Это чтение, за которым вряд ли получится расслабиться и отдохнуть. В книгах поднимаются темы, до недавнего времени бывшие неким табу, особенно в отечественной литературе: аутизм, гендерное самоопределение, насилие в семье, ненависть к собственному телу, подростковый суицид… Об этом не принято было говорить и уж тем более сочинять книги. Но сколько бы мы ни отвергали людей, которые не такие, как все, сколько бы ни старались закрывать глаза на их проблемы – они были, есть и будут. Читать об этом нелегко, да и писать, наверное, тоже. «Когда хочешь покончить с собой, слова даются ой как непросто. Это влияет на всё, но не в психическом смысле, нет, ощущение вполне физическое: тебе физически тяжело открывать рот и произносить слова. Ты не можешь подумать и произнести что-то как нормальный человек: слова лезут кусками, как будто их перемололи в измельчителе для льда, они скапливаются во рту за нижней губой, и ты спотыкаешься о них. Лучше уж помалкивать». (Нед Виззини) Честные, порой шокирующие произведения для тех, кто осознаёт, что жизнь – разная и хеппи-энд в ней отнюдь не гарантирован. Гептинг, Кристина. Сестренка : [роман : 16+] / Кристина Гептинг. – Москва : Эксмо, 2019. – 187, [5] с. ; 21 см. «Сестрёнка» – вторая книга писательницы, филолога и мамы двоих детей Кристины Гептинг. Её дебютный роман «Плюс жизнь» был опубликован в 2018 году, стал победителем премии «Лицей» и номинантом «Национального бестселлера». В настоящее время готовится его экранизация. Кристина Гептинг пишет о проблемах внутрисемейных отношений, взрослении, понимании и принятии себя, травмах и их преодолении. Сюжет «Сестрёнки» не нов, изложен чётко и просто – именно этим и страшен. Что скрывается за внешне идеальной картинкой дружной семьи? Пьющий отец семейства, с завидной периодичностью распускающий руки. Слабая мать, которая предпочитает делать вид, что ничего страшного не происходит, и видит единственный для себя путь – уход в религию. Дочь, изощрённо издевающаяся над более слабыми одноклассницами и ни во что не ставящая никого из родных. Авторитарная бабушка, не научившая сына любви и состраданию. И то, что шокирует более всего: брат, надругавшийся над собственной сестрой. Какой суд должен осудить героев? С юридической точки зрения, по закону, бесспорно виновен насильник – но он остаётся безнаказанным, да и виновным себя не считает. За издевательства над одноклассницами и пьянство состоит на учёте в милиции дочь Юля. Всё остальное, как принято считать, чисто семейные дела… За них не наказывают. «А потом ты спрашиваешь, почему я не хочу детей, семьи», – говорит Юля матери. История каждого из членов семьи рассказана от первого лица. И становится понятно, что действительно все мы «родом из детства» и что травмы, которые человек получает в собственной семье, влияют на всю его дальнейшую жизнь. Только говорить об этом, как правило, не принято. Некому рассказать, что бьёт и ни во что не ставит муж. Неприлично писать в соцсетях о том, что тебя изнасиловал брат, а бабушка и мама предпочли ничего не заметить. Стыдно и страшно, и порой эти признания осуждаются обществом едва ли не больше, чем собственно насилие. Но только есть боль, которую время не лечит… «Пожалуй, даже себе Полина ни разу не сказала: «Я – жертва», – а уж тем более никому из окружения. А теперь ехала в такси и думала: «Может, и мне поступить так же, как эта Юля – взять и рассказать?.. Может быть, что-нибудь изменится?» «Очень важно – когда рядом есть способные просто выслушать».
