Указом Президента России 2025 год объявлен Годом защитника Отечества. И это не просто слова, а выражение глубокой признательности тем, кто защищал и продолжает обеспечивать нашу безопасность от внешних угроз. На любой войне не до длинных бесед. Говорить стараются как можно короче. Но солдатам спецоперации, ополченцам, людям мирных профессий и детям сегодняшней войны есть о чём рассказать. Представляем обзор художественных книг – невыдуманных историй простых людей, настоящих Героев вне зависимости от наград.
«Тени Донбасса» – новый сборник Олега Роя – современного российского писателя, лауреата многих литературных премий и общественного деятеля. Это истории судеб людей, в чьи жизни незваным гостем ворвалась Война. 25 рассказов с глубоким смыслом, непростых, но деликатных, и без лишней жестокости. Книга состоит из трёх частей, в которых удалось передать трагедию, чувства и мысли взрослых и детей. «Герои наших дней» – 13 историй взрослых людей из больших и маленьких городов, поцеловавших на прощение своих жён, детей и оставивших привычный уютный мирок, чтобы отправиться на самую важную работу на свете – сражаться за свою Родину. Хрупкая красавица Ангелина из третьего подъезда была частым объектом обсуждения бабушек на лавочке, ведь к ней постоянно приходили мужики с букетами. Те, кто знал её как Ангела – медсестричку госпиталя одного из донбасских райцентров. Смелую, умелую и выносливую, однажды спасшую двенадцать жизней с одного поля боя. Но не считавшую это подвигом –«это была её работа». Мария Богдановна, проводившая на фронт сына, племянника, золовкину дочь и внука, не унывала и вязала носки на фронт. Ей шёл восьмой десяток, но, когда места за семейным столом стали зиять одинокими пробелами, «медицинская сестра на пенсии, старшая по подъезду, гроза ЖЭКов и окрестных забулдыг… лихая, обаятельная, могучая, несгибаемая, непробиваемая, самая классная бабушка на свете», пошла в военкомат. Чтобы мчаться с другими санитарами на передовую. Батюшка, после плена вернувшийся настоятелем в свою церковь и отпускающий грехи тому, кто когда-то держал его в подвале. Два пенсионного возраста работника электроцентрали, дающей свет, а значит, и тепло с водой. Юноша из Казани по имени Давлет, мечтавший о флоте, но всем сердцем полюбивший танк и повторивший на нём подвиг «Варяга». «Дети подвалов» – истории и рисунки совсем юных ребят, маленьких героев Донбасса. Они живут на войне – там, где нет салютов, только за окном грохочет железный дождь. Эти дети лучше учителя ОБЖ знают, как вести себя во время обстрела. Димка, взрослый восьмилетний помощник. «Пока отец воюет, я за мужика в доме. А настоящий мужик никакой работы не боится». Ни полы помыть, ни забрать сестрёнку из садика, ни закрыть её своим телом при необходимости. Арсен, который не может уснуть, ведь в эту ночь так непривычно тихо. Мир будто стих, и мальчик, ещё недавно засыпавший под колыбельную канонады, ждёт «отца-героя, который бьётся на фронте – бьётся за лучшую жизнь для них самих, их родственников и друзей, для всех жителей окровавленного, но несломленного Донбасса. Бьётся за мирную жизнь. За самую обычную жизнь…» Варя, знающая, что делать уроки очень важно. И что Война закончится, и там, в этой мирной жизни, будут нужны знания. Поэтому в углу подвала, у крохотного светового окошка, когда собраны все сумки и вечером они уезжают туда, где не стреляют, она пишет сочинение «Мой город». В тусклом свете девочка выводит неровные буквы о маленьком и красивом городке, в котором ещё не разрушены школа и Дом культуры, а на храме красуются все маковки, цела автостанция и все стёкла в окнах её дома. А немолодая учительница успеет проверить и «вывести красивую, аккуратную пятёрку… до того, как узнает, что её ученицы больше нет…» «Были и притчи о Войне» – философские размышления автора о Родине и о нас, сыновьях и дочерях Победы. Для меня книга разделилась на свои три части: «Его рубашка», «Пятёрка», «Солдат и дракон Панцербцуг».
