79 лет прошло с момента окончания самой кровопролитной войны двадцатого века. Представляем книги о тех днях, когда каждый совершал подвиг – на фронте или в тылу, в небе или на земле. Чигирин, И. И. «Неизвестная война» на экране и наяву / И. И. Чигирин. – Москва : Вече, 2020. – 317, [3] с. : ил. ; 21 см. – (1941-1945. Великая и неизвестная война). В 1978 году на экраны вышел двадцатисерийный документальный фильм «Великая Отечественная война». «Во всех кинотеатрах Москвы стояли очереди за билетами. Когда фильм вышел на телеэкраны, на улицах становилось безлюдно, почти из каждого окна доносилась музыка из фильма…». В Соединённых Штатах Америки фильм шёл под названием «Неизвестная война». В середине 70-х годов ХХ века среди американцев был проведён опрос о роли русских в победе над фашистской Германией. Фрэд Винер, президент компании «Airtime International», был поражён результатами. Ведь прошло всего тридцать лет после окончания Второй мировой войны, ещё были живы её участники. «Многие рядовые американцы были уверены, что фашизм был побеждён благодаря американцам. А некоторые вообще считали, что русские воевали на стороне фашистов!» Тогда Винер решил, что необходимо снять документальный фильм о роли Советского Союза во Второй мировой войне. С таким предложением он обратился в посольство СССР. Советская сторона предложение поддержала. Не менее важным было объяснить, почему США стали нашим союзником в войне, хотя и были заинтересованы в военном поражении СССР. Автор книги представляет исторический экскурс об отношениях двух стран от времён открытия континента Америки до 80-х годов прошлого века. В книге приводятся документы, о которых «многие не знают или забыли о его существовании, как и об истории вопроса», например, «Нота Сталина» от 10 марта 1952 года об объединении Германии. Художественным руководителем проекта стал Роман Лазаревич Кармен. Он прошёл войну с 1941-го года оператором и кинохроникёром в составе действующей армии. Директором-организатором съёмочной группы – Фабиан Могилевский. Над созданием эпопеи работало 14 режиссёров, 20 монтажёров, текст был написан 11 авторами, а музыка – 6 композиторами. Во время работы над фильмом не обходилось без споров и разногласий. Ведь у каждой стороны была своя война. «Американцы не могли понять, почему севастопольский матрос, бросающийся под танк со связкой гранат, – герой. «Я понимаю их точку зрения, – говорил Игорь Григорьев (режиссёр фильма). – У них не было войны на своей территории. Они всегда воевали в других странах. Они просто не понимали чувств русского солдата, что он должен был не пустить врагов в свой дом. Для них они были камикадзе». Автор знакомит с содержанием каждой серии, даёт исторический комментарий событиям, которым она посвящена, а также тому, что не вошло в сериал. «В этом фильме удалось систематизировать огромное количество киноматериала – более трёх миллионов метров киноплёнки, – отснятого советскими кинооператорами на всех фронтах. Это кадры, сделанные в тяжёлые дни отступления в 1941 году, блокада Ленинграда, победы в Московской битве, в Сталинграде, на Курской дуге и штурм Берлина. На всех фронтах работало 236 кинооператоров, сорок из которых погибли на боевом посту, оставив для Истории бесценные плёнки».