Ру, Е. А. Мертвые пианисты : [роман : запрещено для детей : 18+] / Екатерина Ру. – Москва : АСТ, 2019. – 317, [3] с. ; 21 см. – (Виноваты звезды). «Мёртвые пианисты» – дебютный роман молодой петербургской писательницы Екатерины Ру, удостоившийся в 2019 году Гран-при премии «Рукопись года». Главная героиня романа, Надя Завьялова, предпочитает смотреть внутрь себя и жить также – внутри себя, отдельно от всех. У Нади аутизм, поэтому мама называет её идиоткой и умственно отсталой, а бабушка – инвалидом. Всё новое, непривычное как будто сковывает девочку ледяной коркой ужаса, не даёт произносить слова, заставляет прикусывать губы, хлестать себя по щекам. В школе, куда Надю приняли только из уважения к бабушке-учительнице, её просто перестают замечать: письменные задания она выполняет, а у доски не может выдавить ни звука. С одноклассниками не разговаривает и не общается. Порой Надя уже не знает, есть ли она вообще. Разбить этот панцирь постоянного страха и одиночества способна только музыка. «Надя, замерев, стояла на пороге кухни, и ноты из приёмника всё летели на неё. Ноты были похожи на мыльные пузыри, которые однажды незнакомый мальчик пускал во дворе – рядом с ржавой горкой. Вот летят несколько больших, а за ними стайкой – много маленьких и совсем крошечных, еле различимых. Ноты полупрозрачны, округлы, легки… Ноты полностью заполнили собой кухню, заполнили Надю. Надя улыбается – впервые в жизни». Однажды в школе девочка потихоньку пробирается в музыкальный класс и садится за старенькое пианино. И оказывается, что она умеет передавать музыку, звучащую внутри неё, умеет играть. «Надя кладёт пальцы на клавиши. И эти самые пальцы – обычно закостенелые, сжатые в кулачки – медленно расправляются и оживают… Надя идёт. Надя существует. Иначе бы никаких звуков не было». О девочке начинают говорить: «редкий дар», «настоящий талант», «абсолютный слух», «второй Моцарт». Она чувствует в себе перемены, как будто пробуждается от долгого глубокого сна. Одна из Надиных особенностей, характерных для её заболевания, – стремление к непременному составлению списков – рождает внутри неё список умерших пианистов. В нём двадцать два человека – четырнадцать мужчин и восемь женщин. Именно эти мёртвые пианисты в конечном итоге повлияют на судьбу Нади гораздо сильнее, чем реальные люди рядом с ней. Возможно, потому, что список постоянен и незыблем, а люди часто говорят странные вещи и ведут себя тоже странно и непонятно. В книге максимально реалистично описан внутренний мир девочки-аутиста, её взросление, страхи, переживания, попытки упорядочить окружающую действительность, найти опору.
Евгенидис, Джеффри. Средний пол : роман : [запрещено для детей : 18+] / Джеффри Евгенидис ; перевод с английского М. Ланиной. – Москва : РИПОЛ классик, Пальмира, 2020. – 525, [3] с. ; 21 см. Роман «Средний пол» американского писателя греческого происхождения Джеффри Евгенидиса вышел на родине автора в 2002 году и был сразу же объявлен на «Франкфуртской книжной ярмарке – 2002» литературным событием года. В 2003 году Джеффри Евгенидис получил за него самую престижную в Соединенных Штатах Пулитцеровскую премию в номинации «Беллетристика». В России роман впервые был издан в том же 2003 году. Спустя почти два десятилетия это произведение называют в числе лучших американских романов, ставших современной классикой. На обложке книги приводится цитата из The New York Times: «Выдающийся текст на запретную тему». О романе говорят как о самом успешном и масштабном произведении автора. Правда, критики отмечают, что Евгинидис вообще пишет очень медленно и часто переделывает уже готовые тексты. «Средний пол» создавался на протяжении десяти лет. Первые части романа пришлось неоднократно переписывать, чтобы они соответствовали финалу. Книга рассказывает историю девушки Каллиопы, у которой два дня рождения: в январе 1960 года она появляется на свет как младенец женского пола и до наступления возраста полового созревания практически ничем не отличается от других девочек. Но в 14 лет и сама Калли, и родители начинают замечать что-то неправильное. После походов по врачам выясняется, что генетически подросток относится к мужскому полу. Калли – гермафродит: мальчик, родившийся и воспитанный как девочка. По сути, роман представляет собой эпичную семейную сагу. Половина книги излагает историю семьи Стефанидис, бежавшей в Америку от греко-турецкой войны, а во второй половине рассказывается о судьбе их внучки Каллиопы, которая, осознав себя мужчиной, полностью меняет свою жизнь. Повествование ведётся с нескольких временных точек, относящихся к трём поколениям семьи: 1920-е годы, когда Дездемона и Левти Стефанидис покинули Смирну и отплыли в США; 1960-е годы – детство Каллиопы и начало 2000-х годов – условное настоящее главного героя. Язык, которым написан роман, вызывает ассоциации с прозой Гарсиа Маркеса – всё излагается максимально подробно, неторопливо. В книге поднимаются не только вопросы пола, но и причинно-следственные связи: как грехи и тайны семьи отражаются на последующих поколениях? «Одни получают в наследство дома, другие – картины или застрахованные на крупные суммы скрипки, третьи – прославленные имена. Я получил рецессивный ген на пятой хромосоме и несколько редких фамильных драгоценностей». Сам автор в интервью, посвящённом роману «Средний пол», сказал, что проблема пола для него прежде всего связана с индивидуальностью и внутренним ощущением самого человека, независимо от генов и давления окружающих. «В отличие от остальных гермафродитов, о которых сообщалось в прессе, я никогда не ощущал себя не в своей тарелке будучи девочкой. Я до сих пор чувствую себя неловко среди мужчин. Перейти в их лагерь меня заставили страсть и свойства моего организма».
