Край земли, где на скалах родятся циклоны,
Распускаются бурные розы ветров, Каменеют берёзы на обрывистых склонах, Словно жёны, в моря проводив рыбаков… Камчатский поэт Эмиль Куни Дата 1 июля считается днём рождения Камчатского края. Именно в этот день в 2007 году на карте федеративного устройства Российской Федерации появился новый субъект, объединивший Камчатскую область и Корякский автономный округ. Камчатка! Далёкий, экзотичный, дикий и загадочный край. Долгое время на земле этой вовсе не было людей, зато привольно и хорошо жилось животным и птицам. Понять душу Камчатки, прикоснуться к её первозданной природе, узнать больше о живущих здесь людях и увидеть неповторимые пейзажи поможет творчество камчатских авторов. Коренев, Р. А. Море. Тундра. Собаки : повести : [16+] / Радмир Коренев. – Петропавловск-Камчатский : Новая книга, 2020. – 486, [2] с., [4] л. цв.фот. ; 22 см. Имя Радмира Коренева хорошо известно камчатцам. Это человек удивительной судьбы. Член Союза писателей России, старейший член Камчатской писательской организации, по профессии – капитан дальнего плавания. За его плечами две кругосветки. Родился он в 1929 году в семье рыбака – почти ровесник века. В полтора года остался без матери. До 14 лет воспитывался дедом и бабкой в Приморье. В 14 совсем осиротел: умерли и дед, и бабушка. Два года бродяжничал, в 16 лет устроился матросом-юнгой на судно. Так в море он нашёл своё призвание. Там же он начал сочинять стихи, а за стихами появились и прозаические произведения. Кроме того, 20 лет Радмир Александрович Коренев учил детей писать стихи и прозу. Сначала проводил занятия в школах, а потом открыл Школу юных литературных дарований. Книга «Море. Тундра. Собаки» поделена на три части. Большую часть книги составляет морская проза, «Тундра» – самая маленькая, а собаки – это вторая любимая тема у Радмира Коренева после моря. В «морскую» часть вошли две автобиографические повести: «Босяк по кличке Капитан» и «Отрывок цепи». Главный герой повести «Босяк по кличке Капитан» – Стёпка Кряжев – пострелёнок лет десяти-одиннадцати на воспитании у деда Гаврилы и бабушки Марии. Он же первый заводила среди деревенских детишек. Поэтому ребята прозвали его Капитаном. Стёпка жил как у Христа за пазухой у деда и бабки, пока не случилась беда: тигр задрал несколько деревенских коров. А корова в деревне – это вторая кормилица после земли. На деревенской сходке попросили деда Кряжева извести тигра. Стёпка увязался с дедом на охоту за опасным хищником. Охота была неудачной: тигр смертельно ранил деда, внук привёз деда домой. Последние дедовы слова Стёпка запомнил навсегда: «Надо быть добрым, честным и справедливым». После смерти деда Стёпка и бабка Мария ещё какое-то время жили в деревне, но потом всё же перебрались во Владивосток к дочери стариков – Антонине, Стёпкиной тётке. В городе мальчишка, чтобы не быть нахлебником, брался за любую работу, а деньги отдавал бабушке, но этого не хватало даже на продукты. Город был ему противен: каждый сам по себе, бесконечная и бестолковая сутолока, отсутствие друзей. Единственной радостью были книги у тётки. В какой-то момент Стёпка познакомился с Куцым и его кодлой. Куцый стал его втягивать в хулиганку. Но Стёпка быстро понял, что ему с ними не по пути, да и сказывалось воспитание деда: надо быть честным, добрым и справедливым. Чтобы не скатиться на дно, паренёк нанялся матросом на теплоход «Игарка». Так началась новая страница жизни повзрослевшего Степана Кряжева. Не менее интересны рассказы Коренева про тундру и собак. Сочувствие вызывают Аппакыч, старый коряк-охотник, и его друг-собака Согжой, которые помогли выбраться из болота своему противнику