Соколов, Б. В. Тайны фильмов о Второй мировой войне / Б. В. Соколов. – Москва : Вече, 2019. – 285, [3] с. ; 21 см. – (1941–1945. Великая и неизвестная война). Автор обращается к фильмам о Великой Отечественной войне, «которые можно назвать историческими, поскольку они посвящены конкретным историческим событиям». Раскрываются истории создания сценариев, съёмок фильмов, прототипов героев; событий, на основе которых сняты фильмы. Также читатель понимает, как появляются мифы о войне после просмотра «неисторического» кино. Вслед за стихотворением «Жди меня», посвященным жене Валентине Серовой, Константин Симонов написал одноименную пьесу, на основе которой затем появился сценарий фильма. Его премьера состоялась 1 ноября 1943 года. Прототипом главного героя стал Герой Советского Союза, лётчик-истребитель капитан Владимир Николаевич Залевский. В одном из боевых вылетов он был сбит и взят в плен, откуда бежал и встретил разведчиков-партизан. В 2007 году в № 5 журнала «Родина» была опубликована статья В. Макарова и В. Христофорова «Загадка для «Цеппелина», где приводились архивные документы о радиоигре подразделений СМЕРШ с июня 1943 года по апрель 1945 года. Эта история стала основой военного детектива Вадима Кожевникова «Щит и меч», по которому в 1968 году был снят одноимённый фильм. Прообразами главных героев были советские разведчики Виктор Бутырин и Николай Юрьев. Предложение Бутырина о возможном убийстве Сталина заинтересовало нацистов, и для реализации плана их перебросили в Москву. Оттуда в Берлин стала поступать «секретная» информация. И всё же немецкая разведка стала сомневаться в напарниках… Киноэпопея о штандартенфюрере Максе Отто фон Штирлице по роману Юлиана Семёнова «Семнадцать мгновений весны» вышла на экраны в августе 1973 года. Действие происходит в конце войны, весной 1945-го, когда планировались сепаратные переговоры Германии с США. Образ главного героя романа и фильма собирательный. В книге Б.В. Соколова приводится три версии его жизни: по воспоминаниям генерал-лейтенанта госбезопасности Павла Судоплатова, начальника РСХА Вальтера Шелленберга и очерку сотрудника разведки Эдуарда Шарапова. А фильм Леонида Быкова «Аты-баты, шли солдаты…» снят на основе реальных событий, произошедших в 1943 году под Харьковом: «бой взвода истребителей танков под командованием лейтенанта Петра Николаевича Широнина, который удерживал позиции против немецких танков со2 по 6 марта». Автор разбирается в гипотезах о возможных реальных героях и событиях, которым посвящены фильмы о танкистах: «Подвиг Фархада, «Каждому своё, «Жаворонок» и «Т-34». А вы знали, что повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» в 2005 году экранизировалась китайским режиссером Мао Вэйнином? Было снято 19 серий для Центрального телевидения Китая. А фильм «Офицеры», события которого охватывают период с начала 1920-х до конца 1960-х годов, был снят всего за один год. Кто был прототипами Алексея Трофимова и Ивана Вараввы – узнаете из книги.
Бортаковский, Т. В. «Наградить… посмертно» : непростые судьбы Героев Советского Союза / Т. В. Бортаковский. – Москва : Вече, 2019. – 348, [20] с. : ил., портр. ; 21 см. – (1941 – 1945. Великая и неизвестная война). За боевые подвиги во время Великой Отечественной войны к званию Герой Советского Союза – высшей степени отличия в СССР, которой удостаивали за совершение подвига или выдающиеся заслуги во время боевых действий, а также в мирное время, – представлены более одиннадцати тысяч человек. Три тысячи – посмертно. Но на войне случается всякое. «В книге представлены биографии 37 Героев Советского Союза, представлявшихся к этому званию посмертно, но выживших всем смертям назло». Семён Васильевич Коновалов в мае 1941 года закончил Куйбышевское танковое училище. «В бой вступил в 4 часа утра 22 июня 41 года…». Воевал в составе 15-й танковой бригады Южного фронта. В июле 1942-го танкистам предстояло уничтожить группу противника. После боя танк Коновалова из-за технической неисправности не смог двигаться со всей бригадой и остался на поле. Отремонтировав машину, бойцы обнаружили на пригорке две немецкие бронемашины, а за ними большую колонну танков. Командир Коновалов решил принять бой. Удалось уничтожить шестнадцать вражеских танков, одну бронемашину и восемь автомашин с солдатами и офицерами. Но в неравном бою советский танк погиб. Часть экипажа успела выбраться. Пробирались к линии фронта, захватили немецкий танк, на нём прорвались в расположение советских войск, подбив по дороге три танка противника. Подвиг экипажа лейтенанта Коновалова стал основой для фильма «Несокрушимый». Николай Павлович Кочетков начал летать ещё в 1936 году в аэроклубе, а в 1938-м поступил в военную авиационную школу пилотов, самостоятельно освоил ночные полёты. В 1941-м году Кочеткова зачислили в 686-й ночной авиаполк. Летал ночью при любых погодных условиях: дождь, туман, ветер, мороз минус тридцать. Дважды был награждён орденом Красного Знамени. В 1942 году полк был преобразован в 686-й штурмовой авиаполк и перевооружен штурмовиками Ил-2. «Советские авиаторы относились к лётчикам-штурмовикам как к героям-смертникам, которые фактически были обречены. Если истребитель в бою мог уйти на вираж, скрыться в облаках и тем самым уклониться от губительного огня, используя свою скорость и маневренность, то перед более тихоходными и низколетящими штурмовиками стояла конкретная задача по уничтожению объекта. В результате у штурмовиков редкий вылет обходился без потерь в эскадрилье, а в штурмовых авиаполках за год обновлялось по 80-90 % лётного состава». В сентябре 42-го при выполнении задания Ил старшего лейтенанта Кочеткова был подбит, загорелся бензобак. «Взрыв в воздухе самолёта видели лётчики его группы: «На наших глазах машина при выходе из атаки взорвалась и сгорела». Старшему лейтенанту Н. В. Кочеткову было присвоено посмертно звание Герой Советского Союза. Но храбрый лётчик выжил! Пехотинцы, артиллеристы, танкисты, лётчики, панфиловцы, взвод Широнина… Об их подвигах рассказывает книга «Наградить посмертно».
