В литературе существует множество жанров. Предлагаем нашим читателям остановиться на рассказе. Считается, что он отличается от романа простым сюжетом и краткостью. Но эти небольшие по объёму произведения, в которых нет ничего лишнего, порой не уступают по содержанию полновесным книгам. Автор даёт несколько ярких штрихов чувств, поступков, пейзажа и всё становится ясно. Ведь самые простые события, которые происходят в нашей жизни, могут рассказать о чём-то важном. Рассказы нельзя читать залпом. Лучше прочитывать их не торопясь, 1-2 новеллы за вечер. И поразмышлять над прочитанным, пропустить через себя мысли и чувства автора или героев. Рассказ – изумительный жанр литературы, где на каждом шагу встречаются сюрпризы и неожиданности. Слаповский, А. И. Туманные аллеи: рассказы : [16+] / Алексей Слаповский. – Москва : АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2019. – 507, [5] с. ; 21 см. – (Классное чтение) Алексей Слаповский – один из самых непредсказуемых современных российских авторов. Известный прозаик, драматург, сценарист четырежды был финалистом Букеровской премии с романами «Первое второе пришествие», «Анкета», «День денег», «Качество жизни» и дважды становился финалистом «Большой книги» с произведениями «Синдром Феникса» и «Большая книга перемен». Книги этого писателя переведены на все основные европейские языки. Его новый сборник рассказов, перекликаясь с бунинскими «Тёмными аллеями», представляет собой энциклопедию любви и страсти. Многие сюжеты Ивана Алексеевича угадываются и в рассказах Слаповского. За полтора столетия наша жизнь существенно изменилась, но насколько изменились чувства и отношения? Каждый рассказ предварён эпиграфом из бунинского сборника. Автор не пробует переписать Бунина: ведь повторить его нельзя, сравнить тоже. В интервью А. Слаповский отмечает: «Каждый пищущий хочет запечатлеть себя и своё время, и Бунину это блистательно удалось. Вот и мне захотелось соорудить что-то вроде собственной энциклопедии советской и постсоветской жизни». Алексей Иванович знает достаточно подобных историй, некоторые случались с ним самим, некоторые – с друзьями и знакомыми. И в этих рассказах, написанных простым лёгким слогом, автор пробует сравнить два времени, уловить перемены в людях, в языке, в отношениях. На страницах рассказов царит любовь во всех своих проявлениях: глубокое светлое чувство или интрижка, счастливая или несчастная, безответная… Его герои не аристократы, а самые обычные персонажи: бабушка неумело молиться Богу, мама с дочкой ссорятся в электричке, женщина, убившая мужа, не может простить его за пощечину, Володя пытается вспомнить, почему он расстался с любимой 30 лет назад. Они живут, надеются и ищут свою любовь среди точных зарисовок современного быта 80-90х годов прошлого столетия. Кто-то её ищет и находит. Кто-то не может найти свою половинку всю жизнь. А кому-то она и вовсе не нужна – так проще жить. После прочтения сборника «Туманные аллеи» остаётся лёгкая грустинка: как же всё-таки неуловима и непонятна любовь…Благодаря этому сборнику, как-то иначе смотришь на творчество Ивана Бунина, хочется снова открыть «Тёмные аллеи» и перечитать.
