MENU

Ностальгия по эпохе

Книги о людях, ставших кумирами миллионов

Кушниров, М. А. Звезды немого кино: Ханжонков и другие / Марк Кушниров. – Москва : Молодая гвардия, 2021. – 252 [4] с. : ил. – (Жизнь замечательных людей: серия биографий, выпуск 1871).

Автор книги 84-летний Марк Кушниров – историк кино, критик и сценарист, лично знал многих героев немого кино, и это придает тексту домашность, точно ты на уютной кухне слушаешь рассказ очевидца событий.

Он открывает целый мир давно ушедших звёзд, которого не знают даже очевидцы. В нём были свои кумиры и свои гениальные дельцы, своя пресса и армия поклонников. М. Кушниров знакомит читателя с историей киноиндустрии через судьбы людей и делает это с мягким юмором. Очень много места в книге отведено жизни Александра. Ханжонкова – сценариста, предпринимателя, режиссера и просто фаната кино, отдавшего ему всю жизнь. Автор рассказывает и о его конкуренте – Александре Дранкове, и о знаменитых кинорежиссерах той первой поры: Е. Брауэре, Я. Протазанове, В. Гардине, В. Старевиче.

Оказывается, кинострасти типа воровства сценариев, были обычным явлением: «Услышав о скором выходе картины, конкурент-продюсер срочно выпускал свою картину под тем же названием – непременно схожую по сюжету – и таким способом срывал будущий успех чужой картины». Когда Александр Ханжонков взялся за съемки «Песни про купца Калашникова», Дранков затеял постановку своего фильма. Чтобы опередить его и разослать фильм по кинотеатрам, Ханжонкову пришлось напечатать огромное количество «позитивов», но лаборатория могла выдать только 90 м плёнки. Выйти из этой ситуации ему помог друг, владелец итальянской кинофирмы, у которого была большая лаборатория. И 20000 м плёнки были изготовлены за два (!) вечера сверхурочной работы. А утром за небольшую плату железнодорожные проводники повезли «Калашникова» во все концы России. Это не позволило Дранкову продать ни единого экземпляра своего фильма, и он прогорел! Вот какие страсти кипели в мире немого кино!

А основные черты кинопроцесса этих лет, которые можно почерпнуть из книги, выглядят так:

  • взаимосвязь мирового кино;
  • пренебрежение к кино интеллектуальной элиты, которая рассматривала его как плебейское занятие;
  • в силу «непрестижности» и актёром, и режиссёром мог стать любой желающий;
  •  «фильмы пеклись, как пирожки», режиссеры выпускали по 15-20 картин в год».
  • и, главное, изобилие тем, о чём только не снимали.

Все это напоминает современные эксперименты с Ютубом, Тик-Током, но на ином уровне.

Вторая часть книги раскрывает судьбы многих актеров. Интересна творческая биография Григория Хмары, уроженца Полтавы. Дебют его состоялся в фильме «Мысль» по пьесе Леонида Андреева. Почти два десятка кинолент вышли с его участием в России, но он принимает решение покинуть страну. Уезжает в 1922 году в Германию, где встречает свою половинку. Его женой становится датская кинозвезда Асте Нильсен. В 1926 году им поставлен знаменитый  спектакль «Дама с камелиями». А последнюю свою роль сыграл в фильме «Преступление и наказание» в 1971 году уже в почтенном возрасте.

Первые фильмы Александра Ханжонкова – это театральные спектакли в интересных декорациях, заснятые на пленку. Именно в его ателье впервые появился спецотдел для съёмок образовательных и научно-популярных фильмов.

Марк Кушниров говорил: «Мне вдруг захотелось кратко и всё же без подробностей рассказать, как наша российская публика отреагировала на кино. И какую роль в жизни страны играли актёры, карточки с фотографиями которых можно было увидеть в каждом доме. В десятках и сотнях укромных (непременно укромных, интимных, не парадных) местах можно было узреть эти карточки. Располагали их, как правило, эдакими веерами, наряжали искусственными цветами, а порой для них и впрямь создавалось нечто вроде иконостаса. В одиночестве ту или иную карточку оставляли редко – благо звезд немого кино появлялось все больше и больше…»

Автор открыл нам яркий и необычный мир немого кино.

