MENU

Мастерская писателя

Как появляются книги? Романы, детективы, мелодрамы, экшен? Загляните в «закулисье» писательской жизни, попытайтесь понять, что за человек – писатель.

Рубина, Д. И. Одинокий пишущий человек: [запрещено для детей : 18+] / Дина Рубина. – Москва : Эксмо, 2020. – 605, [3] с. ; 21 см. – (Большая проза Дины Рубиной). ЦГБ

С чего начинается жизнь книги? Как вынашивают их, в каких мучениях и радостях они появляются на свет? Дина Рубина в своей книге «Одинокий пишущий человек» пробует донести до читателя, что и как происходит в голове у автора, погружает в мир творческого человека, рассказывает, чем он живёт и вдохновляется. Но у каждого писателя должен быть «один пунктик, который не прощупать, – это талант, искра божья, просто космос». Общаясь с читателями легко и непринуждённо, по-дружески, Рубина знакомит с историями создания своих книг, описывает людей, которые стали прототипами книжных героев. Она делится и литературными знаниями: предлагает факты о современных писателях, о том, как появились популярные и неизвестные  произведения, рассуждает о чтиве. В книге автор повествует и о своём детстве, и о славе в 16 лет, и о родителях, вспоминает о бесконечных поездках, о встречах с читателями, о своих романах , о невероятных совпадениях и тупиках. И честно признаётся, что любит в писательском труде, а что ненавидит. Дина Ильинична напоминает, что нельзя воспринимать книги как биографию автора: «Писатель всегда обманщик, удачливый или не очень». У самой писательницы есть своя копилка историй, баек, заметок, впечатлений от разных людей, которыми она всегда может воспользоваться.

Современный живой классик распахивает свою мастерскую, где в деталях, с присущим ей юмором и искренностью, делится опытом, механикой и волшебством ремесла, рассказывает, как создаётся живой и дышащий мир романа. Эти откровения о писательском труде стали неким итогом всему написанному ранее: читатель узнаёт, что она хотела донести, откуда пришла идея, почему такой сюжет. Показывая жизнь писателя изнутри, Рубина раскрывает всем скрытый от глаз мир сочинительства: «Творчество – это привычка. Вечное стремление создать кого-то, кого ещё не бывало».

Очень интересны рассказы о роли читателей, о мистике в литературе, где много авторского мнения, особенных доверительных интонаций, гениального обращения со словом: «Слово – вещественно и плотно; за него можно схватиться и спастись, как спасся из преисподней, схватившись за луковицу, грешник в какой-то сказке». Рубина аккуратно ведёт по ступенькам писательского мастерства. Признанный писатель даёт советы начинающим:

  • Собирайте всё, что услышите: чужая история, событие, мысли, мнение. Всё, что может пригодиться.
  • Не бойтесь вырезать безжалостно всё, что не клеится. Но не выбрасывайте.
  • Чтобы вам поверили – описывайте все звуки, запахи, прикосновения, окружение. Дайте почувствовать то, что чувствуете вы.
  • Нужен сюжет, интрига, яркие переживания. Драма!
  • И, конечно же, надо определить тему: «Тема романа – о, это золотой слиток, на который натыкается старатель, промывая песочек изо дня в день».

А тональность всему грандиозному сооружению романа даёт финал. Именно «финал – далёкий свет в глубокой шахте ведёт невидимого автора к цели и держит его на плаву все дни беспросветного труда».

Это очень откровенная книга, наполненная событиями, чувствами, мыслями – настоящие писательские мемуары с нотками философии и религии, в которых речь идёт не только о романах, но и о Человеке. «Творец выражает себя только так, как умеет, в строго отведенном ему природой диапазоне. Ведь мы – инструменты. Вы не можете играть в регистре контрабаса, если вы флейта».

В прозе Дины Рубиной много любимого и знакомого: авторского мнения, фактов, особенных интонаций и головокружительных поворотов. Вот и эту книгу дочитала – как будто ещё одну жизнь прожила. Прочитайте, отдохните, заинтересуйтесь, задумайтесь, согрейтесь…

Хранение:ЦГБ.

