В литературе и истории достаточно много известных талантливых людей, оставивших о себе память. Поэты, художники, музыканты, актёры… Как они жили, что их вдохновляло, какие люди их окружали? На эти и другие вопросы помогут ответить воспоминания, дневники и мемуары. Бежин, Л. Е. Лель, или Блеск и нищета Саввы Великолепного : [роман : 16+] / Леонид Бежин. – Москва : АСТ, 2021. – 479, [1] с. ; 21 см. – (Городская проза). Мастер современной прозы Леонид Бежин в своём романе обращается к известной личности – Савве Ивановичу Мамонтову, которого современники называли московским Медичи, Саввой Великолепным. Сам же он считал, что ему ближе славянский Лель, завороживший своей свирелью так, что он «готов следовать за ним повсюду, поскольку в этом рабском служении ему – для меня высшая свобода. Я не поклоны класть, не посты соблюдать хочу, а наслаждаться искусством, художествами всякими…» Читатель знакомится не только с Саввой Ивановичем, мечтателем из прошлого века, но и многими его современниками: художниками, композиторами, певцами, политиками. В подмосковной усадьбе Мамонтова Абрамцево, которое было открытой мастерской для содружества художников, постоянно кто-то гостил. Повествование ведётся от лица садовника усадьбы Михаила Ивановича, чьи дневниковые записи попали к автору. К нему в каморку частенько заглядывали и хозяева, и гости, вели с ним разговоры, «дарили свои автопортреты, выполненные не в красках, а в слове». Автор оформил все воспоминания в Папки, в которых главы называются «этюдами». В Абрамцеве, в этом «гнезде великих художников», все дружили, шутили, давали друг другу новые имена, наделяя их неожиданным смыслом. Дочку Мамонтова Верушу шутливо подразнивали Яшкой – уж очень она любила якать. Василия Поленова называли Дон Базилио – за его внешность гранда и испанские усы. Читатель встретится с Виктором Васнецовым, Константином Коровиным, Антоном Серовым, Ильёй Репиным и другими художниками. В «Папке четвёртой» автор интересно рассказывает о Врубеле – чистюле и аккуратисте, который приспособил под мастерскую огромный кабинет Саввы Ивановича. Михаил Александрович любил говорить о моде, перчатках, галстуках и духах, «но при этом был образованнейшим человеком, настоящим русским умницей с польскими корнями, знающий 8 языков!». Но вернёмся к Мамонтову. Железнодорожный магнат и предприниматель, скульптор, певец, драматург, друг художников и постановщик опер – был начисто лишён честолюбия. На нём висели сотни разных дел. Он подписывал бумаги на репетициях, утверждал сметы и выносил вердикты. Создавая частный оперный театр, он стал реформатором сцены – соединил все элементы спектакля в единое целое. В его театре над декорациями трудились И. Левитан и К. Коровин, В. Васнецов и В. Поленов, дирижировали Римский-Корсаков и С. Рахманинов, пел Ф. Шаляпин. Из книги вы узнаете о непростой судьбе Саввы Мамонтова, почему же он разорился и попал в тюрьму. Но потерявший всё, оскорблённый, униженный, страдающий – он всё равно жил.
