09:38 Воспитание души: мысли русских педагогов | |
Как воспитать достойного человека? Над этим вопросом думают многие родители и педагоги. Прогресс общества подстегнул развитие педагогики как науки, что является закономерным процессом, потому что чем более развито общество, тем сильнее оно нуждается в хороших педагогах. Педагогика как наука начала развиваться со времён древних государств. Уже тогда осознавали важность и необходимость учителей и педагогов. Ведь кроме простого предметного обучения детям необходим хороший жизненный опыт. Поэтому ценились наставники, которые передавали будущим поколениям такие черты как: честность, порядочность, трудолюбие и любознательность. «Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги», – утверждал Антон Семенович Макаренко. Эти слова многие педагоги знают как истину, и действительно, человек обучается и воспитывается в течение всей жизни. Современные стандарты образования в России дают возможность получить бесплатно хорошие академические знания. Это огромный плюс для современных детей, но без должного воспитания такое обучение зачастую даёт весьма печальный результат. Так известный русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский, приводя в пример Павла Ивановича Чичикова, героя гоголевской поэмы «Мёртвые души», писал: «…при дурном воспитании дополнительные знания сделают такого человека только более опасным для общества». Также известный педагог утверждал: «Воспитание призвано оказывать влияние на нравственность общества, возвышать дух над телом, выдвигать вперёд духовные потребности». Ушинский подчёркивал важность культивирования духовно богатых и высоконравственных учеников. В условиях глобализации общества и культур этот вопрос стоит весьма остро на сегодняшний день. Ведь для каждого государства, народа и этноса присущи свои исторические и культурные особенности воспитания поколений. В сложившихся условиях перед современными педагогами стоит задача сохранить и донести до подрастающего поколения бесценный культурный опыт предыдущих поколений. Слова великого педагога К.Д. Ушинского гласят: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным даже делом лёгким, – и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически». Каждый, кто сталкивался с такой важной миссией как обучение, согласится со словами известного педагога, прекрасно понимая, что это искусство требует особенного мастерства и выдержки. Василий Александрович Сухомлинский о воспитании говорил: «Учитель лишь тогда становится воспитателем, когда в его руках тончайший инструмент воспитания – наука о нравственности, этика». Эти слова подчеркивают значимость профессии педагога. Именно наши педагоги прививают нам любовь к прекрасному, учат распознавать хорошие и плохие поступки. Каждый из нас время от времени вспоминает своих учителей, ведь в жизни любого человека они играют очень важную роль. Благодаря педагогам у нас появляются любимые предметы и увлечения, хобби. И уже на основе приобретённого опыта ребёнок выбирает себе профессию, а иногда и жизненный путь. Сейчас мы, благодаря опыту предыдущих поколений, можем сказать, что приемлемо в процессе воспитания поколений, а что не допустимо. И при всём многообразии педагогических методов и механизмов образования педагоги сами продолжают учиться, потому что хороший педагог никогда не останавливается в самообразовании. В современное время наблюдается смешение разных национальных культур и нравственное раскрепощение. Поэтому сейчас как никогда важно признание особого статуса педагогических работников, потому что они вкладывают в наших детей основы этики, морали, нравственные ценности. Это весомое и необходимое дело, которое обязательно принесёт свои плоды в будущем. Использованная литература: Бандурка, А. М. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие/ А. М. Бандурка, В. А. Тюрина, Е. И. Федоренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 250, [6] с.: ил., табл.; 21 см. – (Высшее образование). Педагогика: учебник для педагогических вузов/ ред. П. И. Пидкасистый. – Москва: Педагогическое общество России, 2002. – 604, [4] с.; 21 см. – (Образование XXI века). | |
|