфильмы, включая «Ёжик в тумане», «Винни-Пух» и «Ну, погоди!».

После распада Советского Союза российское детское кино столкнулось с серьёзными вызовами. Экономические трудности, снижение государственной поддержки и отсутствие адекватной инфраструктуры оказали негативное влияние на отрасль. Тем не менее, прогрессивные режиссёры, продюсеры и сценаристы начали искать пути для возрождения.

Постепенный выход из кризиса начался в начале 2000-х годов. В этот период появились новые перспективные проекты, такие как «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Маша и Медведь», «Щенячий патруль». Эти фильмы и мультсериалы быстро завоевали сердца зрителей, став символом нового этапа развития отечественного детского кино.

Источник изображения

Одним из первых фильмов, завоевавших сердца не одного поколения зрителей, является «Морозко», впервые вышел на экраны в 1964 году. Это классика советского кинематографа, рассказанная на основе русских народных сказок. Главный герой Иван проходит множество испытаний и благодаря своей доброте и отваге находит своё счастье. Незабываемая атмосфера, созданная режиссёром Александром Роу, чарует с первого взгляда.

В 1975 году состоялась премьера «Приключения Буратино» по мотивам сказки Алексея Толстого, ещё один бесценный клад в сокровищницу детских фильмов. Этот мюзикл оживляет знакомые персонажи и наполняет экран волшебством. Буратино с его неугомонным характером и доброй душой учит маленьких зрителей важным урокам дружбы и храбрости.

Нельзя не упомянуть о фильме «Гостья из будущего», снятом по одноимённой повести Кира Булычёва. Эта фантастическо-приключенческая история о девочке Алисе Селезнёвой, которая попадает в будущее, продолжает вдохновлять не только детей, но и взрослых. Захватывающий сюжет и харизматичные герои, такие как Коля Герасимов и робот Вертер, делают этот фильм поистине незабываемым.

Анимационные фильмы студии «Союзмультфильм» завоевали любовь зрителей далеко за пределами России. Премьера 2009 года «Маша и Медведь» — яркий пример того, как современная технология может вдохнуть новую жизнь в традиционные образы. Маленькая Маша и её добродушный друг Медведь стали настоящими звёздами международного масштаба, а сам мультфильм — символом новых российских анимационных достижений.

Источник изображения

Сегодня российское детское кино активно развивается благодаря поддержке государства. Современные технологии, высококачественная анимация и интересные сценарии обеспечивают привлекательность новых проектов для юной аудитории. Фильмы и анимационные проекты не только служат источником развлечения, но и выполняют важную воспитательную функцию, развивая у детей чувство патриотизма, доброту и любовь к окружающему миру.

Отечественное детское кино сохраняет свой уникальный облик и продолжает радовать зрителей разного возраста.

 

Литература:

Гореславская, Н. Б. Михалковы. Семейный клан/ Нелли Гореславская.- Москва.: АЛГОРИТМ : Эксмо, 2009.- 235, [5] с.; 21 см.- (Лучшие биографии) Библиогр. в конце кн.

Кушниров, Марк. Звёзды немого кино: Ханжоков и другие / Марк Кушниров.- Москва : Молодая гвардия. 2020.- 250, [4] с., [8] л. Фот.; 21 см.-(Жизнь замечательных людей : ЖЗЛ : сер. Биогр. ; вып. 1871).

Палатникова, О. А. Неизвестный Бондарчук. Планета гения/ Ольга Палатникова.- Москва.: Эксмо, 2010.- 414, [2] с., [24] л. ил., портр.; 21 см.-(Гении и злодеи).

Трофименков, М. С. Культовое кино/ Михаил Трофименков.- Москва.: Эксмо : Яуза, 2019.- 285, [3] с.; 21 см.-(Киномания).

 

Превью

Материал подготовила
 Татьяна Медведева, библиотекарь
 Центральной детской библиотеки

 

Просмотров: 543 | Добавил: lesgusly | Теги: время, Кино, фильмы | Рейтинг: 5.0/4
МБУК Краеведческий музей Карта сайта
Контакты
Сообщить об ошибке
Вакансии
Мобильная версия сайта

Вверх