Виззини, Нед. Это очень забавная история : [роман : запрещено для детей : 18+] / Нед Виззини ; перевод с английского А. Зверевой. – Москва : АСТ, Маinstream, 2019. – 444, [4] с. ; 21 см. Нед Виззини – американский писатель, автор нескольких книг в жанре Young Adult (дословно – «молодые взрослые») о проблемах, волнующих молодых людей: учёба, отношения с окружающими, несоответствие ожиданий и реальности, зависимость от интернета и гаджетов, курение «травки»… Писатель родился и вырос в Бруклине, Нью-Йорк. В 1991 году он окончил школу на Манхэттене. Многие персонажи и ситуации из его будущих книг основаны на реальных историях, приключившихся с Недом во время учёбы. Роман «Это очень забавная история» был написан в период с 10 декабря 2004 года по 6 января 2005 года после того, как автор провёл пять дней в психиатрической больнице в Бруклине. Сюжет книги стал основой для одноимённого голливудского фильма, вышедшего на экраны в 2010 году. Через 3 года после выхода фильма Нед Виззини покончил жизнь самоубийством в возрасте 32 лет, оставив жену и сына. Много лет Нед пытался преодолеть депрессию и тревогу, мешающие ему жить, и именно об этом рассказывает на страницах своей книги. Главный герой романа по имени Крейг Гилнер – амбициозный подросток, мечтающий поступить в лучший колледж, окончить хороший университет и получить лучшую работу. К примеру, он не прочь стать президентом. Когда его принимают в престижную и продвинутую среднюю школу на Манхэттене, Крейг считает, что он на правильном пути. Вроде бы – живи да радуйся. Однако его настигает серьёзная депрессия. Учёба, внеклассные занятия, друзья, девушки, электронная почта и тусовки с пивом и наркотиками становятся для него невыносимыми. Однажды ночью Крейг решает покончить с собой. Прежде чем сделать это, он обращается на горячую линию помощи самоубийцам. В результате разговора Крейг отправляется в больницу и попадает в психиатрическое отделение. Так начинается его мегаэкскурсия по психушке. Именно это нетривиальное путешествие, наполненное весьма колоритными персонажами и, как ни странно, юмором, в конце концов помогает Крейгу понять себя и свою болезнь и заново обрести смысл жизни. «…я понимаю: можно когда угодно назвать любую причину на своё усмотрение, и никто тебя за это не осудит. Никто не подумает, что ты слишком уж сумасшедший или недостаточно сумасшедший; и, говоря об этом, заводишь друзей». Книга рассказывает про такой хрупкий внутренний мир подростка; про то, как страшно быть лузером или отвергнутым девушкой, про надежды родителей и навязанные обществом нормы, про нагрузки, страхи, трудности и способы их преодоления. «Конечно, я ещё несовершеннолетний, но мы как-никак четверть жизни проводим в несовершеннолетии, так что надо стараться брать от этих лет всё». «Теперь я буду жить по-настоящему. Жить. Жить. Жить. Жить. Жить». Каждый человек, который встречается нам на жизненном пути, чему-то нас учит. Случается, что мы получаем горький, болезненный, ранящий, но ценный опыт. Так происходит и с книгами. Читайте! Думайте, анализируйте, спорьте, сомневайтесь, плачьте, улыбайтесь, возвращайтесь к запомнившимся эпизодам, перечитывайте любимые страницы. В выборе книг для чтения поможет электронный каталог и, конечно, библиотекари. Всегда рады видеть вас в библиотеке! Сколько книг прочтено – не имеет значения, Борис Слуцкий, «Планета читателей» До встречи! С бесконечной любовью к читателю, | |
Просмотров: 482 |