Что такое «женская проза»? Понятие из литературоведения, особый социокультурный феномен, журналистский штамп или же вовсе попытка принизить хорошую, качественную литературу, применив к ней гендерный признак? Отличаются ли книги, написанные писателями-женщинами, от книг, написанных мужчинами? На мой взгляд, ответ на этот вопрос также очевиден, как различие мужской и женской психологии, восприятия мира, способа мышления. «Женская проза» – это отражение женских мыслей и женского мироощущения на страницах написанных книг. Но странно и неправильно было бы утверждать, что эти произведения адресованы исключительно женщинам. Скорее, они – для любителей хорошо выстроенного сюжета и психологически тонко выписанных персонажей, которые не преодолевают в нелёгкой борьбе определённые ситуации, а стремятся прежде всего извлечь из них жизненные уроки. Жукова, Жука. Аристократка на мели : [рассказы : 16+] / Жука Жукова. – Москва : Издательство АСТ, 2019. – 253, [1] с. ; 17 см. – (ОДОБРЕНО РУНЕТОМ). Серия «ОДОБРЕНО РУНЕТОМ» широко известна читателям по таким «хитам», как «Дневник Домового» Евгения ЧеширКо и сборникам рассказов «Таксичная книга» и «БеспринцЫпные чтения». Теперь в этой серии вышел сборник успешного сценариста телевизионных каналов, популярного блогера и степдап-комика Жуки Жуковой. Книга «Аристократка на мели» в 2019 году была отмечена премией «Рукопись года». По признанию самого автора, «это мои собственные мысли, те, которыми мне хочется делиться с читателями». И Жука Жукова делится наблюдениями о том, что она видит и слышит за столиком в кафе, в очереди в «Дикси», в театре, на работе, в разговорах с подругами, родителями, коллегами, бабушкой… «Необыкновенно женственные и женские сценки, написанные буквально с натуры», – из отзывов читателей в одном из блогов. И если считать по-настоящему глубоким человеком того, кто способен иронизировать прежде всего в отношении себя, – это как раз Жука (Жаклин). Подруга попросила прийти в кафе, где она встречается со своим новым кавалером, чтобы оценить ухажёра? Наша героиня придёт и не упустит ни одной мелочи, но вот устроит ли её вывод подругу? О мужской и женской солидарности, семейном счастье и желанных туфлях, «Санта-Барбаре» и походе в лес за грибами, детях и бабушке, вине и PR пороках – читайте в этих небольших незатейливых афористичных рассказах. «Ведь главное в жизни не то, что рядом любимый человек, а то, что нет нелюбимого». «Скучным быть не стыдно, а одиноким – очень». «Мужья приходят и уходят, а подруги на всю жизнь».
Улицкая, Л.Е. О теле души : Новые рассказы : сборник : [18+] / Людмила Улицкая. – Москва : Издательство АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2020. – 251, [1] с. ; 21 см. – (Улицкая: новые истории). Наша жизнь такова, что телесное всегда заботит человека больше, чем духовное, и о душе почти все мы задумываемся лишь в определённые, как правило, кризисные моменты. Когда теряем близкого человека. Когда приходит старость или настигает болезнь. Когда приходится делать сложный выбор. В минуты сильного потрясения. Рассказы этого сборника – разные, порой шокирующие, такие как «Дракон и Феникс», «Туши, туши, где их души» или «Аутопсия», порой мистические, как почти все во второй части книги. Один из самых светлых, как ни странным это покажется по его названию, – рассказ «Алиса покупает смерть». Он – о поздней любви и надежде на будущее. А ещё о том, что жизнь подчиняется отнюдь не нашим планам, а совсем другим законам… Рассказ «Серпантин» посвящён памяти Екатерины Гениевой, филологу и библиотекарю, одному из авторов «Большой Российской энциклопедии», генеральному директору Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы (с 1993 по 2015 год). «Библиотечные работники, окружённые ветхими книгами и устаревшими новостями, – народ консервативный по своей охранительной природе, противящийся любым, даже самым незначительным новациям вроде переноски каталожного ящика из одного угла подсобного помещения в другой. Тогда, в начале компьютерной эпохи, возник глубокий водораздел, который одни люди перешагивали – кто легко, кто с великим трудом, – а другие признавали, что навсегда останутся в том мире, где библиографические карточки, исписанные аккуратным почерком, надёжно нанизаны на металлический прут. Там ведь было всё что надо: название книги, фамилия автора, выходные данные…»
Рубина, Д. И. Вавилонский район безразмерного города: сборник : [16+] / Дина Рубина. – Москва: Эксмо, 2019. – 349, [3] с. ; 22 см. В этот сборник Дины Рубиной вошли рассказы, объединённые общей темой Рода. «А потом ты просто осознаёшь со слепящей ясностью, что ты и есть – просто звено в этой цепочке рода, просто ячейка генов, просто ступень в бесконечность бесконечных переплетений родственных жизней от Евы до… может быть, другой Евы? И тогда ты мысленно раскидываешь руки, пальцами правой касаясь давно истлевшей руки собственной бабки, а пальцами левой – маленькой юркой ручки собственной внучки, и удовлетворённо понимаешь: ты на месте. Ты там, где, даже и умерев, положено тебе стоять во веки веков». Рассказ «Дорога домой» – детские воспоминания о побеге из пионерлагеря: восьмилетняя девочка идёт всю ночь «под лохматым от звёзд горным небом», чувствуя себя, с одной стороны, осью Вселенной, а с другой – бесконечно одинокой на этом пути. О еврейской бабке Рахиль, её ташкентском домике на Кашгарке и бесконечных историях из «живой жизни», расцвеченных словами на идиш и открывающих внучке целый огромный мир, – рассказ «Бабка». О прабабке-цыганке и тёте Берте, плеснувшей серной кислотой в совратившего её двоюродного брата, – рассказы «Цыганка» и «Душегубица». Неожиданная встреча лицом к лицу с одним из героев семейных историй – в рассказе «Яблоки из сада Шлицбутера». В сборник вошли также другие известные рассказы Дины Рубиной: «Ружьё для Евы», «Воскресная месса в Толедо», «Я и ты под персиковыми облаками». «Вкусный», богатый язык писательницы, тонкий психологизм и наблюдательность – всё это способствует погружению в чтение, от которого не хочется отрываться.
Трауб, Маша. Бедабеда : [роман : 16+] / Маша Трауб. – Москва : Эксмо, 2020. – 349, [3] с. ; 21 см. Если вы привыкли к лёгкой и оптимистичной прозе Маши Трауб, то эта книга может показаться непривычно депрессивной. Хотя в ней, как и в других произведениях Маши, чередуются грусть и радость, безысходность и надежда. Главная героиня романа Людмила Никандровна – врач-психиатр. Она уже в возрасте, и на её плечи легла забота о внучке Марьяше. Со взрослой дочерью отношения не сложились, да и других забот тоже хватает – с младшим братом, с мамой, у которой началась деменция. Людмила Никандровна очень боится, что с Марьяшей она совершит ту же ошибку, что в своё время с дочерью – упустит, воспитает не так, как нужно. «Врачу, исцелися сам!» – гласит известное выражение. Так и здесь. Собственные проблемы настолько давят на героиню, что она не в силах абстрагироваться, а вдруг делится ими с пришедшей на приём пациенткой по имени Анна. Неожиданно для себя Людмила начинает не выслушивать Анну, а сама рассказывать о своей жизни. Что самое интересное – Анна и дальше продолжает приходить к доктору на сеансы и слушать её рассказы. Вместе с ней погружается в разные жизненные ситуации читатель… Где-то и в чём-то узнаёт себя. Сопереживает, пытается найти выход, обрести душевное равновесие. Зачем эти странные сеансы с психиатром нужны самой Анне и сможет ли разобраться в себе и в своей жизни Людмила Никандровна?.. В книге много запоминающихся цитат, которые остаются с вами и после того, как прочитана последняя страница. «Никогда не знаешь, что тебя спасёт, – любил повторять дядя Коля, – иногда и пирожка хватает». И этот рецепт я тоже выучила на всю жизнь. Никогда не знаешь, что тебя может вытащить и заставить жить». «Как оказалось, радоваться успехам ребёнка, в миллионный раз слушать выученный стишок, плакать от умиления над его нелепыми поделками или первыми каракулями очень просто, проще, чем кажется. Надо только разрешить себе не сдерживаться».
Метлицкая, Мария. Другая Вера : [роман : 16+] / Мария Метлицкая. – Москва : Эксмо, 2019. – 253, [3] с. ; 21 см. – (Женские судьбы. Уютная проза Марии Метлицкой). Как всегда при чтении произведений Марии Метлицкой, с первых же страниц читатель погружается в мир её героев. Автор – талантливый рассказчик и внимательный, тонкий наблюдатель. Часто в книгах Метлицкой на первый план выходит даже не сюжет, а психологические портреты персонажей и размышления о судьбах, взаимоотношениях в семье, совершённых ошибках и заслуженном счастье. И о том, что пути к столь желанному счастью редко бывают простыми и ясными. Сегодня Вера Стрельцова успешна, обеспечена и любима. А значит, счастлива? По крайней мере, внешне она абсолютно благополучна. У неё взрослый сын от первого брака, тоже успешный и вполне состоявшийся. Второй брак по всем статьям намного удачнее первого, а муж Геннадий влюблён в Веру, как мальчишка, все тридцать лет их совместной жизни. Дом за городом, машина с водителем, украшения, наряды и путешествия – весь мир брошен к её ногам. Но вот на свадьбе собственного сына Вере Андреевне совсем нерадостно. Предательски дрожат и подкашиваются ноги, и близко слёзы. Это не просто волнение новоиспечённой свекрови – на свадьбу сын пригласил отца, первого мужа Веры. И как ни уговаривай себя, что всё давно прошло и забыто, воспоминания о первой любви не отпускают… Невольно вспомнились строки Юлии Друниной: Не встречайтесь с первою любовью, Пусть она останется такой – Острым счастьем или острой болью, Или песней, смолкшей за рекой… «Прочитать книгу Марии Метлицкой – всё равно что поговорить с лучшей подругой, которая может утешить, дать совет и поддержать, когда это необходимо». С удовольствием погружалась в тонкий, | |
Просмотров: 556 |