 

Иванов, А. В. Быть Ивановым: пятнадцать лет диалога с читателями / Алексей Иванов. – Москва : Альпина нон-фикшн, 2020. – 335, [1] с.: фот., портр.; 22 см. ЦГБ, Ф1

Сборник «Быть Ивановым: пятнадцать лет диалога с читателями» многими отнесена к новому жанру: книга-интервью. Алексей Иванов – известный современный писатель, создавший роман «Географ глобус пропил», бестселлеры «Тобол», «Сердце Пармы» и многие другие, спокойно вышел из числа «молодых» и стал просто писателем. Понятным, с ясными этическими и культурными приоритетами, с очевидным мастерством. Его книга «Быть Ивановым: пятнадцать лет диалога с читателями» основана на переписке с читателями. Автор ведёт с ними диалог и отвечает на самые интересные вопросы. Один из них – «Кто же сейчас герой нашего времени?». По утверждению автора, это блогер. « Именно в нём воплощается главная драма, которая заключается в том, что в реальном мире мы начинаем жить по законам виртуального. А главное отличие одного от другого – отсутствие института авторитета, на котором строится иерархия и, следовательно, культура. Авторитет –  это человек, отвечающий за свои слова, а в блогерстве ничего этого нет. Блогер – человек, который живет и там и там. В этом вся драма.

Все вопросы в книге разделены тематически. Мне наиболее интересным показался блок «Можете научить писать романы?». Многие ответы писателя пересекаются с утверждениями Дины Рубиной. Например, вопрос о вдохновении. Алексей Иванов считает, что писатель, как и врач, должен работать всегда. «Другое дело, что вдохновение очень помогает работе, ускоряет, придаёт драйв. Перед тем, как начать писать, я тщательно продумываю план всего произведения или конкретного эпизода. Бывает, что этот процесс протекает трудно и долго, а бывает – легко. Это и есть вдохновение».

Видит ли автор перед собой образ читателя, для которого пишет книгу? Дина Рубина говорила, что любит своих читателей, и не только «идеальных». Иванов не ориентируется на аудиторию. «Я сам себе эксперт… Всё равно я рассчитываю на внимание других людей и надеюсь, что их будет много. Писательство – не рукоделие, которое утешает автора и тем исчерпывается. Писательство немыслимо без расчёта на аудиторию, а моя аудитория – это те, кто в чём-то хоть немного похожи на меня».

Иванов выводит понятие «роман нового типа», где переплетаются разные жанры, преследуя цель «сделать читателю интересно»: «Жанр не важен: хоть сатира, хоть фантастика, хоть история. Не важны и амбиции автора: развлечение, просвещение, игра или критика. Важен только формат постмодерна». Писатель считает, что особенность этого синтеза – сочетание вещей, которые раньше органически не сочетались. «Это позволяет анализировать мир по-новому и выявить смыслы, которые раньше выявить было невозможно».

Автор прошёл трудный путь писательства, три романа долго «лежали в столе», «Географа» он переписывал три раза. А признания ждал более 10 лет. Как суметь сохранить такую степень веры в себя? Иванов считает, что человек либо рождается писателем, либо не становится им никогда. А «прирожденный писатель изначально видит мир как текст. По характеру мировосприятия писатель всегда остаётся писателем, растёт только уровень его профессионализма». И признаётся: «Для меня бросить писать однозначно изменить себя самого. Я привык так жить и так мыслить. Как можно отказаться от своей личности?»

Очень интересно Алексей говорит о технологии создания персонажа. «По ходу действия я показываю, как мой герой относится к самым важным вещам: к женщинам, детям, родителям, друзьям, к природе и Родине, Богу и мирозданию. Это и есть костяк личности, на который можно одевать любой характер и темперамент. В моих персонажах немало меня самого, но в каждом – по-своему».

Динамичная и очень живая книга привлечёт не только поклонников Иванова, но будет интересна и тем, кому автор еще неизвестен.

Хранение: ЦГБ, Ф1.

 

Степнова, М. Л. Где-то под Гроссето: рассказы : [16+] / Марина Степнова. – Москва : АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2022. – 285, [3] с.; 21 см. – (Марина Степнова: странные женщины).  ЦГБ, Ф1

Одной из моих любимых книг стал роман Марины Степновой «Женщины Лазаря». Новый сборник этого российского прозаика «Где-то под Гроссето» о людях, брошенных судьбой, никому не нужных. Они живут незаметно, одинокие, никем не защищённые.