Смехов, В. Б. Жизнь в гостях [воспоминания] / Вениамин Смехов. – Москва : Старое Кино, 2021. – 843 [5] с, ил.

Эта книга написана красивым лёгким языком. В ней – история нашей культуры, театра на Таганке, воспоминания о многих великих современниках – Ю. Любимове, В. Высоцком, Б. Окуджаве, В. Войновиче. По сути, это машина времени, которая переносит вас в эпоху прошлого века. Она дает возможность погрузиться в те далекие годы,  соприкоснуться с удивительными героями той эпохи. И это авторское личное участие, прикосновение, личные пожатые руки тем событиям, в которых он участвовал.А как там было? Не всегда просто, не всегда сладко. Но это было! Кому интересна тема кино и театра, литературы не только того времени, но и современности, кто хочет проникнуть в кухню закулисья, эта книга для вас. Вы будете учиться в Щукинке, сдавать экзамены Этушу, участвовать в репетициях Таганки. И напрямую общаться с метрами Высоцким, Филатовым, Золотухиным. Размышлять, спорить и пропускать все радости, трудности той эпохи, и творить, творить, творить…Вы побываете в золотой эпохе советского кинематографа, на съемках замечательных и незабываемых фильмов.  В книге есть много «современности», это и артисты, художники, писатели. Те, кто продолжают служить искусству. «Вениамин своим редким даром «человека-магнита», своим обаянием, талантом, тактом притянул к себе потрясающих людей. Тех, кому выпал великий Дар – Дар Творца», –считают его друзья.

Все факты, судьбы, характеры, друзья словно входят в уютную гостиную, где оказываются и читатели. Мы, затаив дух, притихнув, оглядываясь, проходим рядом.. Такое удивительное путешествие во времени, в истории.

Журбин, А. Б. Закулисные тайны и другие истории… [сборник заметок и интервью] / Александр Журбин. – Москва : Издательство ArsisBooks, 2020. – 398 [2] с., 79 ил.

Александр Журбин – современный российский композитор. Родился в Ташкенте в семье инженера. Окончил Республиканскую среднюю музыкальную школу, консерваторию по классу виолончели, Институт имени Гнесиных и Ленинградскую консерваторию. Поставил первую рок-оперу «Орфей и Эвридика». Работал и в академических жанрах, занимался мелкой эстрадной музыкой.

«Закулисные тайны» – девятая книга автора. В ней собраны авторские колонки и интервью для различных изданий, автобиографические истории, стихи, размышления о музыке, жизни, ценностях вечных и прекрасных. Всё написано искренне, увлекательно и доброжелательно.Раскованная, веселая самоирония делает тон собеседника доверчивым. Журбин – тонкий знаток литературы, в частности поэзии: «Стихи, поэзия – главный признак человеческого. Это то, что отличает нас от всего прочего мира, от животных, от растений, от дикарей».

Берегите их, поэтов. Берегите их.

Остаются две недели на последний стих,

Три минуты, две минуты, вовсе ничего…

Берегите их. И чтобы все за одного».

В книге много серьезных обобщений, тонких умозаключений, выводов – и спорных, и безусловных. Некоторые из них хочется процитировать.

«С кем или с чем бывают компромиссы? Серьезные компромиссы могут быть только с одной субстанцией. С собственной совестью».

«Без мести не было бы жизни на земле. Именно благодаря отмщению, которое взял на себя Бог, на Земле устанавливается гармония, закон и порядок…Поэтому мстите, господа! Не оставляйте безнаказанным ни одно зло, которое вам причинили. Око за око лучше, чем подставить другую щеку. И жить станет лучше». Необычно, не правда ли?

«И на прощание совет. Вся суть шанса в вашей жизни – это продержаться и выстоять до того священного мига, когда Бог даст вам знак: «Ваше испытание закончилось». В этот миг надо будет сделать последний рывок, и можно перевернуть всю свою судьбу, и правильно использовать неожиданный Дар Судьбы. Грех упустить свой Шанс после стольких усилий».

