Грамотная речь стала большой редкостью. Предложенные книги проекта «Библиотека грамотности» помогут не только правильно говорить, вести деловую переписку, но и общаться в Интернете.
С русским языком может
произойти всё что угодно: перестройка,
преображение, превращение, – но только
не вымирание. Он слишком велик, могуч,
гибок, динамичен и непредсказуем, чтобы
взять и вдруг исчезнуть. Разве что –
вместе с нами.
Борис Стругацкий.
Гартман, Т. Ю. Речь как меч: как говорить по-русски правильно / Татьяна Гартман. – Москва :Эксмо, Бомбора, 2020. – 204, [4] с. : ил. ; 21 см. – (Русский без ошибок)
Татьяна Гартман – учитель русского языка, журналист и популярный блогер, живёт в Нижнем Новгороде. Она признаётся, что всегда возмущалась речевыми ошибками ведущих теле- и радиопередач: неправильные ударения и речевые обороты звучат практически в каждой программе. В результате появился видеоблог «Училка vs ТВ», где автор не только отмечает неправильное произношение, но и объясняет правила русского языка на этих примерах. Разбирая ошибки российских медийных личностей, она объясняет сложные случаи в своём Инстаграме. Для тех, кто не смотрит ролики на YouTube, Татьяна Гартман решила написать книги.
Её первая книга «Речь как меч: как говорить по-русски правильно» стала бестселлером. Основная тема книги – устная речь. Общаясь между собой, люди не задумываются о правильном произношении. А по мнению автора: «Устная речь ничем не проще письменной». И это действительно так. Татьяна говорит о наиболее частых ошибках, взятых из жизни, учит правильным вариантам. Причём книга написана без нравоучений и занудства, а правила иллюстрируются интересными фактами, подтверждаются цитатами из художественных текстов. Свою речь надо обязательно совершенствовать. Ведь грамотная речь – показатель ума и воспитанности. Эта книга о нашем великом русском языке, которым необходимо пользоватьсяправильно. Татьяна Гартман предлагает обратить внимание на то, как мы говорим и взяться за словари.
В книге 10 инструкций – так называются главы, которые помогут правильно склонять существительные, разобраться с ударением, подскажут, как произносить церковные термины. Читатель узнает о важности букв Е и Ё, слова с которыми имеют не только разное произношение, но и значение. «В конце февраля мы все передохнем от холода». Увидев эту фразу в газете, автор книги не сразу поняла, что в слове проигнорированы две точки: «передохнЁм»! Татьяна поделится любопытным способом, помогающим отучиться говорить «звОнит» и даст ответ на вопрос: «Откуда взялись слова без собственного ударения?» В конце каждой главы-инструкции даётся список разобранных слов по теме и предлагаются коротенькие стишки для запоминания правильных форм:
«Кто ни в чём не знает меры,
Тот способен на афЕры».
На страницах книги можно узнать, какая тайна есть у русского алфавита, о единственном односложном прилагательном в нашем языке, или какая буква чаще всего встречается в русских словах.Книга будет полезна не только старшеклассникам, готовящимся к ЕГЭ по этому предмету, но и пригодится тем, кто хочет проверить правильность своей речи.
Масалыгина, П. Н. Большая книга о любимом русском/ Полина Масалыгина. – Москва: АСТ, Lingua, 2020. – 190, [2] с.: цв. ил.; 22 см. – (Звезда инстаграма)
Полина Масалыгина – журналист, с большой любовью ведёт замечательный блог в Инстаграме о русском языке @great_russian, где просто и увлекательно рассказывает о правилах произношения и написания слов. Она уверена: «Чтобы зажигательно рассказывать о языке, необязательно быть доктором наук, профессором. Достаточно искренне любить язык, хотеть узнавать новое и делиться этим с другими».
В «Большой книге о любимом русском»собраны самые интересные и актуальные темы из ранее написанных бестселлеров «Великий русский» и «Могучий русский». Автор пробует стать проводником в «загадочном лабиринте живого русского языка», который стремительно развивается и не всегда сдерживается нормами. Время идёт, мир меняется – а язык всё отражает: изменяются ударения, порой – значения слов, появляются новые стилистические оттенки и новые слова: «Наша речь определена эпохой». Но автор заявляет, что,несмотря на новые рекомендации, на нормативном уровне правила не меняются. Полина постаралась написать книгу простым языком, живо и занимательно, рассказывая о некоторых особенностях нашего языка и происходящих в нём метаморфозах. Вы найдёте здесь удивительные факты о популярных фразах и некоторых буквах, которые давно укрепились в современной разговорной и письменной речи, но происхождение их уже позабыто.
Автор поможет выяснить, куда пропала вторая буква М в слове «грамота», если у него один корень с «грамматикой», и напомнит 10 основных правил, по которым склоняются фамилии. Оказывается, что падежей больше, чем шесть, которые все изучали в школе. Будет интересно прочитать главы о современных словах: гуглить, постить и прочих. Читателю предстоит разобраться, как правильно произносить названия мессенджеров и социальных сетей: Viber, YouTube, WhatsAppи др. Полина делится своими методами, как развить языковую интуицию и стать грамотнее. Но самое главное, по мнению автора, нужно «просто любить русский язык таким, какой он есть. Как своих детей, родителей и просто близких людей. И он обязательно ответит вам тем же».