И тогда я поняла: 95 честных историй о жизни как она есть : [запрещено для детей : 18+] / автор-составитель Дарья Пахтусова. – Москва : Эксмо, Бомбора, 2021. – 331, [5] с. ; 21 см. – (Книги, которые все ждали) Даша Пахтусова – правнучка мореплавателя Петра Пахтусова, переводчик и путешественница. Оказавшись без денег в США, она вернулась в Москву через 4 месяца. С тех пор путешествия стали её образом жизни. Даша пересекала Северную и Южную Америку, выживала в пустыне в Чили, притворялась своей под паранджой в мусульманских странах, работала с дикими кошками в джунглях Боливии, ездила по России, спасала мир вместе с «Гринпис», строила дом на дереве в Карпатах, находила и теряла друзей… В 2015 году Даша создала свой блог «Можно всё», который моментально стал популярным. Её цитаты разлетелись по сети без подписи. В 2019 году на основе своих публикаций она написала книгу «Можно всё» о 7 годах жизни в дороге. Её новая книга «И тогда я поняла» представляет собой сборник из 95 женских историй. Даша предложила своим читателям выпустить книгу вместе. Ведь у каждого из нас есть своя невероятная история. У каждого из нас – свои уроки, провалы и победы. Вся наша жизнь – это путь к совершенству. Научимся ли мы чему-нибудь на опыте других? Даша просила придерживаться только одного правила: в тексте должны быть слова «И тогда я понял». Но так случилось, что письма приходили только от девушек. Истории в сборнике идут друг за другом по мере поступления писем на Дашину почту. 95 девчонок делятся своим сокровенным опытом, размышляют о жизни и смерти, рассказывают о любви и предательстве, о боли и стремлении к победе. 95 судеб, со своими впечатлениями, эмоциями и уроками. Все истории разные по стилю, некоторые состоят из нескольких предложений, другие – растянулись на несколько страниц. Но каждая невероятно интересная. Авторами стали актрисы и писательницы, пианистки и врачи, студентки и режиссёры, гимнастки и химики, мамы и дочки. Многие из них не имеют к писательству никакого отношения. Где-то смеёшься, где-то плачешь и понимаешь, что жизнь имеет много разных граней. Какие уроки вынесли девушки из случившегося с ними? Кто-то понял, что есть любовь с первого взгляда, что «любовь – это подарок». Таких историй большинство. Кто-то осознал, что «для детей слишком больно терять своих родителей». А увидев умирающего ребенка, пришли к выводу, что в смерти нет ничего романтического. Многие девчонки узнали, что «такое предательство и как гадко ощущается несправедливость». Те, кто любит путешествовать, поняли, что за пределами дома «просыпается любопытство к неизвестному и оголяются эмоции». А побывав в эмиграционной тюрьме в Бангкоке, Наталья узнала, насколько условно понятие свободы. Воздушная гимнастка сорвалась во время исполнения номера и провела на больничной койке более 9 месяцев. За это время она много передумала, осознала, что не каждая мечта сбывается. Но гимнастика осталась для неё такой же прекрасной. И оказывается, очень «важно ценить моменты, видеть и чувствовать счастье даже в мелочах». Книга читается легко, многие истории задевают за живое, заставляют задуматься над своей жизнью. На каждой странице откровенные признания, путешествия, приключения, любовь и предательство. Это и есть наша жизнь, в которой хаотично перемешиваются моменты грусти и веселья, боли и любви.
Драгунский, Д. В. Третье лицо: рассказы, повести : [16+] / Денис Драгунский. – Москва : АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2021. – 411, [5] с. ; 21 см. – (Проза Дениса Драгунского) Денис Драгунский – журналист и писатель, популярный блогер, мастер короткого рассказа. Кандидат философских наук, автор множества публицистических и научных статей, переведенных на английский, немецкий, итальянский и японский языки. Стал финалистом конкурса «Книга года» 2009 с книгой рассказов «Нет такого слова» и Премии И. П. Белкина 2013 с повестью «Архитектор и монах». Автор четырех пьес и сценариев к четырем кинофильмам. В новую книгу писателя «Третье лицо» вошли рассказы с неожиданным финалом. Все рассказы автор публикует сначала на своей странице в Фейсбуке, поэтому фанаты их уже знают. В сборник входят житейские истории, в которых Д. Драгунский раскрывает души людей, их характеры и поступки, вытаскивает их них гниль и подлость. В каждом из нас есть какая-то червоточина: хитрость, жадность, изворотливость, алчность…Читать об этом грустно. Но мрачности в рассказах нет. Эти новеллы с неожиданными развязками заставляют задуматься, посмотреть на жизнь как бы со стороны. Автор уделяет много внимания сложностям во взаимоотношениях, но говорит об этом с какой-то лёгкой иронией. Например, в рассказе «Страх. Рассказ моего приятеля» герой в 49 лет женился на женщине намного моложе себя. И осознал, что ему страшно заводить ребёнка: «детские болезни, в школу провожать, город такой опасный, кругом извращенцы, мальчишки побьют, в школе буллинг,…репетиторы, шмотки, гаджеты…». Но и остаться одному в 65 тоже страшно. В рассказе «О последнем свидании и милосердии» обсуждается тема «Что может быть горше последнего свидания?». Учитель утверждает, что это предпоследнее свидание, когда теплится обманчивая надежда, что это ещё не конец. И милосерднее будет не ходить на него. И даже подсказывает, как понять, что оно предпоследнее. В рассказе «Наследство» герой обсуждает с женой и любовницей, что делать с наследством: принимать или отказываться. И поражается, как они одинаково мыслят. И после всех метаний возвращается к своей жене и отказывается от наследства. Все сюжеты вымышлены, но построены они из кусочков реальной жизни. Писатель признаётся, что «у всех героев есть прототипы, а все эти кресла, костюмы, велосипеды – весь этот вещный мир я щупал своими руками». Здесь всё, как в жизни: невозможно предугадать, что случиться дальше.