Андрей Бильжо, художник и писатель, сказал об этой книге так: «Все, что делает Журбин, он делает с радостью и самоотдачей, потому что очень любит жизнь. Эта книга вообще для тех, кто умеет любить. А остальным не стоит беспокоиться».

Спивакова, С. З. Нескучная классика. Еще не всё. / Сати Спивакова. – Москва : Издательство АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2020. – 525 [3] с., ил.

Книга является переложением диалогов с великими представителями мира культуры, искусства, науки. К каждому диалогу Сати пишет свое предисловие. Многих своих гостей она знает лично, а это доверительный контакт и другой уровень. Читать интересно, волнительно, разнообразно – захотелось в филармонию.

Майя Плисецкая, Родион Щедрин, Шарль Азнавур, Татьяна Черниговская – завидные собеседники, незаурядные личности. Интервью помогает иногда увидеть их в необычных ролях: вот кто бы мог подумать, что Михаил Шемякин увлечен собиранием… русских говоров?

В её предисловии – образное восприятие героя, а в конце – список произведений искусства (музыки, фильмов), которые у неё ассоциируются с этим героем. Открывает книгу интервью с Майей Плисецкой: «Если твой проект начался с меня, его ждет успех».

«Пока я готовлю программу и до того момента, когда гость уйдет из студии, я люблю героя. Первой гостьей была Майя Плисецкая, которая и стала доброй феей, ангелом-хранителем программы», - считает Сати.

Мне показались любопытными некоторые отрывки из интервью:

Сати. Ида Рубинштейн, для которой написано «Болеро», не была великой танцовщицей. Как она это танцевала?

Плисецкая. Она была великой женщиной. Что оказалось важнее, чем быть великой танцовщицей. Она обладала вкусом и понимала настоящее искусство.

И ещё несколько ответов Майи Плисецкой: «Я всегда очень любила новое, неожиданное, непривычное. У меня в характере есть – плыть против течения. Мне всегда хотелось того, что запрещали… Любовь развевается пеплом, становится огнем, улетает в облака, принимающие формы и изгибы лебединых шей, а музыка продолжает жить».

Что особенного в Майе Плисецкой? Постоянство. Это нечто более земное и надежное, чем верность

Идея пригласить Дину Рубину в программу возникла после прочтения Сати романа «Почерк Леонардо», где описаны тонкости отношения музыканта со своим инструментом. И вскоре ведущая программы «Нескучная классика» поняла, что вся проза этого автора строится по законам музыкальных форм. Диалог с Диной оказался самым легким по степени импровизации.

Сати: – А слышите ли внутри себя музыку, когда пишите произведения?

Рубина  – Я слышу не только внутри себя. Все вещи, которые я писала, музыка сопровождает и в реальности – я слушаю, как правило, в машине. Когда писала «Почерк Леонардо», год я слушала только фагот. Для меня было очень важно понять этот – практически человеческий – голос инструмента.

Дина Рубина считает, что «первые же звуки музыки вышибают слезы, не важно, что исполняется. Что-то происходит с душой».

«При написании «огромного, многопалубного, разливанного романа «Русская канарейка» я погрузилась в изучение этой великой вселенной. Я должна была на бумаге передать голос канарейки, а это загадочная вещь…» - вспоминала Дина.

В студии «Нескучной классики всегда горят живые свечи. Это создает атмосферу домашнего уюта. За десять лет съемок было сожжено 15557 свечей. И хоть порой опускаются руки и кажется, что наши «нескучные» свечи гаснут одна за другой, мне тепло от мысли, что этот свет нужен зрителям.

 

С книгами знакомили Анна Марчук и Ирина Жигулина,
сотрудники Центральной городской библиотеки

Книжные новинки

Книжные новинки для детей

Просмотров: 217
МБУК Краеведческий музей Карта сайта
Контакты
Сообщить об ошибке
Вакансии
Мобильная версия сайта

Вверх