Лукинова, О. В. Цифровой этикет : как не бесить друг друга в интернете / Ольга Лукинова. – Москва :Эксмо, Бомбора, 2020. – 229, [11] с.; 22 см. – (Этикет без границ. Новые правила для нового времени)
Мы всё чаще общаемся в Интернете, и тема книги на сегодня очень актуальна. Многие считают, какая разница, как общаться в сети – Интернет всё стерпит. Но как утверждает П. Масалыгина, автор предыдущей книги: «Интернет – это не причина кажущегося хаоса, а зеркало. А на него, как известно, не пеняют». В нём отражается наше воспитание. Пора уже понять, что Интернет перестал быть чем-то незначительным. Он занимает очень большую часть нашей жизни: это место встречи с друзьями, кружки по интересам, современный офис и т.д. И здесь должны действовать такие же правила этикета, как и при общении офлайн.
Ольга Лукинова, преподаватель РАНХиГС и создатель телеграм-канала «Цифровой этикет», в своей книге «Цифровой этикет: как не бесить друг друга в интернете» даёт основные правила общения в киберпространстве. Она постаралась не только собрать их вместе, но и объяснить с точки зрения удобства, безопасности и соблюдения личных границ. Книга с яркой обложкой написана простыми словами, лаконично, без лишних отступлений. После каждой разобранной ситуации Ольга приводит примеры, показывающие как «Хорошо» и «Плохо», даёт лайфхаки по различным направлениям.
Конечно, цифровая среда изменяется стремительно, а вместе с ней меняются и наши представления о приличном поведении в Сети. Вежливо ли добавлять в друзья незнакомых людей? В каких случаях использование эмоджи оправданно? Надо ли соблюдать пунктуацию? Читатель узнает, как пользоваться основными «общалками», создать благоприятный профиль в сети и сохранить свою цифровую репутацию.
Книга будет полезна всем. Тем, кто только начинает общаться и работать в сети, найдут в ней массу неизвестного. А те, кто в сети давно, могут открыть для себя какие-то мелочи, помогающие избежать неприятных моментов. Цифровой этикет – это взаимоуважение в сети. Главное – запомнить и применять простое правило: хочешь, чтобы тебя и твое мнение уважали – относись с уважением к другим.
Северская, О. И. Эффективная бизнес-коммуникация: «волшебные таблетки» для деловых людей/ Ольга Северская, Лариса Селезнёва. –Москва :Эксмо, 2019. – 410, [5] с.: ил.; 21 см. – (Тотальный диктант)
Авторы книги – известные лингвисты, имеющие кандидатскую и докторскую степень. К тому же, Ольга Северская ведет на радио «Эхо Москвы» программу «Говорим по-русски!», а Лариса Селезнёва успешно проводит бизнес-тренинги. Книга вышла при поддержке фонда Тотального диктанта и представляет собой универсальный справочник по культуре речи для деловых людей. Очевидно, что успешность проекта во многом зависит от того, насколько стороны поймут друг друга и сумеют договориться. И важным инструментом, который поможет грамотно выстроить отношения, является язык. Деловая речь должна быть сдержана, точна, консервативна. Неграмотный специалист, с трудом подбирающий слова и пишущий письмо, похожее на СМС, вряд ли кого-то заинтересует. Книга будет полезна всем, кто по роду своей деятельности имеет дело с устными и письменными текстами: журналистам, менеджерам, специалистам по связям с общественностью…
В книге три раздела: «Устная коммуникация: говорим и договариваемся», «Письменная коммуникация: деловая и «по делу» и «Грамотность в прямом смысле». Из названия первой главы понятно, что речь пойдёт о деловом разговоре во всех устных формах: переговоры, интервью, выступления на пресс-конференциях, телефонные звонки. Во втором разделе авторы расскажут всё о деловом письме: дадут схему грамотного письма, подскажут, какой стиль применить в приглашениях, отказах, претензиях, благодарственных письмах. В третьей части разбираются ошибки: пунктуационные, орфографические, стилистические. К тому же вы научитесь употреблять модные, но не всегда уместные в деловой речи, слова. Причем каждая глава содержит «волшебные таблетки», лайфхаки и большое количество примеров «как хорошо» и «как плохо». Авторы приводят много готовых оборотов и речевых формул, научат грамотно ими пользоваться и разбираться в различных стилях речи. Читатель убедится, что для достижения цели не обязательно использовать тяжеловесный канцелярский язык, научится грамотно и убедительно строить речь, чтобы заинтересовать собеседника, сможет избежать нелепых ошибок. В конце книги даются «Стандартные решения для типичных ситуаций» и предлагается список бесплатных онлайн-ресурсов и литературы по теме, из которых можно узнать «как правильно».
Все книги проекта «Библиотека грамотности» поможет найти электронный каталог.
Училась говорить грамотно главный библиотекарь Центральной городской библиотеки Тимченко Лариса Григорьевна
|