15:03 Вселенский поэт: к 135-летию со дня рождения Игоря Северянина | |
«Ананасы в шампанском!» Эту известную фразу цитируют довольно часто, звучит она и пафосно, и возвышенно, а порой с иронией и сарказмом. Но не всем известно имя её автора – Игоря Северянина. Поэт был одной из самых знаменитых личностей Серебряного века, которая до сих пор остаётся загадкой для читателей. Возможно, ключ к его пониманию кроется в необычных фактах биографии. Он тем хорош, что он совсем не то, Что думает о нём толпа пустая, Стихов принципиально не читая, Раз нет в них ананасов и авто. Фокстрот, кинематограф и лото – Вот, вот куда людская мчится стая! А между тем душа его простая, Как день весны. Но это знает кто? Так сам поэт говорит о себе и своём творчестве. Но образ Игоря Северянина, созданный восторженными поклонницами, мало походил на реального Игоря Васильевича Лотарёва. Будущий поэт родился 16 мая 1887 года в Петербурге. Его мать, Наталья Степановна, состоящая в родстве с А.Фетом, была образованной и культурной женщиной. С раннего детства она водила сына на оперные спектакли и в Большой зал филармонии. Он был очарован операми: «…запела душа моя. В партере нарядно, бархатно, шёлково, душисто, сверкально, притушенно-звонко…перед глазами – сон старины русской, в ушах – душу чарующие голоса…». Игорь зачитывался стихами «образцовых» поэтов, а в 8 лет написал первое стихотворение «Звезда и дева». Вот и звёздочка золотая Вышла на небе сиять. Звёздочка, верно, не знает, Что ей недолго блистать… С детства Игорь знал, что добьется славы и будет «повсеместно оэкранен и повсесердно утверждён». С 17 лет он безуспешно рассылал стихи по редакциям. За свой счёт он издал 35 небольших брошюр. И только в 1905 году в солдатском журнале было напечатано его стихотворение «Гибель ‟Рюрика‟», подписанное настоящим именем: Игорь Лотарёв. Потом он придумает себе псевдоним «Игорь-Северянин» – именно так, через дефис, и считал его своим оберегом, с помощью которого, переломив неудачную творческую судьбу, смог встать в один ряд с величайшими поэтами эпохи. Выросший в окрестностях Череповца на Вологодчине, он обожал эти северные леса и реки, здесь впервые ему явилась Муза – «Лесофея», отсюда – и необычный псевдоним. А знаменитым Северянин стал в один день, благодаря разгромному отзыву Льва Толстого, которого возмутили строки в одной из брошюр поэта: «Вонзите штопор в упругость пробки, - // И взоры женщин не будут робки». Его резкий отзыв попал на страницы московских газет: «Чем занимаются! Вокруг – виселицы, полчища безработных, убийства, невероятное пьянство, а у них – упругость пробки!» И судьба поэта была решена. С одной стороны, – свист, брань, улюлюканье, а с другой, – ураганная популярность. Сразу 50 изданий попросили его стихи! Причудливые и изящные, как экзотические цветы в оранжерее, стихи Северянина были навеяны музыкой любимых опер, стихотворениями его поэтических кумиров, мечтами о сказке, грёзами о роскоши и красоте: Я – царь страны несуществующей, Страны, где имени мне нет… Душой созвездия колдующей, Витаю я среди планет. В своих стихах поэт играет красивыми изысканными словами, как будто противопоставляет их серым будням: «ананасы в шампанском», «мороженое из сирени», «фиалковый ликёр». Он с увлечением изобретает новые стихоформы – грациозы, поэметты, квинтины и удивляет обилием новых слов. Некоторые прижились в русском языке, например, «бездарь», «угрюмец». «Одиночила в комнате девушка…» или «В этой сиреневой даче мы разузорим уют…» Его звучные стихотворения наполнены любовью к русским просторам: Кружевеет, розовеет утром лес, Паучок по паутинке вверх полез. Бриллиантится весёлая роса. Что за воздух! Что за свет! Что за краса! В 1911 году Северянин объявил себя родоначальником нового литературного направления – эгофутуризма, основными принципами которого стали самоутверждение личности, отрицание стереотипов. Поэт принимает активное участие в сборных концертах с друзьями по цеху. И сам лично даёт 87 «поэзо-концертов»! Северянин стал первым эстрадным поэтом, который выступал с авторским чтением в разных городах страны. Высокий, породистый, всегда с цветком в петлице, невозмутимый и якобы равнодушный к славе, он покорил Петербург и Москву, Берлин и Ригу, Киев и Париж. Зрителей увлекает необычная манера исполнения стихов, которые он читал нараспев, их мелодичность и задушевность: Позовите меня, Я прочту вам себя, Я прочту вам себя, Как никто не