MENU

Современная проза

Современная русская проза, как один из инструментов познания мира, позволяет понять и узнать что-то новое о своем поколении, стране и о себе. Среди новых имен немало тех, чьи романы вызывают восторженные отзывы критиков и завоевывают литературные премии. Продолжаем знакомить вас с творчеством талантливых дебютантов. Надеемся, что представленные книги не оставят вас равнодушными и пополнят список любимых авторов.

Гаврилов, Степан. Опыты бесприютного неба : роман : [запрещено для детей : 18+] / Степан Гаврилов. – Москва : Эксмо, 2020. – 285, [3] с. ; 19 см. – (Funky books).

Амбициозный и провокационный дебютный роман молодого автора из Челябинской области Степана Гаврилова называют «книгой для молодых – и неважно, какого они возраста».

«Ситуация такая: я сжимаю зубы. Только не так, как обычно, не так, как сжимают зубы все люди. Я сжимаю их в руках. Точнее, даже не сами зубы, а сумки с зубами. Я зубанос…»

Так начинается история главного героя романа, рожденного на закате СССР в небольшом городе на Урале. Мы погружаемся в воспоминания и знакомимся с жизнью героя: с первыми его нежными чувствами к однокласснице; с гопником, который трясет студентов местного техникума; с начинающими криминальными деятелями. Вместе с ним переезжаем сначала в Москву, а затем в Питер. Наблюдаем, как герой пытается справиться со свободой выбора и устроиться в неприветливом мегаполисе: ищет халявное жилье, ест халявные пельмени, обзаводится новыми колоритными знакомыми, встречает земляков. Героев и событий в романе много. Сюжет разворачивается стремительно, а персонажи или вписываются в окружающую реальность, или ломаются под силой обстоятельств. Главный герой объясняет, как он дошел до такой жизни. И что теперь, обогащенный прежним опытом, он «вроде как счастлив».

 «Вот и все. Ничего тут больше рассказывать. Я рассекаю по этим пустырям каждый день. Каждый день выхожу и возвращаюсь…Понятия не имею, зачем мы здесь. Мне больше ни за что не стыдно. Мне вообще никак – если говорить в целом. Я поглядываю в бесприютное небо и хочу разгадать пророчество. В моих руках – сумка с керамическими зубами, я несу их кому-то, кому они очень нужны. И если нигде нет моего места, то мое место везде. Разве это не очевидно? По-моему, очевидно».

Это роман о молодости и взрослении, о поиске себя и своего места в мире, о попытке устроиться в жизни. Роман о бесприютности и безысходности.

«Я размышлял: почему ни у кого из нас не получается жить нормально? Ведь все хотят жить всецело нормально, в чем же дело?»

Григорян, Анаит. Поселок на реке Оредеж : роман : [16+] / Анаит Григорян. – Москва : Эксмо, 2019. – 316, [4] с. ; 19 см. – (Новые имена).

Жизненный деревенский роман (уже второй) молодого прозаика, литературного критика и кандидата биологических наук Анаит Григорян о судьбах простых людей, далеких от большого города. Автор достоверно рассказывает об отрезке жизни длиною в несколько дней двух сестер из конца девяностых годов. Но мы понимаем, что у этой истории нет времени, есть только место – отдаленные уголки нашей большой страны.

Главная героиня романа, «раба божия Катерина» Комарова, или Комарица, как ее кличет местная шпана, самая старшая из семи детей неблагополучной многодетной семьи. В свои тринадцать лет ей приходится заботиться о младших братьях и сестрах, уворачиваться от побоев пьяного отца и тяжелой руки матери, бросить школу и работать помощницей продавца. Помогает ей заботиться о младших, бесцельно «шляется» по поселку, подворовывает (например, трусы с кружавчиками) и мечтает уехать в город десятилетняя сестра Лена.

«– Ленка…

– Чё... чего такое?

 – Ты правда хочешь в город уехать?

– А то…

– Кому ты нужна, в этом городе?

– Выйду за городского и уеду...

