08:58 «Зовут её Ася: но лучшее имя ей – пламя»: 130 лет со дня рождения Анастасии Цветаевой | |
Так отзывалась о младшей сестре Марина Цветаева. Анастасия Ивановна стала писателем и биографом поэтессы, стараясь сохранить память о ней. Они были похожи друг на друга, и судьба у сестёр была схожа. Они любили одних и тех же домашних кошек, влюблялись в одних и тех же мужчин. В два голоса отваживали назойливых поклонников – не сговариваясь, врали, что их дед, феодальный барон, живёт в доме напротив. Ранние стихи Марины они тоже читали хором, вместе кланялись и улыбались, но аплодисменты доставались Марине. В семье Ивана Владимировича Цветаева, создателя Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, 27 сентября 1894 года родилась вторая дочь Анастасия. В 17 лет Ася вышла замуж, но брак с 19-летним Борисом Трухачевым не сложился – оба были молоды. В 1915 году она вновь влюблена и счастлива, едет за избранником Маврикием Минцем в Александров. Ася писала: «Думаю о нём. Мне хочется его видеть. Просто видеть и слышать его голос, смотреть на улыбку, шутить, быть милой». Семейное счастье не мешает заниматься любимым делом – литературой. В первой книге «Королевские размышления. 1914 год», вышедшей небольшим тиражом, Ася рассуждает о человеке, Боге, добре и зле. Она пишет: «Я именно в такие минуты ярко верую в географию и астрономию; вижу, как чётко очерченный шар, наша земля, мчится в эфире бесконечно давно, бесконечно правильно, в бездне». В своих «Воспоминаниях» она использует отрывки из этого произведения. Вторую книгу «Дым, дым и дым», собранную из лирических страниц и вышедшую в 1916 году, Ася посвящает сестре. Весной 1917 года Анастасию преследуют несчастья. От ошибки врача умирает Минц, спустя полтора месяца – годовалый сынишка. Старший сын, Андрей, тяжело болеет. Трухачёв возвращается с фронта, у него не действует рука, нога и половина лица. А ей всего-то 23 года. И грянула революция. Какое-то время сёстры гостят у Волошина в Коктебеле. Ася решает вернуться в Москву, надеется на помощь друга отца Анатолия Виноградова, директора Румянцевской библиотеки. Но он отказал ей, штат полон: «Работа библиотекарем вам вредна: у вас же сильная близорукость». А жить одной, с маленьким сыном без денег, полезно? Марина возмущалась ещё и потому, что в этой библиотеке было «три наших библиотеки: деда, матери и отца». Анастасия не жаловалась. Пристроилась вести школу ликбеза при Центре управления военных сообщений. И работает над новой книгой – про легендарного московского звонаря Сараджева. Борис Пастернак в это время писал: «Она заряжена долей взрывчатости, дарованья и темперамента, как и сестра…». Последний раз Ася видится с сестрой в 1927 году, когда была у Горького в Италии. Марина живёт в эмиграции с 1922 года, но Анастасия выбирает жизнь в СССР, хотя это не выбор. Впервые Анастасию Цветаеву арестовали в 1933 году, ей вменяют знакомство с Борисом Зубакиным, создателем «нелегального гипнотического общества». Её выпустили через два месяца, а в 1937 арестовывают вновь за причастность к «Ордену Розенкрейцеров», который организовал тот же Зубакин. Его расстреляли, Анастасию Ивановну приговаривают к 10 годам лагерей. Гостившего у неё сына тоже забрали и дали 10 лет. Она отправилась на Дальний Восток. Теперь было уничтожено всё написанное ей ранее, сказки, рассказы. Десять лет она провела в нечеловеческих условиях, трудилась истопником, посудомойкой. В 1947 году была освобождена, за это время Марина уехала в Елабугу и покончила жизнь самоубийством. Через два года Анастасия Ивановна вновь арестована и сослана в тайгу, в Новосибирскую область. Об этом она написала свою книгу «Моя Сибирь». И как всегда, без надрыва, жалоб, обид на судьбу. излагает спокойно, будто речь идёт о пригородной даче. «Машины грузно, медленно двигаются по дороге. Идёт сильный дождь. Закутаны, кто во что, радуемся, что не осень – не заболеем. Мысленно мы уже на месте назначения, в сибирском селе». Окончательно Цветаеву освободили лишь в 1954 году, но к сыну уехала только через два года. А в 1959 они перебираются в Москву. Свободная жизнь начнётся лишь в 65 лет. В Елабуге она ставит крест сестре возле раздвоенной сосны. Анастасии Ивановны работает над главным произведением – «Воспоминания», где рассказывает о детстве и юности Марины, передаёт картины быта своей семьи, тщательно прописывает эпоху, показывает, как события того времени воспринимались русской интеллигенцией. В мемуарной прозе Анастасия выступает как документалист, отстаивающий правду факта. Нельзя поступаться истиной! Портрет А.И. Цветаевой из её книги «Воспоминания» На её долю выпало много испытаний, но она смогла справиться с ними. Её спутники – любовь и сострадание. «Мой голос – моя жизнь – моё чтение – это как тайна игры Паганини. Как речи Уайльда – всё пропадёт – и будет совсем непонятно, что люди находили во мне». Анастасия Ивановна хлопочет о создании музея сестры, который был открыт в 1992 году в Борисоглебском переулке. В ней не видели уникальную личность, просто сестра при сестре. О чём она совсем не горевала. До глубокой старости она оставалась спортивной, ходила по эскалатору пешком, лифтом не пользовалась, посещала каток, как в детстве с Мариной. В её творчестве – мудрое понимание жизни, сила духа, умение прощать, не изменяя себе, великая любовь к людям. «Моя жизнь – это взлёты и падения, страшная тоска. Горечь без дна и без края. И всё же я совершенно счастлива».
Литература:
Фото из открытых источников Интернет
Лариса Григорьевна Тимченко, | |
|