Ганиева, А. А. Л.Ю.Б. Её Лиличество Брик на фоне Люциферова века / Алиса Ганиева. – Москва : Молодая гвардия, 2019. – 574 , [2] с. , [24] л. ил. ; 21 см. Алиса Ганиева, молодая журналистка, автор популярных книг, обратилась к жанру nob-fiction. «Л.Ю.Б. Её Лиличество Брик на фоне Люциферова века» – это не только откровенная биография роковой женщины Лили Брик, но и замечательный путеводитель по двадцатому веку. Автор представляет свою героиню со всех сторон, стараясь не пропустить ни одного важного момента в её жизни. Имя этой женщины на слуху уже более 100 лет, и интерес к её личности не угасает. Для одних– она верная подруга, любимая женщина, благодетельница. Для других – пустая и ветреная личность. Автор пытается понять, какой же была Лиля Юрьевна на самом деле? Чем она завораживала? Почему оставила такой яркий след? Возможно, читатель найдёт ответы на эти вопросы. Книга построена на фактах, содержит много воспоминаний, писем, рассуждений. Ганиева не оценивает свою героиню по шкале «плохая – хорошая», а показывает её глазами общавшихся с ней современников. Да, она разная: и ведьма, и муза. «Моя героиня была соткана из противоречий – с одной стороны, смелость морали и нарядов, причёска гарсон, танцы шимми и вождение автомобиля (первая из женщин в Москве), с другой стороны, – нравы содержанки и нежелание утруждать себя заработками». Много места в книге уделено Владимиру Маяковскому: она была его музой, его любовью, стала наследницей его творчества. Чувства Маяковского к Лиле похожи на зависимость, а она им бессовестно пользовалась. Он сам прекрасно всё понимал в этих отношениях: Пришла — деловито, за рыком, за ростом, взглянув, разглядела просто мальчика. Взяла, отобрала сердце и просто пошла играть — как девочка мячиком. Разобраться в отношениях Владимира Маяковского и Лили Брик непросто, но может читатель найдёт ответ на вопрос: «Почему поэт был предан ей до конца жизни?» Лиля жила в удивительное время, когда ломалось старое и зарождалось новое. Вокруг неё всё бурлило, рушились чьи-то судьбы. А она оставалась на плаву, и к ней по-прежнему тянулись талантливые люди, на которых у неё было редкое чутьё. Хотя сама по себе она не была самостоятельной творческой личностью. Не писала стихов, не рисовала картин, не была актрисой и танцовщицей – но перепробовала всё и всему училась. Её главным талантом, по словам З. Паперного, была личная жизнь. Лиля с громадными амбициями, с требованием пристального внимания к своей персоне, с приспособленчеством и эгоизмом, всегда делала только то, что ей хотелось. Выпив жизнь до донышка, Лиля Юрьевна ушла добровольно в 86 лет и завещала развеять свой прах. Мы можем относиться к ней по-разному: презирать или восхищаться, любить или ненавидеть. Но судить её мы не имеем права. Маяковед Олег Смола настаивал: «Давайте поверим поэту. Если такой гений любил и возвеличивал эту женщину, значит, она того стоила».
Жеймо, Я. Б. Длинный путь от барабанщицы в цирке до Золушки в кино : [мемуары] / Янина Жеймо. – Москва : Альпина нон-фикшн, 2020. – 277, [3] с.: ил., портр.; 21 см. Книга содержит воспоминания популярной русской актрисы 30-х годов прошлого века Янины Жеймо. В памяти многих зрителей она навсегда осталась сказочной девочкой Золушкой из одноимённого фильма, который вышел на экраны в 1947 году. Янина Костричкина, дочь актрисы, собрала, дополнила и издала мемуары матери. Автор знакомит читателя с цирковой семьёй Жеймо, где любили детей и заботились о них. Но и в профессию начали вводить рано: «В цирке я чувствовала себя как дома, потому что чуть ли не с самого моего рождения родители приносили меня на ежедневные репетиции». И уже в 2 года 8 месяцев маленькая Яня работала «как полноправный артист в одном из семейных номеров». Она играла на барабане и танцевала вместе со старшей сестрой. Родившись в начале прошлого века, Янина Болеславовна жила в непростое время по историческим меркам. Но, если говорить о кино, то это был интереснейший период становления кинематографа: немое кино переходило в звуковое. Учебников никаких не было, и актёрам приходилось учиться всему на практике, в том числе и работе с голосом. С 15 лет Янина училась в мастерской ФЭКС (Фабрика эксцентричного актёра), где Г. Козинцев и Л. Трауберг обучали новому искусству – кино. Одновременно девушка работала на эстраде, чтобы прокормить 4-х сестёр и мать. Ей приходилось пропускать некоторые лекции, и встал вопрос об отчислении. В немом кино Янина дебютировала в 16 лет, а свои главные роли сыграла в 24-25. К началу сороковых она была хорошо известна на весь Советский Союз. К сожалению, большинство фильмов, в которых она играла («Моя Родина», «Песня о счастье», «Подруги», «Приключения Корзинкиной») сегодня помнят немногие. Рост очаровательной актрисы был всего 148 см, поэтому она играла девочек-подростков до 40 лет. Партнёры по фильму и не догадывались, что перед ними не ребёнок, а дети принимали её за свою. Над каждой ролью она работала всегда тщательно. Эта маленькая хрупкая женщина имела твёрдый характер: она спорила с режиссёрами, отстаивала свой взгляд на роль, не боялась импровизировать. Свою звёздную роль Золушки Жеймо сыграла в 37 лет. На её кандидатуре настоял Шварц, который писал для неё сценарии: «Наша советская Золушка будет такая, какая вы. Непохожая ни на одну другую». В книге мало фактов из личной жизни актрисы, но хорошо рассказано о творческой деятельности, а фотографии дополняют образ актрисы. Книга Янины Жеймо получилась лёгкой и доброй, в ней она трогательно рассказывает не только о своей жизни, но и вспоминает своих партнеров по кино и театру.
