Версия для слабовидящих
MENU

О вере и религии

Что такое вера и что такое религия? Что современный человек о них знает?

Предлагаем узнать, как рождается вера в высшие силы, чем отличаются мировые религии друг от друга и какая она – жизнь священнослужителя.

Михайлов, Константин. Природа веры : взаимосвязь религии и окружающей среды / Константин Михайлов. – Москва : Альпина Паблишер, 2023. – 313, [7] с. ; 17 см. – (Alpina Popular Science).

Современный человек может уверенно сказать, что живёт на достаточно освоенной и изученной планете и что наука может объяснить практически любое природное явление. Но тогда почему мы продолжаем верить в сверхъестественные силы?

Историк и религиовед  Константин Михайлов предлагает совершить путешествие во времени… к современным «аборигенам в пустыни Австралии, южноафриканским койсанам в Калахари и её окрестности, индейцам Великих равнин и затерянным в Тихом океане гавайцам». На их примере автор предлагает разобраться, что в первую очередь влияет на появление веры и религии.

По мнению Михайлова, занятие человеком сельским хозяйством и скотоводством – отправная точка формирования религий. Ведь ведение земледелия означает наблюдение за погодой, климатом, временами года, составление календаря и главное – сельскохозяйственные работы объединяют людей. Согласитесь ли вы с этим утверждением, прочитав книгу?

Следующая точка – отношение к смерти. Большинство народов мира чтут могилы предков. Племена санов (бушменов) после быстрых и простых похорон в тот же день собирались и переходили на другое место стоянки, потому что боялись находиться рядом с мертвецами. Если австралийцы верили, что души умерших возвращаются, то саны знали, что это не так. У соседей сан – кой-коин – могилы предков были почитаемым местом. Почему такая разница в отношении к смерти?

Почему человек начинает верить в высшие силы? Как появляются верования? Влияет ли окружающая среда на формирование религии и её ритуалы? И возможно ли в современном мире появление новых религий?

«Ранжировать убеждения и фантазии людей следует с большой осторожностью. Кто сказал, что мифы о боге-богомоле менее поэтичны, чем предания о Будде или христианские Евангелия. Однако вполне корректно будет сказать, что буддизм и христианство с их философскими рассуждениями и развитой письменной традицией были созданы более сложными организованными обществами. Это вовсе не означает, что эти общества лучше. Спор о том, что лучше цивилизация или жизнь простых племён, ведётся столетиями и может длиться до бесконечности».

Хранение: ЦГБ, Ф1.

 

Протеро, Стивен. Восемь религий, которые правят миром: все об их соперничестве, сходстве и различиях / Стивен Протеро ; перевод с английского Кльяны Сапциной. – 2-е изд. – Москва : Эксмо, 2024. – 395, [5] с. ; 24 см. – (Религия. История Бога).

Автор книги, Стивен Протеро – преподаватель религиоведения Бостонского университета, знакомит читателей с мировыми религиями человечества: христианством, исламом, конфуцианством, индуизмом, буддизмом, иудаизмом, даосизмом, религией йоруба.

С 60-х годов двадцатого века существует мысль, что «конкурирующие религии, по некой удивительной прихоти воображения представляют собой одно и то же, и эти взгляды эхом повторяет массовая культура». Так ли это?

Изучая мировую историю, можно прийти к выводу о том, что религия не играла в событиях прошлого значимую роль. Но религия не существует отдельно от людей, делающих историю. «Невозможно понять политику Индии и экономику Китая, ничего не зная об индуизме и конфуцианстве».

В каждой из восьми представленных религий рассматриваются характерные особенности. Например, «в христианстве: проблема – грех; решение (или цель) – спасение души; метод достижения спасения – определённое сочетание веры и добросовестной работы; примеры для подражания, указавшие этот путь, – святые в католичестве и православии и простые верующие в протестантизме».

Расположены религии в книге не в хронологии их появления, а по степени влияния, которая выражается в количестве приверженцев той или иной веры. Представлены не только положительные, но и возможные негативные черты, но автор не даёт им оценку. Это работа читателя. «Для того, чтобы принять мир таким, какой он есть, нам необходима религиозная грамотность. Мы должны иметь представление об основных убеждениях и практике мировых религий. Пришло время рассмотреть великие мировые религии такими, какие они есть на самом деле – в их бесславии и славе»

В заключительной главе Протеро рассуждает об атеизме, о мыслящих, сердитых и дружелюбных атеистах. «Символ веры у атеистов явно имеется. Есть этический кодекс. Некоторые собираются в общины».

Можно ли атеизм также приравнять к религии?

Хранение: ЦГБ, Ф1.

 

Пархоменко, К. В. Дневник священника. Мысли и записки: [биографические заметки : 16+] /Протоиерей Константин Пархоменко. – Москва : Эксмо, 2023. – 269, [3] с. ; 21 см.

Протоиерей Константин Владимирович Пархоменко служит в Свято-Троицком Измайловском соборе Санкт-Петербурга.

Идея записывать услышанные и увиденные истории пришла не сразу. Первые годы священства автор полностью погрузился в Служение. Но постепенно стал ловить себя на мысли, что обычные люди совсем ничего не знают о жизни священника, тем более у батюшек вырабатывается «привычка помалкивать о своём служении или отмахиваться: ну служим, Богу молимся, да что тут говорить…»

Константин Владимирович рассказывает о своём пути к вере. Был, как все советские школьники – неверующим пионером и комсомольцем. Но в 1991 году поступил в духовную семинарию.

Как и у всех, студенческие годы – самые запоминающиеся: «Ты ещё полон сил, надежд, будущее неопределённо и прекрасно…» Смешные и грустные историй периода учёбы: о преподавателях, о жизни в общежитии.

С третьего курса семинаристы на утренних и вечерних молитвах говорят проповеди. «Это страшно. Перед тобой не пара десятков благочестивых старушек, а море глаз студентов. И ты читаешь в их глазах отнюдь не благочестивое внимание, а неприкрытую иронию. Твоя проповедь может обернуться конфузом, а то и позором». Как семинарист готовился, справлялся со страхом перед аудиторией, разрабатывал артикуляцию, и кто сейчас является примером в проповедных речах для протоиерея Пархоменко.

За двадцать пять лет служения накопилось множество дневниковых записей, с которыми автор решил поделиться с читателями.

«Мне показалось, что то, что я писал на память для себя, может оказаться интересным, полезным и другим. А главное, вы сможете приоткрыть для себя внутренний мир человека, предстоящего у престола и ежедневно исполняющего свои пастырские обязанности».

Хранение: ЦГБ.

 

«Религии помогли нам справиться с природой. И теперь мы ищем духовное единство не с дикой планетой, на которой каждый хищник смертельно опасен для вооруженного австралийским копьём или койсанскими стрелами охотника, а с творение собственных рук. Мы поменялись с природой местами. Теперь уже не она определяет наши религиозные взгляды, привычки и склонности». Константин Михайлов, религиовед.

 

Больше книг по интересующим темам поможет выбрать электронный каталог.

Елена Коврова,
главный библиотекарь
функциональной группы комплектования и обработки
Центральной городской библиотеки

Книжные новинки для детей

Просмотров: 63
МБУК Краеведческий музей Карта сайта
Контакты
Сообщить об ошибке
Вакансии
Мобильная версия сайта

Вверх

Этот сайт использует файлы cookies для более комфортной работы пользователя. Продолжая просмотр страниц сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookies.