Читая художественные произведения, мы познаём прошлое, отправляемся в удивительные фантастические миры, учимся дружить и сопереживать героям. Но есть книги, которые читаются на одном дыхании. И они совершенно о другом. О вечном мире живописных полотен, о завораживающих ароматах духов, об изменчивой моде. Именно о таких книгах наш рассказ. Никонова, Алина. 99 глупых вопросов об искусстве и еще один, которые иногда задают экскурсоводу в художественном музее / [Алина Никонова]. – М.: Эксмо, Бомбора, 2019. – 333, [3] с.: цв. ил.; 26 см. – (Искусство с блогерами) Все мы что-то знаем об искусстве, что-то слышали, бываем в музеях, где рассматриваем произведения живописцев и скульпторов. Часто возникает много вполне естественных вопросов об авторе или об истории написания картины: важные или не очень, вдумчивые или поверхностные, может быть, даже и глупые. Конечно, ответить на интересующие вопросы может экскурсовод. Но иногда по какой-то причине ему не удается это сделать, да и мы не всегда можем о чём-то спросить. Алина Никонова – искусствовед и блогер, отвечает на вопросы, которые вы не решались задать. Почему Пикассо писал такие странные картины и что в них гениального? Как отличить хорошую картину от плохой? Сколько стоит всё то, что находится в музеях? Есть ли в древнеегипетском искусстве что-то мистическое? Как понимать картины Сальвадора Дали, если они такие необычные? Об искусстве автор рассказывает в формате «вопрос-ответ» простым языком, все специальные термины выделены цветным шрифтом и доходчиво объясняются. Создаётся впечатление, что всё это рассказывается лично тебе. Вопросы, на которые автор отвечает в книге, появились из разных источников. Одни задавали знакомые или родственники, другие почти шёпотом озвучивали экскурсанты, кое-что спрашивали случайные попутчики. Подобных вопросов с увлекательными ответами в книге ровно 100. У каждого из них «указан» автор, например, Случайно собранная группа разнокалиберных и разновозрастных дам хочет знать: «А куда же едет незнакомка Крамского, такая вся из себя красивая?» Практически обо всех художественных стилях рассказывает автор, отвечая на вопрос Старшеклассника из лицея, претендующего на победу в интеллектуальной игре на ТВ: «Во время какого стиля мы живём сейчас?» Благодаря вопросу, который задаёт Прохожий на стихийном арт-рынке перед неумело нарисованным пейзажем, читатель узнает, чем различаются примитивизм и наивное искусство. Несколько вопросов посвящено абстрактному искусству, которое часто вызывает недоумение и тщетные попытки понять, что же хотел сказать художник. Автор подробно рассказывает о появлении этого направления, о художниках, которые его создали – Малевиче и Кандинском. Можно ли полюбить абстракционизм? А. Никонова считает, что он нравится только тем, кто хоть немного понимает основные идеи его создателей и воспринимает картину не только разумом, но и чувствами, становясь как бы соавтором полотна. Чем отличается импрессионизм от других направлений? Удивительно, но слово это появилось благодаря журналисту, который критично воспринял выставку тридцати молодых художников в Париже. Импрессионисты искали новые возможности передачи света и цвета на холсте, считая основной задачей художника – остановить и зафиксировать мгновения, как это делают фотографы. Хорошо оформленное издание со множеством фотографий и иллюстраций содержит интересные сведения об искусстве, что поможет лучше понимать его.
Багдасарова, С. А. Воры, вандалы и идиоты: криминальная история русского искусства / Софья Багдасарова. – Москва: Эксмо, Бомбора, 2020. – 231, [1] с.: цв. ил.; 24 см. – (Искусство с блогерами) Софья Багдасарова – российский писатель и историк изобразительного искусства, журналист, художественный критик, с 2004 года ведёт в «Живом журнале» блог историка искусства. «Воры, вандалы и идиоты: криминальная история русского искусства» – это третья книга арт-блогера, в которой рассказывается о наиболее интересных преступлениях, совершавшихся в российских музеях. Автор отмечает, что «глупость, надежда на авось и пьянство – вот то, что отличает русские преступления в сфере искусства». Арт-преступления, имеющие русские корни, отличаются некоторой долей абсурда: один вор прятался в стене, и едва не умер от жажды, ожидая, пока окончится трёхдневное прочесывание ограбленной им церкви, другой – облил кислотой картину с обнаженной женщиной, третий – много лет хранил украденный холст на полу под ковром, четвертый – сложенные квадратиками картины кинул в бидон и закопал. В книге содержатся тексты трёх жанров. Большие рассказы или новеллки, как называет их автор, в которых говорится о крупных преступлениях, написаны довольно вольным стилем, с употреблением сленга и шуток. В них высказывается и позиция писателя. Второй жанр – интермедии, в них автор пользуется нейтральным, журналистским языком. И третий – байки, в основе которых лежат интервью, взятые у людей, связанных с арт-рынком. Понятно, что они пожелали сохранить анонимность, так же изменены имена художников и произведений. Автор подчёркивает, что это придуманные, искусствоведческие анекдоты. Летопись краж, подделок и вандализма Софья Багдасарова начинает со времён А.С. Пушкина. Она почти со слезами рассказывает, как портят картины воры, которым всё равно, что красть. На примере украденной из Эрмитажа картины Жан-Леона Жерома «Бассейн в гареме», читатель узнает, что вырезанная из рамы картина плохо хранится: краска осыпается, холст треплется. К тому же нельзя складывать полотно как бумагу, а можно сворачивать в рулоны, причём красочной стороной наружу. Реставрировать картины трудно, особенно после того, как ее облили серной кислотой. Эта участь постигла в 1985 году «Данаю» Рембрандта, когда пострадало 27 % холста. На восстановление полотна ушло 12 лет. Не повезло и другой его картине – «Ночной дозор». Её резали дважды в 1911 и 1975 годах, а в 1990 – облили кислотой. Но бывает, чтобы перед продажей обновить картину, сделать красивее, её обильно поливают синтетическим лаком из баллончика. Он быстро впитывается красками, и химический анализ показывает, что по составу картина относится к нашему времени, хотя это подлинник XIX века. Снять его при реставрации невозможно и оставлять нельзя – лак желтеет и картина меняет цвет. Полотно безнадёжно испорчено. В мире искусства много подделок, так же как и историй про поддельные картины. Автор поднимает тему проверки на подлинность. Ещё полвека назад экспертиза «на глазок» не подвергалась сомнению, покупатель верил рекомендациям знакомых, «знатоков» и учёных. А в настоящее время нормой стала химико-технологическая экспертиза и обязательная «биография» картины. Все помнят фильм «Возвращение Святого Луки» о краже картины Ф. Хальса. Автор в книге приводит три версии этого преступления. В одной из них она рассказывает о том, как это было на самом деле, основываясь на воспоминаниях очевидца тех событий. В книге приводится «Словарь спецтерминов и сленга современного российского арт-рынка». В приложении даётся «Летопись экстраординарных, скандальных и криминальных событий, связанных с русским искусством», где кратко даётся описание каждого преступления.
Селестин, Елена. Тот самый парфюм: завораживающие истории культовых ароматов ХХ века/ Елена Селестин ; иллюстрации Марина Мак. – Москва: ОДРИ : Эксмо, 2021. – 187, [5] с.: цв. ил.; 22 см. – (История моды в деталях) Что такое парфюмерия? Это поэтическая мечта о прекрасном или украшение жизни? Чем она так привлекает? Елена Селестин – писатель и журналист, эксперт в области парфюмерии, культуры и искусства – пробует в этом разобраться. Людей, которые имеют отношение к ароматам и моде, вдохновляют живопись, музыка, литература. Кристиан Диор и Генрих Брокар коллекционировали картины. Жан-Поль Герлен писал книги и посвящал им свои ароматы. Парфюмерия и сама является искусством: сочинение композиции аромата подобно сочинению музыкального произведения. Духи, как музыка и живопись, отражают своё время, время, в котором они родились. Парфюмеры, как люди абстрактного и необъяснимого искусства, стремятся выразить невыразимое. «Духи, сотворённые людьми, продолжают божественное творчество. Они сами создают иллюзию жизни и, может быть, даже саму жизнь», – считает парфюмер Константин Веригин, ученик Эрнеста Бо. В книге несколько глав, каждая представляет собой эссе о каком-либо парфюме, доме моды, историю их возникновения. Интересно было узнать о развитии парфюмерии в Российской империи, а затем и в СССР. Духи-легенда «Красная Москва» стали безмолвным спутником сложных судеб наших бабушек. Сотворил эту композицию главный парфюмер фабрики «Новая Заря» Август Мишель, который был арестован в 1937 году и дальнейшая судьба его не известна. Немногие знают, что мадемуазель Шанель была недовольно успехом Chanel № 5, которые появились случайно. Почему духи Climat Lankome смогли появиться на советском рынке и покорить своим неописуемым ароматом русских женщин? Для кого создавался аромат Opium от Ив Сен Лорана? Этот шедевр парфюмерии покорил миллионы: не все могли выносить слишком яркие ноты Opium, но покупали его все! Духи требовали определённого оформления – ювелир Рене Лалик стал изготавливать парфюмерные флаконы по новым технологиям из цветного стекла. До сих пор его потомки продолжают работать над флаконами для духов. Для первого аромата от Nina Ricci «Радость сердца» сын Лалика создал флакон в форме короны из цветов, обрамляющей сердце. Говорят, что эскиз флакона к одеколону «Северный» был сделан К. Малевичем – крышка в виде белого медведя навинчивается на флакон в виде глыбы. Помимо широко известных имён брендов Шанель, Живанши, Кристиан Диор, Герлен, Коти, Ланком автор знакомит читателя с малоизвестными создателями ароматов, имена которых остаются в тени. Вы познакомитесь с жизнью парфюмеров и дизайнеров, разделите с ними все взлёты и падения, узнаете тайны ароматов и их происхождения. Благодаря лёгкому слогу Елены Селестин, читается на одном дыхании. Но этой интересной книге, повествующей об истории брендовых парфюмерных домов, не хватает фотографий парфюмеров и первых флаконов духов. Узнавая что-то новое об ароматах, любимых или случайных, мы лучше узнаём себя. Вполне возможно, что духи теперь вы станете выбирать как-то по-другому. «Когда мы душимся, ароматы проникают в нас. Они оседают в нас и постепенно становятся частью нас самих», – утверждал великий парфюмер Эдмонд Рудницка.