Силкан, Д. В. Владимир Высоцкий. Человек народный: опыт прочтения биографии / Дмитрий Силкан. – Москва : АСТ, ОГИЗ, 2020. – 350, [2] с., [8] л. фот.: ил., порт.; 22 см. – (Биографии ХХ века). О Владимире Высоцком написано очень много воспоминаний о встречах с ним, подробных жизнеописаний, исследований его творчества. Но книга Дмитрия Силкана, писателя, критика, литературного обозревателя, несколько иного содержания. Автор предоставил точки зрения разных людей, хорошо знавших Высоцкого, на талант актёра, его творчество, личную жизнь, сохранив при этом уважение и любовь к Высоцкому. В число 48 экспертов, как называет их Силкан, вошли актёры, режиссёры, поэты, двоюродная сестра Владимира Семеновича, критики, музыканты, альпинисты, экскурсовод, протоирей Русской православной церкви. Все собеседники вспоминают о своих детских впечатлениях, о первой встрече с музыкантом, говорят о том, чем лично ему он нравится или не нравится. Прежде всего, автор предлагает ответить на два вопроса: «Что бы вы рассказали о Высоцком тому, кто ничего о нём не слышал?» и «Что для вас главное в личности Высоцкого, в его творчестве, в его жизни?» Встречаются совершенно противоположные мнения. Писатель приводит в книге цитаты из интервью, делает выводы и связывает эти высказывания между собой. Для молодого поколения Высоцкий стал неким символом свободомыслия, независимости от идеологических штампов. Мария Богдашевская: «И все мальчики хотели петь именно «как Высоцкий». А кем же можно назвать Владимира Высоцкого? Поэт? Артист? Бард? Композитор? Автор делает вывод, что прежде всего – Великая Личность. Об этом говорят практически все собеседники, даже те, кто недолюбливает его творчество. Вот лишь одна цитата от поэта Сергея Соколкина: «Высоцкий, безусловно, крайне интересное явление, которое просто нельзя не заметить. Но если спросить: «А кто такой Высоцкий?», то даже не знаю, как лучше ответить. Как поэт – он слабый, как композитор – слабый, как исполнитель – слабый. Всё вместе – гениально и ни на кого совершенно не похоже! Так что с этой точки зрения – зачем было печатать книги Высоцкого…? Он же никакой не поэт! Он что-то совсем, совсем другое. Он – Высоцкий!» Все эксперты отмечают, что Владимир Семёнович был разноплановой, парадоксальной личностью. Что же привлекало поклонников к его творчеству? Кого-то предельная точность, афористичность фразы. Других – отсутствие преклонения перед правилами и авторитетом. У автора получилась такая «коллективная беседа» о певце, сценаристе, актёре. Читатель, поучаствовав в этой разговоре, возможно, поймёт «таинственную душу, удивительную и загадочную личность» – Владимира Высоцкого.
Электронный каталог поможет вам найти интересную книгу.
Знакомилась с жизнью известных людей Тимченко Лариса Григорьевна,
| |
Просмотров: 149 |