Для Степновой очень важным является место действия. В рассказе «Тудой», который открывает сборник, – это Кишинёв. «Тенистые дворики заросли бусуйком. Мелкий синий виноград, курчавый, бросовый, душистый, вино из него давили прямо ногами, переливали живое, багровое в пятилитровые бутыли». Читатель как будто бегает глазами по сторонам, броско осматривая окрестности: начиная от продающихся фруктов на базаре, и заканчивая местом проживания двух героев – Вали и ее городского «женишка». Читатель слышит историю двух людей. Её и его. Равных и разных. Она жила на магале. А он – в первой девятиэтажке. «Сын советского офицера и врача. Гордость страны. Элита» контрастирует с троечницей Валей, «…магала ещё эта. Дурная компания. Отбросы… Алкашня». На протяжении всего повествования проходит противопоставление: пятёрки и тройки, ясная голова и матерки. Пути героев расходятся, их созвучие душ осталось далеко в детстве, где все были равны. Годы меняют людей, любовь упирается в выстроенные обществом стены. Не перелезть, не сломать. Можно лишь сесть рядом и заплакать, вспоминая прошлое.

Степнова много пишет о детях, ведь плохих не бывает. Чужих тоже не бывает. В рассказе «Боярышник» маленькая девчушка познаёт необъятный окружающий мир. Она «с хрустом открывает книжку, как будто разламывает пополам пирожное безе».  Писатель рисует картину домашней атмосферы, смотря на которую, ты чувствуешь себя в гостях. Окунаешься в детство, слыша, как девочка по слогам читает книжку.

В небольшой повести «Бедная Антуанетточка» описан довольно длительный период жизни главной героини – изгоя. Глубокий психологизм кроется в истории о простой девочке, не угодившей классу всего-навсего своей полнотой, из-за которой терпела ежедневные издёвки. Даже учителя старались её реже спрашивать: «…она вставала с медленным сырым вздохом, угрюмо глядя в сторону захватанными линзами; тесное платье немилосердно резало под мышками, в щеку звонко впечатывался мокрый катышек жёваной бумаги. Бедная Антуанетточка привычно, как муху, смахивала его и молча опускалась на скрипнувший стул – преодолевая мрак, океан, вьюгу», ‒ невозможно не сочувствовать героине, переживая все тяготы презрения. И никому невдомёк было, как она рвётся домой, садится в любимое кресло и погружается в мир книг, где любовь и отвага. Для многих героев и героинь, живших без любви в жестоком мире, именно чтение становится отдушиной и спасением.

«Дядя-цирк» ‒ самый сильный рассказ. Молодой парень, юрист, живёт по наезженной колее. Можно так жить долго, а можно попытаться что-то изменить, сделать маленький шаг и подарить счастье. Например, Цирк! Каждый в детстве ждёт встречу с ним. Тигры в клетке, к ним входит дрессировщик, и замирает твоё сердце… а вдруг… Смешной клоун. Такой нескладный. Ходят собачки на задних лапах. И акробаты, где-то очень высоко. И невдомёк тебе, что через много лет изменится жизнь, и кто-то маленький тоже будет мечтать о цирке, просто хотеть туда попасть, это и есть его последняя мечта. Юрист со скромной заработной платой покупает билеты в цирк маленькой Настеньке. Ей всего 5 лет и у неё страшная болезнь. И эти билеты останутся самым ярким поступком человека и изменят жизнь навсегда. Потому что добро всегда возвращается.

Степнова удивительно подобрала образы. Все невзрачны, серы, безлики. Простые люди, загруженные проблемами, которых мы встречаем каждый день, и до которых нам нет дела. Они живут, словно отбывая время на этой земле. Но писатель показывает, что есть даже в самой банальной жизни красота, достоинство и место для поступка. Не для подвига – для поступка, которым можно гордиться.

Хранение: ЦГБ, Ф1.

 

С тонкостями писательского мастерства разбирались
 Марчук Анна Васильевна и Тимченко Лариса Григорьевна, главные библиотекари
Центральной городской библиотеки.

Книжные новинки

Книжные новинки для детей

Просмотров: 197
МБУК Краеведческий музей Карта сайта
Контакты
Сообщить об ошибке
Вакансии
Мобильная версия сайта

Вверх