Российский писатель, публицист, заместитель командира батальона спецназа ДНР Захар Прилепин определяет свою книгу «Ополченский романс», как штрихпунктирный роман или «14 треков в разном ритме». Четырнадцать рассказов, в которых без пафоса и мыслей о подвигах, со спокойной внутренней интонацией, запечатлены эпизоды из жизни простых людей на Донбассе. Калейдоскоп историй, объединённых двенадцатью героями, общим временем и местом, общей болью и трагедией, но различных в мирное время и в условиях войны. Трек первый – «Жизнь». «Жизнь получилась странной, словно не подготовился к уроку…» История маленького сорокапятилетнего и не очень удачливого человека, в жизни которого нет ничего героического. Он просто вывозит под обстрелами бывшую (никогда не любившую и уже не любимую) жену с ребёнком в Россию, спорит с братом-ополченцем, попадает в случайную перестрелку, выживает и делает предложение любимой женщине. Он просто живёт (то есть пытается жить обычной жизнью) и наблюдает. Он не принял ничью сторону. Возможно. А рядом война… Трек пятый – «Контрабанда». Неровная мелодия о том, как непросто делать богоугодное дело – доставлять гуманитарку туда, где обстрелы, минные поля, правовые нестыковки, царство «Трамваев» и «нехорошие деревни». Какую роль иногда играют связи с администрацией и со случайными знакомыми. Как важно, для самого себя, даже в мелочах быть храбрым и своим. «Свой среди людей, готовых умирать за веру и правду, – это кое-что стоило. Возможно, даже больше всей предыдущей суетной жизни». Мелодия о важном – «хотя это был самый первый адрес, Суворов чувствовал почти счастье, совершенно спокойно сообщив себе, что жил не напрасно». Трек девятый – «Луч». «…при ближайшем рассмотрении почти все ополченцы оказывались на редкость добры и жизнелюбивы… Они считали себя носителями правды объёмной и важной настолько, что их конкретная жизнь на этом фоне становилась почти невесомой». В романе «Ополченский романс» в рассказах светлого больше, чем тёмного. Хотя, конечно, здесь есть смерть ополченцев и гражданских, предательство и героизм, залатанный бронежилет и «беременный конверт». Здесь непридуманные жизни и смерти. И, конечно, позывные. Лютик – не потому что садовый цветочек, а от слова «Лютый», хоть и очень добрый ополченец. Скрип – казах, занимавшийся борьбой и игравший на скрипке. Маленький и громкий, выбравший позывной «Секс Пистолз», но теперь ополченец Пистон. И вот дочитана последняя страница, допет «Ополченский романс» и рука гитариста останавливается, а последние слова книги: «Я родину люблю», – продолжают звучать…
«Мы воюем за жизнь» – сборник рассказов отечественных авторов, где в каждой истории чувствуется близость войны. Герои книги шагают по дорогам Великой Отечественной войны, Афганистана, специальной военной операции. «Маленькие люди в маленьких домах» пытаются перехитрить войну. «Махонькая» Светланы Дурягиной. Любочке снился ромашковый луг, одноклассник Борька и могильный холмик со звездой, а утром она узнала, что фашистская Германия напала на Советский Союз. На следующий день Любочка с Борькой и Леной пошли в военкомат. Глядя на хрупкую фигурку Любочки, капитан, отбиравший девушек для службы в медсанчасть, раздраженно сказал: «Ну куда ты, метр с кепкой, лезешь?...Иди, подрасти сначала». Но разве можно ждать, когда там гибнут люди? Увидев девушку на построении, капитан оторопел и несколько секунд лишь молча хватал воздух. Шла война, в атаках гибли бойцы, медсестрички вытаскивали раненых – «откуда только силы у девчонок взялись». Любочку оберегали, отправляли перевязывать легкораненных. Однажды она поползла на слабеющий голос бойца. Им оказался здоровенный мужчина, которого она даже с места сдвинуть не смогла. Тогда, решив умереть достойно, она встала во весь рост и запела: «Я на подвиг тебя провожала…» Немцы вдруг прекратили огонь, а из наших окопов на её голос приползли два бойца. «Путь Карлюты» Данило Разиня. «Томимый нехорошим предчувствием, Карлюта рванул туда… Он гнал изо всех сил, но не успел. Уже въезжая на свою ощетинившуюся покорёженной арматурой улицу, Карлюта был подсознательно готов к тому, что увидел через несколько минут. Родная, сплошь в саже девятиэтажка пялилась на него разбитыми окнами. И в ней вместо пяти парадных теперь оставалось четыре. Одного не хватало – как раз Карлютиного… Сына у Карлюты теперь не было». «Там, где нет войны» Алина Осокина. «Юная республика теряла граждан, как осенний лес – листву. До осени тогда ещё было далеко, а до войны – близко». Журналистка Яна писала статьи о том, что действительно её увлекало – о выставках, концертах, спектаклях. «Политика всегда казалась ей назойливой дымовой завесой, которая мешает наслаждаться жизнью». Посмотрев кадры с горящим в Одессе Домом профсоюзов, Яна почувствовала, что внутри что-то сломалось. Ей захотелось докопаться до истины, и она поехала в Луганск. Чтобы столкнуться с «некрасивой, вывернутой на изнанку, изломанной» реальной жизнью. «За окном мелькали изрешеченные дома, обуглившиеся магазины и киоски, покорёженные остановки, пробитые дорожные знаки и сгоревшие автомобили. Яне казалось, что машина времени отбросила её на семьдесят лет назад, и только растяжка «С Новым, 2014 годом!» возвращала в реальность». «Мы воюем за жизнь» – трогательная хроника человеческого духа.
«Вера вселяет мужество в сердца тех, кто сражается на фронте, и тех, кто их ждёт дома. Слушают люди голос Веры, подобный перезвону церковных колоколов, и нет у них никаких сомнений – Победа близка». А в том, что она наступит, никто не сомневается. Читайте другие книги о сегодняшних защитниках Отечества.
Читала под звуки романса | |
Просмотров: 132 |