Сенчин, Р. В. Петля: совсем новая проза : повесть, рассказы : [16+] / Роман Сенчин. – Москва : АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2020. – 379, [5] с. ; 21 см. – (Актуальный роман) Новый сборник Романа Сенчина вышел под заголовком «Совсем новая проза» и содержит всего 11 рассказов. Как всегда, это настоящая мужская проза: простая, прямая, жёсткая, вскрывающая социальные пороки. Ситуации, встречающиеся в рассказах, можно описать словами: неумение, неблагодарность, нежелание, неспособность. Например, в рассказе «Очнулся» герой, немолодой мужчина каждый год приезжает в отпуск к родителям в деревню и проводит время, занимаясь любимым хобби. Ему интересен только огород, а за другие дела он берётся с большой неохотой. С местными он не знакомится и не сближается, просто равнодушно здоровается со всеми. В последний приезд, он поссорился с соседями, которые помогали его матери и отцу. При этом даже не задумывается, что его старенькие родители нуждаются в помощи, а между соседями установились свои добрые отношения. «Культуры нет, а душа есть…, – замечает мать, – ты приехал – уехал, а мы с ними каждый день». Рассказ «Петля» основан на реальных событиях. Его герой – журналист Антон Дяденко, который идёт против власти и бежит из родной страны. Прототипом его стал Аркадий Бабченко, участвовавший в инсценировке собственного убийства на Украине. На следующий день он воскрес. Портрет и биография героя нарисованы с документальной точностью, сохраняется даже дата «убийства» – 29 мая 2018 года. Чтобы убедиться в этом, достаточно просмотреть различные информационные источники о нём. Читатель может проследить, как человек становится мразью. И это мерзкое ощущение петли на шее останется с ним навсегда. Кстати, многие рассказы сборника о той петле, в которую человек сам себя умудряется загнать. Рассказы отличаются реалистичностью, психологизмом, автор умеет зафиксировать и передать текущий момент. Роман – хороший рассказчик: читаешь вроде простые слова и предложения, а видишь перед собой реальную действительность. Все рассказы разные по содержанию, поэтому и эмоции вызывают разные. Но все заставляют задуматься о своих личных поступках и качествах. В одном из рассказов писатель говорит о том, как может измениться жизнь человека всего за полчаса, автор говорит в одноимённом рассказе. В магазин зашла красивая пара, «будто специально подобранные друг другу». Обоим слегка за двадцать, обручальных колец нет, но обнимают друг друга уверенно-спокойно. Им предложили сделать тест на ВИЧ и результат ошеломил: «Полчаса назад сюда вошли сильные, полные жизни самец и самка, а вышли сгорбленные немощные старики. Поддерживающие друг друга, чтобы не упасть». Книга вошла в лонг-лист премии «Большая книга» 2021 г. Предисловие написано литературным критиком В. Пустовой. Она отмечает, что автор пишет о людях среднего возраста, чего-то уже добившихся и к чему-то стремящихся: «Перед нами рывок писательского таланта к новой зрелости». Эти и другие рассказы можно найти в электронном каталоге. Изучала жизнь, читая рассказы современных писателей, | |
Просмотров: 388 |