2020-й неминуемо подходит к концу, даря последний обзор уходящего года. Рубрика «Книжные новинки» стала еженедельной. За это время мы рассказали вам о 200 книгах, поступивших в фонды нашей библиотечной системы. Каждый четверг библиотекари знакомили с любовной прозой, подростковой литературой, захватывающими детективами или научной фантастикой. С книгами о здоровом образе жизни, оригинальном рукоделии или воспитании детей. Это были уже известные авторы, с внушительным списком опубликованных книг, или только начинающие, делающие первые шаги в литературе. Одни произведения нас удивили, другие рассмешили, третьи заставили взгрустнуть. Но каждому особенно запомнилась «своя» книга. И прежде чем окунуться с головой в море новинок, давайте вспомним то, что мы прочитали в уходящем году. Мы живём на Камчатке. Ежегодно фонд библиотеки пополняется разнообразной краеведческой литературой, которая не остаётся без внимания читателей и библиотекарей. С творчеством камчатских художников Виктории Крупиной и Александра Пироженко знакомилась главный библиотекарь Центральной городской библиотеки Анна Васильевна Марчук. Крупина, Виктория. Скульптура. Живопись. Графика : [альбом] / Виктория Крупина, Александр Пироженко ; [составитель и автор вступительной статьи Антонина Черкашина]. – Петропавловск-Камчатский : ИП Кожан С. П., 2020. – 215, [1] с. ; 25х23 см. – (Библиотека «Новой книги». Культурное наследие Камчатки). Услышав однажды о «Пирогах», захотелось больше узнать об этих художниках, окруженных атмосферой добра и гармонии. С их творчеством мне удалось познакомиться, когда в фонд библиотеки поступил альбом избранных произведений скульптуры, живописи и графики Виктории Крупиной и Александра Пироженко. Помимо работ разных лет, книга рассказывает о жизни и великой любви двух талантливых людей. Их чувства можно увидеть на «Автопортрете с женой и нартой» Александра, помещенном на обложке книги. Портрет жены выполнен с такой теплотой и заботой, что понимаешь: эта красивая женщина – центр мироздания для автора, его верная спутница и муза. Их всегда объединяло не только искусство, но и сама жизнь. Романтики, подвижники, приехав однажды на Камчатку с огромными рюкзаками, набитыми холстами и красками, вжились и прочно вросли в эту суровую и прекрасную землю. В удивительном месте, в березовом лесу недалеко от Паланы, они построили себе творческую полевую мастерскую, «хатку», из огромного окна которой открывается сказочный вид. Добирались сюда художники на собственной собачьей упряжке, собаки были самыми любимыми членами семьи. Творчество «Пирогов» – уникальное явление! Пейзажи лучезарны и светлы по настроению, воспевают наш край с особой любовью и теплотой. Образы Севера поражают силой духа людей. В портретах аборигенов и земляков чувствуется душа, живущая в гармонии с Природой. Вот эта мощь, эти люди когда-то и зацепили романтиков с Украины, которые были покорены открытостью и добротой этого народа. Прекрасны поэтические композиции на темы жизни охотников и оленеводов, понятные изнутри и исполненные теплого чувства. Самые удивительные оригинальные работы, выполненные мастерами на Камчатке, сделаны из березовых камчатских капов. Они и раньше любили дерево, обладающее пластической формой, с помощью которой удается раскрыть тему, характер героев и их движения. «Люди здесь особые, добрые и мужественные. Такими их вырастила суровая природа. Но это мужество прикрыто природным чувством юмора». Каждому человеку «оленьего края» присуща особая плавность и грация, в нем присутствуют суровость и мягкость. В копилке творений Виктории и Александра есть и диорамы, выполненные для музеев Камчатки. Своего решения ждут проекты памятника Витусу Берингу и памятника собачьей упряжке с каюром и нартой, которые они видят на берегу Култучного озера. Привычно бежит собачья упряжка, поскрипывает снег под полозьями нарты да звонкий лай собак нарушает звенящую тишину, унося одинокий силуэт каюра. Что влечет бесстрашную, сильную духом женщину в безмолвие заснеженной тундры? О чем думает Виктория Крупина? Может быть о том, что остановилось время, не властное над человеческой памятью. Этими тропами когда-то они шли вместе…
Загадочный роман о загадочной картине и ее влиянии на жизнь художника культового писателя Харуки Мураками привлёк внимание Ларисы Шлопко, главного библиотекаря по обслуживанию Центральной городской библиотеки. Мураками, Х. Убийство Командора. Кн. 1. Возникновение замысла : [роман : запрещено для детей : 18+] / Харуки Мураками ; [перевод с японского А. Замилова]. – Москва : Эксмо, 2019. – 414, [1] с. ; 21 см. – Режим доступа: https://www.litres.ru/haruki-murakami/ubiystvo-komandora-kniga-1-vozniknovenie-zamysla/. – (Мураками-мания). Мураками, Х. Убийство Командора. Кн. 2. Ускользающая метафора : [роман : запрещено для детей : 18+] / Харуки Мураками ; [перевод с японского А. Замилова]. – Москва : Эксмо, 2019. – 429, [1] с. ; 21 см. – Режим доступа: https://www.litres.ru/haruki-murakami/ubiystvo-komandora-kniga-2-uskolzauschaya-metafora/. – (Мураками-мания). Новый роман известного японского писателя Харуки Мураками «Убийство Командора» состоит из двух книг: «Возникновение замысла» и «Ускользающая метафора». Это неторопливая мистическая история о художнике, уединившемся в горах. Я не считаю себя большим знатоком творчества Мураками, но некоторые прочитанные мною романы дают возможность говорить об особенностях его прозы. Главный герой – без имени, у этого автора так обычно и бывает. Он успешен, пишет портреты на заказ, но своим творчеством недоволен – ему ближе абстрактная живопись. После разрыва с женой он поселяется в пригороде Одавары «в отдельно стоящем доме на вершине горы». В нем когда-то жил и работал некогда известный художник Томохико Амада, который писал замечательные картины в европейском стиле, а после возвращения из Вены в 1939 году по каким-то причинам вновь обратился к традиционной японской живописи нихонга. Теперь больной девяностодвухлетний Амада живет в пансионате для престарелых. И все было бы хорошо и спокойно, если бы не обнаруженная на чердаке картина; не старинная погремушка, найденная в страшном каменном склепе и звучащая по ночам; не странный беловолосый сосед, живущий на другом склоне лощины, да еще желание разобраться в себе. «Водоворот, в который я здесь попал, постепенно набирает скорость». С героем стали происходить странные события – «Выходит, виной всему, что происходит вокруг меня, стало то, что я вынес эту картину на свет? И тем самым разомкнул круг?» Загадочная картина Томохико Амады «Убийство Командора» потрясла нашего героя. Он пытается понять, расшифровать, что же скрыто в ней и приходит к выводу, что это сцена из оперы Моцарта «Дон Жуан», но написанная в стиле нихонга. Сошедшие с полотна герои картины создают фантастический мир, который пересекается с реальным – что также является традиционным для творчества Мураками: перед героем появляется «человечек чуть больше 60 см» в образе Командора, который называет себя «идеей». Автор так умело плетет нить из фактов и знакомых деталей, что читатель и не замечает, как оказывается в стране чудес. Это роман о художнике, и автор описывает мир изобразительного искусства, раскрывает таинство появления картины. И, конечно, в тексте присутствует музыка: подробное описание опер, стилей, грампластинок, найденных в доме… На них накладываются разные сюжетные линии и жанры: детектив, любовный роман, историческая хроника, мистика. Как всегда Мураками уделяет большое внимание бытовым деталям: это еда, одежда, интерьер, машины. А из-за описания постельных сцен книгу чуть не запретили в Гонконге. Картина «Убийство Командора» погибла в пожаре, но именно она перевернула жизнь главного героя, дала ему силу веры: «В каком бы мрачном месте я не оказался, на какую бы пустынную равнину меня не занесло, мне удается верить, что где-нибудь найдется то, что покажет мне дорогу». Для любителей творчества Харуки Мураками новый роман стал подарком, а для тех, кто равнодушен к нему, появился повод поразмышлять над тем, что же привлекает читателей в его книгах.