прочтёт. Его слава была повальной. У окон его дома в Петербурге ночевали поклонницы. А поклонники распрягали лошадей и сами везли его экипаж, как это было в Керчи или Симферополе. К его ногам летели цветы, бриллиантовые браслеты и золотые броши…Но он раздавал всё! Себе оставлял только славу, «но и она оказалась чёртовыми черепками…» Сборник «Громокипящий кубок», сделавший Северянина популярным, переиздавался семь раз. Придуманные им слова зазвучали на улицах и в трамваях: «крылеть», «грёзерки», «плутоглазка», «грозоветь». В 1918 году в жизни поэта произошло два события. Одно – тихое и тёмное: его запретили печатать в России. Второе – громче не бывает. Его публично избрали «королём поэтов». В поэтическом сражении он обошёл В. Маяковского и К.Бальмонта. Вышедший после выборов сборник «Поэзо-концерт» был украшен фотографией поэта, автографом и новым титулом, к которому он отнесся очень серьёзно: Отныне плащ мой фиолетов, Берета бархат в серебре: Я выбран королём поэтов На зависть нудной мошкаре. Жизнью Игоря Северянина правила любовь. Хотя он и задавался вопросом: «Кого мне предпочесть их этих дев? Их имена: Любовь и Слава». В том же году он поселяется в Эстонии, в красивом местечке Тойле, в деревенском доме на высоком берегу моря. Женится на «ненаглядной эсточке» Фелиссе Круут. Игорь занимается любимой рыбалкой, называя удочку «неизменной спутницей жизни». Зимой едет с женой за границу, где выступает с «поэзовечерами». Северянин продолжает много писать, переводит на русский язык стихи эстонских поэтов. В 1920 году Эстония стала суверенным государством, а Игорь Северянин – эмигрантом, хотя таковым себя не считал: «Я не эмигрант. И не беженец. Я просто дачник. С 1918 года». Интерес к поэзии Северянина падает, гастроли дохода не приносят. Но именно в это время родились его лучшие произведения, написанные в простой и точной манере. Изменились стиль и тематика стихов, пропали смелые неологизмы. Много стихотворений поэт посвящает любимой Тойле: Восемь лет я живу в красоте На величественной высоте. Из окна виден синий залив, В нём луны золотой перелив. И мучительно тоскует по России: О России петь – что стремиться в храм По лесным горам, полевым коврам… Поэт подумывает о возвращении на Родину, но Фелисса отговорила своего мужа от этого шага, чем, возможно, спасла ему жизнь. Северянин создаёт целый цикл стихотворений о России, которые вошли в сборник «Классические розы» (1931). Ты потерял свою Россию. Противоставил ли стихию Добра стихии зла? Нет? Так умолкни: увела Тебя судьба не без причины В края неласковой чужбины. Что толку охать и тужить – Россию нужно заслужить! В сборник «Медальоны» вошли ровно 100 стихотворений, обращённые к писателям и поэтам разных эпох, расположенные по алфавиту. Очень ловко обращаясь со словом, Северянин создал буквально афористичные портреты. Есенин – «благочестивый русский хулиган», а Мопассан – «трагичный юморист». В 1935 году в жизнь Игоря Васильевича, «как струйка токая в оскорбляемый водкой хрусталь», вошла Вера Борисовна Коренди, и поэт переехал к ней в Таллинн. Но привыкший к жизни на лоне природы, он задыхается в городе. Лето он проводит в деревушке Сааркюла. Вместе с Верой Борисовной они переезжают в Пяйде, где она работала учительницей. Поэт был вынужден жить на её средства. Денег катастрофически не хватало, в газетах стихи Северянина печатались нечасто, гонораров, как правило, не платили. «Принц фиалок» или, как называл его И. Бунин, «настоящий моряк…в глазах море и ветер» натурально бедствовал. «Королю поэтов» приходилось ходить по гостиницам и предлагать свои книги с автографами по сходной цене или по дачам, продавая рыбу. Мы живём будто в сне неразгаданном на одной из удобных планет. Много есть, чего в жизни не надо нам, а того, чего хочется — нет... В 1940 году Эстония была присоединена к Советскому Союзу – это событие означало для поэта возвращение на родину. Но увидеть Россию ему было не суждено. Началась война, в Эстонию вошли фашисты. Больной Игорь Северянин не смог эвакуироваться. Он умер 20 декабря 1941 года в Таллинне. На его могильной плите высечено знаменитое двустишие: «Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб» Он заслужил своё бессмертие стихами о России, в которых напоминает всем о самом дорогом чуде – родной земле. Вселенский поэт, северянин, «поэт с открытой душой», как назвал его А. Блок. Использованная литература:
Материал подготовила Тимченко Лариса,
| |
|