Зоберн, В. М. Бог и Победа. Верующие в битвах за Россию / Владимир Зоберн ; [предисловие: Владимир Крупин, Владимир Зоберн]. – Москва : АСТ, 2020. – 511, [1] с. ; 21 см. – (75 лет Великой Победы). «Было у Великой Отечественной войны существенное отличие от всех войн, которые вела Россия со времён принятия христианства: впервые за много веков воины шли на врага не под святыми образами и без молитвенных напутствий священников. Но значит ли это, что самая тяжёлая в истории России война шла без креста и молитвы?» С приходом власти большевиков в 1917-м году начались гонения церкви, разрушение храмов, репрессии священнослужителей и простых прихожан, которые продолжались более двадцати лет. В конце 1930-х годов положение было очень тяжёлым. Перед началом войны в журнале «Безбожник» вышла статья о том, что «религия является злейшим врагом советского патриотизма». 22 июня 1941 года Русская Православная Церковь отмечала День Всех Святых, в земле Российской просиявших. После праздничной литургии, узнав о начале войны, Патриарший Местоблюститель Сергий написал и разослал воззвание к христианам в оставшиеся открытыми немногочисленные храмы страны: «Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг». Война объединила верующих и неверующих, показав, что Церковь была и будет на стороне народа и страны. Автор раскрывает планы фашистов на совместные действия с Русской Православной Церковью; религиозную политику, проводимую Гитлером на захваченных территориях, и надежду на создание «пятой колоны». В октябре 1943 года вышла статья митрополита Николая (Ярушевича) о поездке по освобождённым городам: «Эта поездка была самой тяжелой, какую когда-либо приходилось нам предпринимать: страшные картины виденного заполняют потрясённую до глубину душу. Нет слов для описания злодеяний немцев во Ржеве. Страшное впечатление произвёл мёртвый город. На левом берегу, где торговая и жилая часть города, копошатся ещё какие-то люди. А на правом берегу, так называемой Советской стороне, где была деловая часть, не встретишь почти ни души. А в городе было 55 000 жителей». И так во всех городах – «всюду смерть и разрушение». Отдельная глава посвящена отношению руководства страны к православию, личной встрече Сталина с представителями Русской Православной Церкви, результатом которой было проведение Собора для избрания Патриарха Московского и всея Руси и образования Священного Синода. Также из книги узнаете историю создания знаменитой песни «Священная война». Слова, написанные поэтом Василием Ивановичем Лебедевым-Кумачом, впервые прозвучали 24 июня 1941-го, а уже 26 июня на Белорусском вокзале её исполнил Краснознамённый ансамбль песни и пляски СССР. Автор музыки – регент Храма Спасителя (1918 – 1922 гг.) Александр Васильевич Александров. Многие священнослужители принимали непосредственное участие в боях, воевали в рядах партизан, добывали секретную информацию, помогали медикаментами. В монастырях были организованы госпитали. В книге приведены воспоминания фронтовиков-священнослужителей. Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий в 1940 году был сослан в третью ссылку, откуда он после начала войны отправил телеграмму с просьбой направить его в госпиталь, так как является специалистом по гнойной хирургии. «По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука». В сентябре 1941 года был назначен главным хирургом эвакуационного госпиталя и консультантом госпиталей в Красноярском крае. В возрасте 64 лет проводил по четыре – пять операций в день. По субботам и воскресеньям епископ Лука служил и проповедовал в церкви. «Святитель сделал ряд новых открытий. Его операции, лекции, доклады на конференциях высоко ценили врачи, доценты и профессора. В 1946 году за научные работы в области гнойной хирургии был удостоен Государственной (Сталинской) премии». «Мы непобедимы. И это убедительно показывает книга, разворачивая панораму народной победы». С праздником Великой Победы! Елена Коврова, | |
Просмотров: 134 |