Эдвардс, Лидия. Как читать платье: путеводитель по изменчивой моде от Елизаветы Тюдор до эпохи унисекс / Лидия Эдвардс ; [перевод с английского И. Ю. Крупичевой]. – 2-е изд. – Москва: Эксмо, Бомбора, 2021. – 219, [5] с.: цв. ил.; 26 см. – (История моды в деталях) Историк моды Лидия Эдвардс в своей книге собрала всё, что известно о женском платье, и доказала, что этот наряд способен многое поведать не только о женщине, но и о своей эпохе. Платье может быть ярким выражением личности, характера, возраста, классовой принадлежности, профессии, гражданского статуса. Читатель увидит, как платье меняется, становится короче, свободнее и легче, отражая свое время. Автор поможет понять, почему мода менялась или разпознать какие-либо изменения в стиле. Вы найдёте в книге различные модели платьев, свойственные той или иной эпохе и узнаете, как и почему появилась та или иная деталь платья именно в этот момент времени. Читатель совершит путешествие по миру западной одежды с 1550 по 1970 годы. Каждая глава посвящена определённой исторической эпохе. Конечно, до нас дошло очень малое количество одежды, которой пользовались в 1500 – 1600 годах. Часто это только отдельные фрагменты, поэтому историкам приходится обращаться к живописным полотнам того времени, газетам, книгам, театральным обзорам. В книге представлены платья, которые находятся в музеях Австралии, Британии, Канады, США, Италии и Чехии. Основное внимание автор уделяет платью, как предмету гардероба, который носили женщины в разные исторические эпохи. Иногда конкретную эпоху представляет одно пальто или один костюм, так как они полно выражают модные тенденции данного времени. Например, в 1936 году модельер Эльза Скиапарелли заявляла: «Я почти постоянно ношу костюмы. Они практичны во многих отношениях. И вот мой совет деловой девушке, которая всегда хочет быть одетой уместно, но ограничена в средствах: купите хороший костюм и живите в нём». Естественно, что да наших дней дошли только платья состоятельных особ. Моду диктовали высшие сословия. А представительницы среднего и низшего класса старались копировать фасоны, насколько это было возможно. Платье всегда реагировало на изменения в обществе, оно никогда не было статичным. Менялись лифы, корсеты, рукава, юбки, длина, ткани. Появлялись и исчезали различные детали и новые предметы одежды. Но платье всегда было олицетворением женственности. И современные женщины хранят в своём гардеробе платья для особых случаев. В 1960 – 1970 годах появляется одежда, которую могут носить и мужчины и женщины. Американская актриса Жа Жа Габор в 1970 году писала: «Сегодня женщины могут одеваться в соответствии со своей индивидуальностью…Многие взрослые по поводу одежды унисекс говорят: «Это ужасно! Невозможно отличить женщин от мужчин». Я скажу так: не волнуйтесь, разница заметна». Рассказать обо всех элементах эволюции моды невозможно, поэтому в книге читатели знакомятся с наиболее значимыми и легкоузнаваемыми стилями одежды. Интерес к историческим предметам одежды сохраняется до сих пор. Дизайнеры часто обращаются к прошлому за творческими идеями. Материал в книге представлен очень просто: на фотографии есть платье и автор даёт краткую историю и разбирает это платья на составные части: детали, виды ткани, швы. Книга будет интересна не только людям, которые изучают историю искусств, но всем, кто хочет разбираться в историческом костюме, в моде. Прекрасно иллюстрированный путеводитель расскажет, как узнать по деталям платья из какой оно эпохи, кто до Коко Шанель пытался ввести в моду женские брюки, почему многослойные платья были необходимостью, когда впервые появилась одежда для подростков и многое другое. В конце книги представлен «Словарь терминов», который поможет ориентироваться читателю в мире платья.
Изучала историю живописи, парфюма и платья Тимченко Лариса Григорьевна,
| |
Просмотров: 568 |