Ну что с того, что я там был, в том грозном быть Поэт-фронтовик Юрий Левитанский
Эти книги написали сами люди, судьбы которых навсегда изменила Великая Отечественная война, или их родные. Некоторые авторы и герои всенародно известны – это Ольга Берггольц, Юрий Никулин, Роман Кармен, Лев Разумовский, Элина Быстрицкая, Нонна Мордюкова. Но также много историй самых обычных людей. Война внезапно ворвалась в их жизнь и навечно объединила, как и всех граждан нашей страны – тогда Советского Союза. Как точно сказал Владимир Высоцкий: «Здесь нет ни одной персональной судьбы – все судьбы в единую слиты». Вот только у каждого – своя история о войне. Непридуманная. Берггольц, О.Ф. Говорит Ленинград : [16+] / Ольга Берггольц. – Москва : АСТ, 2019. – 558, [2] с. ; 22 см. – (Блокада Ленинграда). В книгу вошли дневники легендарной «музы блокадного города», поэта, прозаика и журналиста Ольги Фёдоровны Берггольц, тексты её радиовыступлений 1941 – 1944 гг., объединённые под общим названием «Говорит Ленинград», и автобиографическая повесть «Дневные звёзды». Хотя вообще всё, о чём писала Ольга Берггольц, автобиографично и очень откровенно. В её дневниковых записях 1939 – 1942 годов страшная тревога за Ленинград и отчаянная тоска по умершему в блокаду мужу перемежаются очень личными переживаниями о новом чувстве, беспокойством за близких, размышлениями о работе. «Я ни на минуту в стихах не потрафляла начальству, не подделывалась под народ, не снижала мысли. Известность пришла ко мне не через Союз (писателей), не через печать обо мне, в труднейшее время, когда человек необычайно чуток на ложь, известность пришла суровая, заработанная только честным трудом, только сердцем – открытым, правдивым, – я ни в чём не лгала себе. Самое главное в моем хорошем имени можно сформулировать так: «Она пишет правду», – запись Берггольц от 4 августа 1942 года. Это из её личного дневника. «Говорит Ленинград» – уже как будто дневник от имени города. Здесь собраны стихи, радиовыступления, рассказы, очерки, воспоминания и письма. И – как будто подведение итогов всего пережитого и возвращение к светлым детским воспоминаниям – повесть «Дневные звёзды», которую сама Берггольц считала главной книгой своей жизни.
Бессмертный полк. Непридуманная история : [сб. воспоминаний / вступ. слово Н. Земцова]. – Москва : АСТ, 2017. – 338, [14] с., [8] л. фот. ; 21 см. – (Бессмертный полк. Непридуманная история). Народное движение «Бессмертный полк» вывело на улицы городов миллионы наших соотечественников. С ними будто вновь встали в строй ветераны, жители блокадного Ленинграда, труженики тыла, участники партизанского движения – чьи-то отцы и матери, бабушки и дедушки. Но одних фотографий – мало. Нужна память о каждом из них – тех, на чью долю выпали тяжелейшие испытания военных лет. Важно видеть историю страны через личные истории её защитников. В книге собраны воспоминания самих ветеранов, фронтовиков и очевидцев Великой Отечественной войны – артистов Юрия Никулина, Элины Быстрицкой, Валентины Талызиной, Инны Макаровой, журналистов «Известий» – и рассказы о героях Победы, записанные их родными. Много историй о своих прадедах и прабабушках рассказали дети. Выпускник московской школы Иван Черменинов написал: «Наверное, в истории Великой Отечественной войны можно найти миллионы судеб более героических, нежели военная судьба моего прадеда. Но мне дорога именно она, поскольку его жизнь и война – это история моей семьи, моя история». Очень много историй в книге переплетается с теми, которые каждый из нас может рассказать о своих родных, переживших Великую Отечественную войну. Бессмертный полк. Человек на войне : [сб. воспоминаний : на материалах поступивших на I Всероссийский художественно-публицистич. конкурс "Бессмертный полк. Непридуманная история"/ ред. А. Сульдин]. – Москва : АСТ, 2018. – 374, [10] с., [12] л. фот. : ил. ; 21 см. – (Бессмертный полк. Непридуманная история). Это вторая книги серии «Бессмертный полк. Непридуманная история». Её открывают воспоминания артистов – Людмилы Ивановой, Нонны Мордюковой, Веры Васильевой и Рины Зелёной. Все они, кроме Рины Зелёной, во время войны были ещё детьми: Людмиле Ивановой как раз 22 июня 1941 года исполнилось 8 лет, а Нонне Мордюковой и Вере Васильевой было по 14 – 15. И хотя детям военных лет пришлось быстро повзрослеть, их воспоминания полны полудетских впечатлений о том, как приходили знакомым похоронки, какой звук издавала летящая бомба и как выли сирены. Основная часть включённых в книгу рассказов – это истории, которые поступили на I Всероссийский конкурс «Бессмертный полк. Непридуманная история». Этот конкурс был организован в 2017 году Общероссийским общественным движением «Бессмертный полк России» при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации. Рассказы о войне писали дети от 10 до 17 лет, которым, конечно, помогали родные – родители, бабушки и дедушки. Для сегодняшнего поколения детей и подростков Великая Отечественная война стала историей. Но, как написала 13-летняя Наргиз Ахмедова из Дагестана, «главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – значит не забывать Время». В книгу вошли не только рассказы, но и рисунки детей. Во время чтения сборника невольно вспоминаются замечательные стихи Юрия Полякова: И мы разобраться обязаны сами В той