Часто библиотекари знакомятся с книгами-лауреатами различных литературных премий. О романе «Дни Савелия», написанном увлекательным размеренным слогом, повествующем о жизни кота и не только, рассказала Екатерина Мельник, главный библиотекарь функциональной группы комплектования и обработки Центральной городской библиотеки. Служитель, Г. Дни Савелия : [роман о котах и людях. И те, и другие играют чью-то жизнь : 16+] / Григорий Служитель ; предисловие Е. Водолазкина ; иллюстрации А. Николаенко. – Москва : АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2019. – 380, [4] с. : ил. ; 21 см. – (Классное чтение). Григорий Михайлович Служитель (род. в 1983) – актер «Студии Театрального Искусства» под руководством Сергея Женовача, солист группы O'Casey. Окончил Московскую Международную Киношколу и режиссёрский факультет ГИТИС. За «Дни Савелия» получил 2-е место премии «Большая книга», приз читательских симпатий премии «Ясная Поляна» и премию от читателей «Озона» под названием «Особый почерк». Дебютная книга актера и музыканта, написанная прекрасным современным языком. По признанию автора, «Дни Савелия» – это «признание в любви родному городу и дань памяти дорогим для меня кошачьим существам». Кошатник вы или собачник – неважно, книга не об этом. Книга о любви к окружающему нас бытию и к жизни как она есть, с её взлётами и падениями, с любовью и предательством, с нежностью и жестокостью… Роман наполнен любовью к московским улицам и их истории. Повествование идет от лица кота-философа, который понимает в жизни больше и чувствует глубже, чем иные люди. В один из длинных июньских дней, когда накрапывал грибной дождик, в старом «Запорожце», вросшим колесами в асфальт, вместе с братиком и двумя сестричками появился на свет котенок Савелий. Имя дали в честь творога «Саввушка», который любила мама, и эта любовь на генетическом уровне передалась и ему. Домом котят была коробка из-под бананов, примостившаяся у старого особняка Морозовых на высоком берегу Яузы. Жизнь Саввы в кошачьем семействе была размеренной и сытной, пока в дождливый невзрачный августовский день Витюша Пасечник не взял котенка домой. Так Савелий начинает свое путешествие. За время скитаний он получит много разных имен: Август, Кай, Темиржан, Парсифаль (ведь люди не знают, какое имя дала ему мама). Будет домашним любимцем и уличным бродягой, сторожем Третьяковки и талисманом гастарбайтеров. Жизнь обычного кота-одиночки от рождения до смерти: счастливое детство, кочевая жизнь из дома в дом, смена рук, неслучайные встречи и, конечно, любовь. «Мои размышления можно было суммировать двумя словами: “Иди вперед”, – и я шел вперед, потому что ничего другого мне не оставалось делать. История мира, как и история каждого отдельного существа, строится из одних и тех же камней. Новые башни всегда возводятся на старых руинах. Нет такого карьера, из которого мы могли бы извлечь новый материал для своей жизни. И в том, что выбор куда как скуден, есть своя прелесть. И в недостатке есть свое обаяние. И дефицит обостряет наши желания». Каждый читатель отыщет для себя интересные и полезные мысли в книге, которая совсем не про кота.
С любовью к бабушкам и мыслями о близких и дорогих людях роман шведского писателя и блогера Фредерика Бакмана прочитала Елена Коврова, главный библиотекарь функциональной группы комплектования и обработки Центральной городской библиотеки. Бакман, Фредрик. Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения : [16+] / Фредрик Бакман ; перевод со шведского Ксении Коваленко. – Москва : Синдбад, 2019. - 475, [5] с. ; 21 см. Фредрик Бакман живёт в Швеции. В университете изучал историю религий, однако учебу не завершил, а стал вместо религиоведа водителем-дальнобойщиком. В это же время начал писать для местных газет, вести блоги. Его пост под названием «Личное обращение к нервной блондинке в Фольксвагене» – о неаккуратном вождении и родительской любви – перепостили в Facebook более миллиона человек. Девочке Эльсе, героине романа «Бабушка велела кланяться…», 7 лет, она «сложный ребёнок». Директор школы говорит, что ей надо учиться строить отношения с одноклассниками, а не драться. Мамины подруги считают, что Эльса слишком умна для своего возраста. Единственный друг девочки – бабушка. Ей 77. «Бодрая старушка», так о ней отзываются те, кого она «доводит до ручки». Раньше работала врачом, спасала жизнь людям в горячих точках, о ней писали статьи, получила много наград. Сейчас бабушка сидит дома и «выносит мозг соседям и маме», гоняет на машине без водительских прав, лазает через забор, курит, как паровоз, играет в покер, стреляет из пейнтбольного ружья… И много чего ещё, из-за чего не раз попадает в полицию. Например, бабушка сбегает из больницы, чтобы показать Эльсе мартышку. Ночью. В зоопарке. Приключение заканчивается полицейским участком и возвращением в больничную палату. Роман полон юмора, но и слёзы будут рядом. Главное в произведении – любовь. Безграничная бабушкина любовь. На понятном для ребёнка языке объясняет внучке проблемы взрослой жизни. Для этого в большом стенном шкафу попадают в придуманное бабушкой тайное королевство Миамас, где живут сказки на все случаи жизни. Для внучки она – настоящий супергерой! «Если у тебя есть бабушка, считай, что за тобой целая армия. Право внуков – знать, что есть человек, который всегда на твоей стороне. Независимо от обстоятельств. Даже если ты ошибаешься. Особенно если ты ошибаешься». Бабушка часто даёт девочке задания на их тайном языке. Находясь в больнице, она поручает внучке передать письма и попросить прощения у адресатов. Вечером, как только сон сморил «боевых подруг», явился облаконь и унёс их в Миамас. Утром Эльса проснулась, а бабушка осталась в Миамасе… Исполняя последнее задание, девочка узнаёт, что реальные люди, живущие рядом, и есть герои сказок. И даже супергерои – это тоже люди. А «у бабушек есть право скрывать от внуков свои дурные стороны. Бабушки не рассказывают внукам, какими паршивками они были до того, как стали бабушками».