Добробабе. После рассказа «Ник» появляется желание узнать судьбу щена Ника: оставит ли его в живых охотник в награду за свою жизнь или исполнит обещание, данное раньше. Петров, А. В. Дикая Камчатка : рассказы : [16+] / Андрей Петров ; [худож. Д. П. Лопатин]. – Петропавловск-Камчатский : Новая книга, 2017. – 249, [1] с. : ил. ; 17 см. Андрей Васильевич Петров – камчатский писатель, пенсионер МВД. Родился и вырос на Камчатке, с детства обошёл всевозможные дикие камчатские места, попутно охотился и рыбачил. Выйдя на пенсию, с 1990 года занимался предпринимательством, был депутатом Законодательного собрания Камчатской области, возглавлял управление Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю. Как человек деятельный, на пенсии он наверняка бы не смог просто и тихо сидеть дома. В его рассказах в полной мере чувствуешь любовь к своему суровому краю и уважение к его достойнейшим представителям из коренных народностей. Некоторые герои книги получились легендарными личностями: Апача, Амен, Анька, Христофор Данилович Яганов и ещё многие другие. Легендарные в том понимании, что о них можно бесконечно рассказывать и слагать легенды: как героические, так и юмористические. Второй, после автора, герой книги – Амен – Виталий Безуглов. Вместе с Аменом Андрей Петров объездил-обошёл Корякию, север Камчатки. Они сдружились ещё со школы, основой дружбы стали общие рыбацко-охотничьи интересы. Анька – сестра Амена, единственная, к кому тот прислушивался и считался с её мнением. Анька была старше Амена на десять лет и даже, будучи уже почтенной сорокалетней матроной, всё равно звалась по-прежнему Анькой. «Она была заядлой рыбачкой и ловко стреляла из ружья, знала все ягодные и грибные места». По молодости лет не отличалась трезвым поведением, но со временем изменилась и резко бросила пить. «Она обрела совсем другое направление в жизни и гоняла бичей не только фигурным пятиэтажным матом – могла применить и рукоприкладство». «Эти же методы Анька применяла и к братьям: она навела идеальный порядок на месте их рыбалки…» Даже к медведям Анька применяла тот же арсенал воспитательных средств, только к рукам добавился длинный шест. Александр Белоус – «профессор тайги» – очень сильно походил на Гойко Митича, известного «киноиндейца». Наверное, поэтому Белоус получил прозвище Апача. «… с кудрявыми чёрными патлами до плеч, перетянутыми красной лентой… был голубоглаз и хорошо скроен». С малых лет занимался добычей пушнины, за утро легко пробегал на лыжах по двадцать пять километров. На лыжне получил кличку «Бешеный» за запредельную скорость. Ему прочили блестящую спортивную карьеру, но он отказался, сославшись на болезнь матери. Друзья пытались переубедить Апачу, но он только сказал: «Я знаю, что делаю», – сказал как отрезал. «И всегда при разговоре с ним возникало ощущение, что он посвящён в нечто, чего другим знать не положено». По ходу книги автор раскрывает секреты экипировки охотника, поразительные случаи взаимопомощи зверей в дикой природе. Для читателей, не посвящённых в охотничьи тайны, может стать открытием количество пород уток, деление этих пород на благородные и низкие. А про некоторые байки, похожие на истории барона Мюнхгаузена, так и хочется сказать: «Не может быть!» Сафонов, П. А. Записки северянина : рассказы : [16+] / Павел Сафонов. – Санкт-Петербург : Маматов, 2017. – 558, [2] с. ; 22 см. События, описываемые в книге, происходят в Ачайваяме (селе на севере Камчатки, в Олюторском районе) на протяжении пяти лет: с апреля 1975-го по апрель 1980 года. Главный герой Пётр Велесов – молодой человек тридцати лет. Он работает слесарем в мехпарке, обслуживает технику, помогает водителям вездеходов. Петя – романтик-идеалист, но при этом человек практичный. Отношения с коллективом натянутые: он не пьёт горькую, не курит, не лодырничает. «В мехпарке особенных сложностей нет. Главное – вовремя приходить на работу и вовремя уходить. Последнее важнее». На протяжении пяти лет его трижды пытались уволить: сначала директор совхоза, потом механик мехпарка. В последний раз собрались все: и директор, и механик, и коллектив. Но никто не смог справиться с этой задачей. «Рабочий всегда под защитой закона, если он законов не нарушает. Ему достаточно вовремя приходить на работу, не пьянствовать на рабочем месте, не прогуливать, и он – лицо неприкосновенное. Ни один вышестоящий начальник, будь то админитратор или партийный деятель, вплоть до генерального секретаря, ничего с ним не сможет сделать…» Петя на протяжении тех же пяти лет в одиночку пытается дать бой всеобщей расхлябанности и безответственности. Кто же победит: Пётр – разгильдяйство, или Петра – несознательное общество?.. Тришкин, В.М. Живопись : [альбом] / Виктор Тришкин ; [авт.-сост. А. Черкашина]. – Петропавловск-Камчатский : Камчатпресс, 2020. – 160 с. : ил. ; 28 см. Заслуженный художник России Виктор Михайлович Тришкин родился 8 апреля 1940 года в Саратовской области. В 1949 году мать перебралась вместе с детьми на Сахалин в посёлок Скалистый, отец погиб на войне. С самого детства Виктор Тришкин был увлечён рисованием. Музыка была его второй, не менее сильной страстью. Желание рисовать и играть на музыкальном инструменте были одинаково сильны. Рисованию, как и музыке, специально нигде не обучался. Уже подростком пробовал поступить в музыкальное училище в Хабаровске: готовился самостоятельно, упорно, но слушания не прошёл. Так сама судьба помогла будущему художнику определиться с призванием. В 1966 году переехал на Камчатку. С 1967 года – участник городских, областных, краевых, зональных, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок. С 1976 года является членом Союза художников СССР, ныне России. Виктор Тришкин – мастер уникальных пейзажей и натюрмортов, отражающих характер природы Камчатки и народов Севера. Как признаётся сам художник: «Натюрморт изначально был моим первым увлечением. И лишь затем появилась тяга к пейзажу». Большую часть альбома составляют пейзажи, натюрморты уступают им по количеству. Виктор Тришкин владеет разными техниками и приёмами живописи, мастерски смешивая их между собой на одном полотне. Так, в картинах «Бухта Русская», «Камчатская осень», «Тундра. Белые ночи» встречаются элементы, написанные в технике пуантилизма. Они органично вплетаются в общий фон картин, написанных в более реалистичных лессированных техниках. Помимо природных, есть у Виктора Тришкина и индустриальные пейзажи: «Забой в бухте Наталии», «Первая встреча», «Мыс Сигнальный. Угольная», «Мыс Сигнальный. Сопка Никольская». Эти полотна уже отличаются детальной прорисовкой, да и сама тематика картин не допускает отступления от реализма. Нельзя обойти вниманием натюрморты художника. При взгляде на картину «Грибная ностальгия» вспоминаются запахи грибов, среди них различается особый груздёвый дух, а во рту можно ощутить приятную сладкую кислинку рябины. Есть у художника и картины «тихой жизни вещей» с национальным колоритом: «Корякский натюрморт», «Нымыланская кухня», «Эвенский натюрморт», «Снаряжение оленевода Вантуляна. Село Ачайваям». Узнать больше о природе, истории и культуре Камчатки и Вилючинска помогут статьи и материалы краеведческого раздела сайта и книги из фонда библиотеки. Путешествовала по заповедным местам и камчатскому северу
Ольга Хамарханова, библиотекарь 2-й категории библиотеки-филиала № 1 | |
Просмотров: 671 |