боли, что мир перенёс. …Конечно, мы смотрим иными глазами – Такими же, полными слёз. Кармен, Р. Л. Под пулемётным огнём: записки фронтового оператора / Роман Кармен. – Москва : Алгоритм, 2017. – 270, [2] с. ; 21 см. – (Моя война). Роман Кармен – известный советский режиссёр, кинооператор, кинодокументалист. Он является создателем более тридцати фильмов, в числе которых советско-американская документальная лента «Неизвестная война», получившая признание во всём мире. Первая известность пришла к Роману Кармену после съёмок и репортажей из охваченной гражданской войной Испании 1936 – 1939 годов. В годы Великой Отечественной в качестве военного кинооператора снимал на фронтах во время сражений под Москвой и под Ленинградом, в августе 1942 года снимал прибытие в СССР Уинстона Черчилля. Об этапах пройденного пути говорят названия глав книги: «Июнь 41-го», «Немцы шагают по нашей земле», «Вылеты на бомбометание», «В блокадном Ленинграде», «Интервью у Черчилля», «На Берлин!», «Нюрнбергский трибунал». Кармен понимал особую ценность каждого эпизода, отражающего героическую борьбу советского народа с фашизмом. Уже в момент съёмки он чётко осознавал, что каждый метр киноплёнки станет достоянием истории. Участвуя во взятии Кёнигсберга, пройдя весь боевой путь от Вислы до Одера с войсками 2-й танковой армии, Кармен разделил с бойцами-красноармейцами все трудности и лишения. Снимать приходилось под огнём вражеской артиллерии, под бомбёжками, во время боевых вылетов, на улицах пережившего первую тяжёлую блокадную зиму Ленинграда. «9 мая 1945 года мы встретили первый рассвет мира в городе Берлине. Рассвет, который будут благословлять до конца своих дней и те, кто остался в живых после четырёх лет войны, и те, кто родился в эту ночь». В своей книге Роман Кармен рассказывает о встречах со Сталиным, Черчиллем, маршалами Рокоссовским и Жуковым, командующим 6-й гитлеровской армией фельдмаршалом Паулюсом, а также о тех сторонах войны, которые редко показывались в фильмах. Никулин, Ю. В. Семь долгих лет : [мемуары о Второй мировой войне блистательного клоуна и всенародно любимого русского актера] / Юрий Никулин. – Москва : АСТ, 2018. – 253, [3] с. ; 21 см. – (Фронтовой дневник). Об этом периоде жизни знаменитого клоуна и актёра Юрия Никулина знают немногие. Почти семь лет он не снимал гимнастёрку, сапоги и солдатскую шинель. Прошёл две войны. Сначала была Финская. В июне 1941 года красноармеец Никулин, боец 115-го зенитно-артиллерийского полка, стоявшего под Сестрорецком, готовился к демобилизации. Планы нарушила новая война. Голод, блокадный Ленинград, воспаление лёгких, контузия, гибель боевых товарищей – обо всём этом обыденно и просто рассказывает в своей книге Юрий Никулин. В короткие часы и минуты отдыха будущему актёру помогало чувство юмора. Помимо участия в боевых действиях, с 1944 года Никулин стал отвечать за организацию самодеятельных концертов в частях. Именно тогда он попробовал себя и в клоунаде, и в конферансе, и в джазе. Но главное – в армии Юрий Никулин понял цену жизни и куска хлеба. «Всё образуется, – думал я. – Если пережил эту страшную войну, то всё остальное как-нибудь преодолею». «Семь долгих лет» – не воспоминания известного актёра, а записки рядового солдата, находившего в себе силы шутить и смеяться даже в самые тяжёлые дни войны. Разумовский, Л. С. Нас время учило. . . : [12+] / Лев Разумовский ; [предисл. С. Лурье]. – Москва : АСТ, 2019. – 445, [3] с., [12] л. фот. ; 21 см. – (Фронтовой дневник). Это воспоминания о Великой Отечественной войне, написанные скульптором Львом Разумовским. Детство и казавшийся нерушимым любимый семейный быт оборвались сразу и навсегда 22 июня 1941 года. Сначала всё представлялось интересным и захватывающим. Враг у ворот! Красная Армия, конечно, разобьёт его на подступах к Ленинграду! Затем – блокадная зима 1941 – 1942-го, самая страшная. Эвакуация с детским домом, где работала сестра, в Горьковскую область. В ноябре 1943 года, в семнадцать лет, Разумовского призвали в армию. «Учусь жить» – глава о первых впечатлениях на службе. Затем фронтовые будни и тяжёлое ранение, в результате которого будущий скульптор потерял руку. Своё девятнадцатилетие и День Победы Разумовский встретил уже дома. «Трудно вспоминать то, что было двадцать – двадцать пять лет назад. События тускнеют, покрываются мутью времени, на них наслаиваются другие, более свежие; однако отдельные эпизоды ярко проступают, они отчётливы и рельефны, как будто были вчера, они отпечатались в памяти твёрдым чеканом дикого или страшного, и, вероятно, это уже на всю жизнь». Все эпизоды книги – подлинные, фамилии – настоящие. Помимо воспоминаний Льва Разумовского, в издание вошли рассказы детей-блокадников из детского дома № 55/61. Сложно представить сегодня, по прошествии десятилетий, то, что довелось пережить героям этих книг. Но даже представлять – нестерпимо больно. Война разрушила миллионы судеб и унесла двадцать семь миллионов жизней. Данные продолжают уточняться. Если бы мы решили почтить минутой молчания каждого погибшего в годы Великой Отечественной, нам пришлось бы молчать более пятидесяти лет. Помолчим хотя бы несколько минут, отдав тем самым дань людям, которые подарили нам праздник Победы. Посвящаю памяти моих родных, прошедших Великую Отечественную
| |
Просмотров: 524 |