– За городского ты выйдешь...у тебя и трусов-то приличных нет...»

Судьбы второстепенных персонажей раскрываются на фоне жизни главных героинь. Отец беспробудно пьет и бьет мать, бабку, детей. Мама, когда-то красивая городская девушка, теперь выпивающая, уставшая от жизни женщина. Молодой священник отец Сергий делает добро, старается привести людей к вере, но сомневается в правильности выбора своего пути. Его жена Татьяна – добрая, понимающая и несчастная. Видная продавщица Олеся Ивановна, меняющая женатых поклонников и страдающая от одиночества.

Здесь нет динамичного развития сюжета и законченности истории. Нет авторского отношения ко всему происходящему. А есть лишь наблюдения за жизнью, полной безысходности, где приезд врача из города воспринимается как чудо. Это искренний роман, не об эпохе, а о людях и судьбах.

«Комарова тихо, стараясь не произвести никакого шума… вышла на улицу. Дождь стал сильнее, и, казалось, между небом и землей протянулось множество тонких прозрачных нитей. Она поводила перед собой в воздухе раскрытой ладонью: нити рвались, но тут же соединялись снова, как будто их сшивала невидимая иголка. Комарова прошла по мокрому от дождя полю, вышла на раскисшую дорогу и побрела…»

Вересков, Сергей. Шесть дней : роман : [16+] / Сергей Вересков. – Москва : Эксмо, 2020. – 253, [3] с. ; 19 см.

Атмосферный и актуальный дебютный роман журналиста, культурного обозревателя и книжного блогера Сергея Верескова о любви и нелюбви. Роман не привязан к Здесь нет политики, нет событий, свидетелями которых мы были недавно, но чувствуется, что герои истории – наши современники – представители поколения тридцатилетних.

Саше Негину – главному герою романа – 33года, в его жизни внешне все благополучно. Он успешен, не очень богат, но достаточно состоятелен, чтобы выкупить все купе и рядом не было надоедливых попутчиков. Неожиданная поездка в южный город оборачивается для него неслучайными встречами и невероятными совпадениями.

Лену не любила мать, а ее возлюбленный недавно стал инвалидом, и она с ним рассталась. Герда, сестра Лены, напротив, любимица родителей. Ян ненавидит родных за готовность отказаться от него из-за временных физических недостатков. Роман соткан из множества воспоминаний, ощущений, чувств, мыслей героев.

Нас знакомят с детскими воспоминаниями Саши о потери бабушки. «…темное безглазое чудовище с надвинутым до страшного искривленного рта капюшон, и от него веяло зябким холодом, веяло пустотой. Безжалостное и беспощадное, оно отбрасывало тень на все вокруг…выбираясь по ночам из-под земли, оно принюхивалось, прислушивалось и всегда находило того, кого заберет сегодня. Оно утащило бабушку, оно однажды утащит за собой и его самого».А с помощью дневника матери, в котором она рассказывает о своей болезни, готовят к неизбежности других потерь.

«Еще до замужества мне нравилось вести дневник… Конечно, после рождения Саши я забросила это дело, ведь когда есть семья, то времени на жизнь не остается – на свою жизнь, я имею в виду. Но теперь свободное время появилось – к тому же для первой записи есть отличный повод…»

Роман о том, что очень легко и быстро могут разрушиться и уверенность в будущем, и чувство неизменности. О том, что, сколько бы тебе ни было лет, нельзя откладывать, нужно спешить любить.

«За любовь надо платить любовью. И за родительскую тоже. Знаешь, мне кажется, что родительская любовь – самое ценное, что может испытать или принять человек. В мире совсем немного тех, кому удается встретить какого-то постороннего человека, который способен дать схожее по силе чувство. Если говорить совсем уж честно, я даже не уверена, что такое вообще бывает».

Но, к сожалению, любовь побеждает не все, а ещё её не всем хватает.

Аверина, М. А. Контур человека: мир под столом :  [16+] / Мария Аверина ; иллюстрации Николаенко А. – Москва : Эксмо, 2020. – 412, [8] с. ; 19 см.

