09:43 Весёлые зверушки Владимира Зарубина | |
Зима, декабрь, и все находятся в ожидании любимого праздника – Нового года! Скоро мы будем поздравлять родных и близких, дарить подарки, посылать друг другу поздравления. Сейчас это делается с помощью интернета, но ещё лет тридцать назад изо всех уголков нашей страны летели открытки с искренними пожеланиями всех благ в Новом году. На небольших кусочках картона художники изображали Дедов Морозов и Снегурочек, зайцев, белок, медвежат и снеговиков. Филокартия (собирание открыток) была одним из самых популярных видов коллекционирования в СССР. Авторами почтовых миниатюр в своё время были художники Т. Жебелева, В. Четвериков, А. Исаков. Но самым известным и любимым, без сомнения, был Владимир Иванович Зарубин. Большую часть своей творческой жизни он посвятил созданию рисунков на открытках. Предлагаем узнать больше об этом прославленном художнике. Владимир Иванович Зарубин родился 7 августа 1925 года в деревне Андрияновка Орловской области. В семье инженера-путейца Ивана Зарубина было три сына, и каждый из них имел своё увлечение. Старшего притягивала к себе техника, средний проявлял интерес к музыке, а младший, Володя, любил рисовать. Зарубин-отец приносил домой много книг по живописи и имел большую, около 5 тыс. экземпляров, коллекцию открыток. Именно они стали будущему художнику творческим примером для подражания. В пять лет мальчик нарисовал бегущую лошадь, из-под хвоста которой падали яблоки. Этот рисунок жители Андрияновки передавали из рук в руки, поражаясь таланту Володи. Незадолго до войны Зарубины переехали в один из украинских городов, где активно развивалась химическая промышленность: жизнь там обещала большие перспективы. Но началась война. Братья ушли на фронт, а Владимира угнали в Германию на работы. Голод, холод и постоянные издевательства – то, что пришлось вынести юноше. Только в 1945 году американские войска освободили «трудовой лагерь», где находился Владимир. Затем была служба в армии. Демобилизовавшись, молодой человек устроился на один из московских заводов. Работая, Владимиру приходилось ещё учиться – в вечерней школе и на курсах художников-мультипликаторов при киностудии «Союзмультфильм». С 1957 по 1982 годы Зарубин работал на «Союзмультфильме». За это время он принял участие в создании более ста мультфильмов. Среди них «Василёк», «Три банана», «Тайна третьей планеты», «Маугли», «Ну, погоди!» и многие другие. В конце 70-х Владимира Ивановича приняли в Союз кинематографистов СССР. Параллельно работе на киностудии Зарубин пробует себя и в почтовой миниатюре. В 1962 году была напечатана его первая открытка. В её сюжете чувствуется дух того времени: полёт Юрия Гагарина и освоение космоса были главными темами тех лет. Зарубин считал, что занялся созданием открыток достаточно поздно. «Знаете, хотелось найти отдушину, ведь работа мультипликатора — изнурительная, нервная. Вот и попробовал силы сначала в «Крокодиле», «Малыше», «Изогизе». Первая почтовая открытка вышла под редакцией Юрия Ряховского. Он помог мне найти себя в почтовой графике. А уж зверушки — медвежата, зайцы, ёжики, а также гномы и другие герои — мои, только мои. Они в самом деле узнаваемы, имеют собственное неповторимое лицо. Как раз из-за этой их оригинальности у меня бывали сложности на худсоветах. Ну, это ещё в «те» времена. Посмотрят, бывало, эскиз и начинают разбирать его с соцреалистических позиций: «А где это вы видели собаку, ходящую на двух лапах?», или: «Какой же медведь будет кричать в лесу "Ау!"?» Как объяснишь? Или вот история с весенней открыткой, на которой Ёжик преподносит Ежихе леденцового петуха. Он у меня был в сапогах, так худсовет заставил обувь с Ёжика снять. Открытку я переделал, но Ёжика стало жалко — легко ли босиком в мартовском снегу? Вот я ему одну лапу поднял, чтоб не мёрзла... В предыдущие годы немало моих открыток и конвертов, как говорится, распушили почём зря на худсовете». Помимо традиционных зайцев, медвежат и ежат, есть у художника открытки с индустриальными мотивами. Открытки Зарубина издавались многомиллионными тиражами и буквально сметались с прилавков газетных киосков и почтовых отделений. Люди коллекционировали его работы, а дети писали художнику письма. Владимир Иванович, хоть и был очень занятым человеком, но всегда отвечал на них. Художник так рассказывал о своей работе: «Мне вообще трудно работать по заказу. Всё своё "изобретаю" сам. А рисовать тянет всегда. Даже если занемог, просто ложусь и думаю. Открытку или конверт вначале "обкатаю" в голове так, что потом на бумагу всё переходит очень быстро. Но затем перерисовываю сюжеты порой по нескольку раз: закончу, как будто присмотрюсь — нет, не совсем то. Берусь вновь добавлять, убирать детали рисунка. Маленькая сказка в рисунке... Рисую конверты и открытки с моими зверушками, надеясь на самое важное: может быть это поможет людям стать чуть добрее». На смену 80-м годам пришли 90-е… Сын художника, Александр, вспоминал: «Работа отца на студии неоднократно отмечалась. Он отдавал все силы любимому делу. В 1973 году получил на студии звание победителя соцсоревнования и... первый инфаркт. Дело в том, что работа мультипликатора уникальна. С одной стороны, его окружают «люди искусства» со всеми своими амбициями и странностями, а с другой стороны — это то же самое производство с планом, накладными, нарядами и так далее. Добавьте к этому традиционные интриги, чужой блат и прочие «прелести». После болезни отец работал в основном дома, больше внимания уделяя уже открыткам. Через несколько лет он окончательно ушёл со студии и занялся почти исключительно почтовой миниатюрой. В начале 90-х годов начал постоянно работать с одним маленьким издательством. В значительной мере на открытках отца издательство поднялось, на продукцию такого уровня был спрос. Однако вскоре издатель стал в духе того времени задерживать оплату, ссылаясь на различные проблемы. Затем вообще перестал платить, однако продолжал требовать новых открыток. Спустя год он по телефону в резкой форме выговорил отцу (прекрасно зная о неважном состоянии его здоровья), что денег можно не ждать. Через несколько часов художник умер. Дома. Внезапно. У меня на глазах. Это случилось 21 июня 1996 года. А издательство прекрасно существует. И издатель тоже...» Владимира Зарубина уже четверть века нет с нами, но его работы живут в коллекциях, а у кого-то просто в воспоминаниях. И до сих пор дарят нам частичку добра и тепла от любимого художника.
Интернет-ресурсы: https://yandex.ru/turbo/bigpicture.ru/s/?pcgi=p%3D1258443 https://www.liveinternet.ru/users/natahart/post405286844
Подготовка материала и создание видеоролика – с ностальгией
Идеи поделок и сувениров с пошаговыми инструкциями от библиотекарей — в разделе «Детям → Мастер-классы» | |
|