Не секрет, что в библиотеках работают в основном женщины. Поэтому вполне закономерно, что внимание библиотекарей часто привлекают издания, рассказывающие о том, как хорошо выглядеть и справляться с множеством задач работающей жены и мамы. О книгах на эти животрепещущие темы рассказали библиотекари Мария Батова и Ольга Хамарханова, библиотека-филиал № 1. Нова, Ксения. Создай свой стиль : пошаговое руководство по созданию умного гардероба / Ксения Нова. – Москва : Эксмо, 2018. – 187, [3] с. : цв. ил. ; 27 см. – (Будь# в тренде). Ксения Нова – профессиональный стилист-имиджмейкер, имеющая огромный опыт работы с клиентами по определению их цветотипа, разбору гардероба и шопинг-сопровождению; владелица собственной школы стиля, автор курса «Сам себе стилист» и популярный видеоблогер на YouTube. Её книга – это не просто пошаговое руководство к созданию функционального и стильного гардероба. Можно сказать, что это целая энциклопедия по имиджу. Достаточно большой раздел книги посвящен именно тому, что такое имидж и для чего он нужен в повседневной жизни. «Следует определиться с теми впечатлениями, которые именно вы хотите принести в этот мир, – пишет Ксения. – Не существует чёткого понимания того, «как правильно» и «как нужно», определите это для себя сами, а образ и стиль будут лишь продолжением вашей позиции». Наша беда в том, замечает автор, что многие из нас словно «застряли» в определённом образе – бизнес-вумен, вечной студентки, тусовщицы, рабочей лошадки, учительницы и так далее. Автор подробно разбирает стереотипы имиджа, убеждая своих читательниц в том, что избавление от этих стереотипов поможет сделать жизнь более насыщенной и интересной. И только определившись с тем, какой вы хотите быть в глазах окружающих, стоит приступать к созданию рационального гардероба. Отдельный раздел книги посвящен истории моды на протяжении ста лет – с 1900-х по 2000-е годы. Понятия «мода» и «стиль» всегда дополняют друг друга, ведь знание модных тенденций развивает вкус и позволяет сформировать собственный, индивидуальный стиль. Ценно то, что в конце каждой главы автор предлагает практические задания, например, вспомнить любимые бренды, составить лист покупок базовых вещей, завести дневник покупок, проанализировать свои покупательские ошибки… Из недостатков издания некоторые читатели отмечают то, что оно содержит много информации, напрямую не относящейся к созданию гардероба. Другие, напротив, считают это плюсом – в книге освещается широкий круг вопросов, приводятся цитаты писателей, психологов, модельеров и экспертов моды: Фрейда, Вольтера, Коко Шанель, Пьера Кардена, Донны Каран, Эвелины Хромченко и других.
Петрановская, Л. В. #SELFМАМА. Лайфхаки для работающей мамы / Людмила Петрановская. – Москва : АСТ, 2018. – 220, [4] с. ; 22 см. – (Близкие люди : вопрос-ответ). Современные женщины активны и проводят много времени на работе. Но когда появляется семья и дети, приходится пересматривать приоритеты. Что выбрать: семью или карьеру? А хочется и того и другого, и чтобы оставались силы и время на себя. Порой от поисков решения этой задачи голова идёт кругом. Работающая мама мечтает совсем не о головной боли, а всего лишь о тихой и мирной семейной жизни. Автор книги, семейный психолог Людмила Владимировна Петрановская, предлагает не выбирать, а заниматься делами по принципу кухонной плиты: одна конфорка кипит, вторая теплится, третья разгорается. Автор объясняет сложные или не всем понятные вещи простым языком. И тогда становится вполне возможным решение проблемы многих работающих мам: как всё успевать и не мучиться постоянным чувством вины перед детьми и мужем. Я работаю мамой. Работа престижна вполне… Ирина Самарина-Лабиринт
Выбирайте книгу по своему настроению и читайте с удовольствием! Поздравляем вас с наступающим Новым годом! Желаем крепкого здоровья вам и вашим близким! Праздничного настроения и приятных новогодних каникул! Пусть эти зимние дни будут яркими и запоминающимися, и, разумеется, пусть в этом вам помогут хорошие книги!
Благодарим за то, что вы с нами!
| |
Просмотров: 528 |