Пронзительный и светлый дебютный роман молодой поэтессы, прозаика и педагога Марии Авериной – это хроника России на стыке 80-90-х годов ХХ века сквозь призму сложного, но счастливого детства девочки Маши. Это дошкольные впечатления о «лихих» временах, в которых довелось расти Маше, с позиции уже взрослого человека – «детская» книга для взрослых. Примечательно, что в романе показаны переживания и размышления ребенка и не даются оценки.

Непосредственная, нестандартно мыслящая, смотрящая на мир большими глазами фантазерка Маша живет с Бабушкой. Машина любовь к миру передалась ей от отца. Папа был богомазом – «он мог часами стоять перед пустой белой стеной, которую на завтра начали бы готовить под роспись…отрешенно скользя ласкающим взглядом, и улыбаться какой-то потаенной, светлой улыбкой». Его мало интересовали деньги, во что он одет, что ел. Он любил неслышно исчезнуть рано утром на пару дней. Но однажды он ушел и больше не вернулся. Мама сразу после Машиного появления на свет «занялась спором с Богом: не пора ли ей к нему в ведомство или еще можно немножко потоптать землю». когда мама совсем выздоровела и окрепла, она вынуждена была вернуться на Север: «денег в нашей семье мучительно не хватало». Раннее детство Маша провела в доме ребенка, где «ждала того дня, когда за мной придет Бабушка, возьмет меня за руку, и мы пойдем за ворота этого убогого мира куда-то туда, куда я еще, конечно, не представляла, но точно знала, что мне там будет гораздо интереснее, чем здесь».И вот одним весенним днем, когда цвела сирень, Бабушка приехала одна, а уехали они уже вдвоем. С тех пор Бабушка всегда рядом с Машей. Неидеальная, интеллигентная, с чувством юмора, она заботится о Маше, терпит ее шалости, отвечает на сложные вопросы. Бабушка – это опора Машиной жизни, центр вокруг которого вращается мир. Обделенная любовью в ранние годы, Маша привязана к Бабушке особенно – болезненно.

Очень точно передана атмосфера эпохи 90-х: безденежье, бесконечные очереди в магазинах, талоны на продукты, гуманитарная помощь малоимущим, перестрелки и танки на улице, ваучеры МММ, заряженные Чумаком банки, сеансы Кашпировского, а по телевизору «Богатые тоже плачут». И все это через трогательные, немного смешные, немного грустные истории неугомонной девочки Маши. Она учит летать тлю, чтобы спасти от уничтожения. Сбривает брови, чтобы прийти в новый садик с «другим» лицом. Поддерживает переворот в стране переворотом в садике: «Долой манную кашу!» Когда бабушка уезжает, то отказывается от еды, сна и покидать подоконник. Выезжает встречать «торжественный внос невесты» на горшке. И еще много доброго и светлого, связанного с детскими фантазиями и любовью взрослых.

«– Бабуль, ты зря на меня сердишься, – сказала я. – Это все потому, что я больная.

– Опять хитришь? – заподозрила Бабушка…

– Бабуль, ты просто не замечаешь! Ты же много работаешь, со мной времени на разговоры нет. А воспитательница меня целыми днями воспитывает, ей виднее…

– Господи, да чем же ты больна?

 – Детством! – выдохнула я».

Теплая история про Вчера, которого, «к сожалению, уже больше никогда не будет».

Знакомьтесь с новыми романами, обсуждайте, получайте удовольствие. Приятного чтения книг, которые вы можете найти в библиотеках нашего города.

 

Провела несколько теплых вечеров
в хорошей компании интересных авторов
Екатерина Мельник,
главный библиотекарь
функциональной группы комплектования и обработки
Центральной городской библиотеки

 

Книжные новинки

Книжные новинки для детей

Просмотров: 359
МБУК Краеведческий музей Карта сайта
Контакты
Сообщить об ошибке
Вакансии
Мобильная версия сайта

Вверх