MENU

Выпуск 10

Тема журнала «Родина» №9 за 2024 год – «Тепло родительского дома», куда вошли очень личные истории о любви, верности и семейной памяти. Одна из публикаций по этой теме, «Брат за брата» А. Смирнова, размещена на страницах 16-21. Братья спешили на войну, считая высшей честью смерть в бою за Отечество. Ситуация, когда в одном полку офицерами служили несколько братьев, до 1917 года была в России не редкостью. А в престижных частях – вполне обычной. Военная служба была традиционной. Сыновья стремились выйти в тот же полк, где служил и прадед, и дед, и отец. «Наш полк» и служба в нём были для них семейными ценностями. Часто их и настигала смерть, выкашивая под корень целое поколение мужчин дворянской семьи. Хорошо известна история гибели трёх братьев Панаевых, служивших в 12-м гусарском Ахтырском полку и погибших в первые же полгода Первой мировой. О них писала пресса, их матери-вдове Вере Николаевне Панаевой пожаловали единственную награду, установленную в Российской империи для женщин – знак отличия Святой Равноапостольной княгини Ольги. Но такие судьбы не были уникальными в Первую мировую.

Автор приводит несколько имён героев и рассказывает об их подвигах: братья Судравские, Заушкевич, Хирьяновы, Стоговы и другие.

В рубрике «Тайны Родины» опубликована статья Н. Долгополова «Атомная бомба в коробочке с салфетками», содержащая рассекреченные подробности подвига советской разведчицы Лоны Коэн. Американцы, наши атомные разведчики-нелегалы Лона и Моррис Коэны в середине 1990-х были удостоены звания Героев России.

В августе 1943 года благодаря им были добыты чертежи, расчёты американской бомбы. Совершив рискованнейшую поездку в город неподалеку от секретной лаборатории, Лона получила нужные материалы, но перед отъездом на поезде в Нью-Йорк подверглась на вокзале обыску. Разведчица была просто за гранью провала. Она лихорадочно искала в сумке билет, открывала «заевшую» молнию и дала проверяющему подержать коробочку с салфетками, где буквально несколько минут назад спрятала секретнейшие бумаги. Как ей удалось обмануть агентов и передать не имеющие цены документы советской разведке, читайте на страницах 62-67. Эта поездка вошла в учебники для будущих разведчиков.

В рубрике «Судьбы Родины» размещена публикация Якова Миркина «Зинаида Серебрякова: “Я в отчаянии от своей глупой слабости“». Почему так трагично воспринимала жизнь художница, полотна которой дышат свежестью юности? Имея отменную художественная наследственность – Бенуа, Лансере – она уже в 26 лет вошла в мир русского искусства своими картинами, три из которых сразу приобрела Третьяковка. Ей дан невероятный дар – каждому, кто видел её картины, кажется, что он – летает, что жизнь полна чудесных приключений и что прекрасно – всё. В её полотнах сквозит юность. В 1924 она покидает страну и уезжает в Париж. Ей надо найти опору для себя и детей, найти просто деньги, чтобы выжить. Но она не смогла развернуться, помешала неуверенность и неумение «продать себя». А ведь талант её был безмерным! Какой прелестный мир она нам подарила – невозможно сдержать улыбку, когда смотришь на её картины. Насколько мы уверены в себе, как мы ценим себя?

В рубрике «Литературный салон Родины» на страницах 82-85 размещён непростой материал «Нержавеющая сталь Павки Корчагина». Василий Авченко попытался ответить на вопрос, почему так современен роман Николая Островского, родившегося 120 лет назад. На этой книге выросли целые поколения. «Самое дорогое у человека – это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое..».

Жизнь многих писателей той поры неотделима от их текстов: А. Гайдар, А. Фадеев. Таков и Николай Островский, неразрывно слитый со своим героем Павкой Корчагиным. Много грязи на них было вылито во время перестройки, книга о Павке забыта. Хотя была рождена поколением, которое не жалело ни врагов, ни себя. Свой крест и Павка, и Островский несли с редким достоинством. Эта книга о силе духа, доказывающая, что человека победить невозможно –  во имя высшей цели он способен на немыслимое. Островский описывал болевые точки не только прошлого, но и нашего настоящего и будущего.

Хранение: ЦГБ, БФ №1

Главной темой журнала «Историк» №9 за 2024 год стала личность Григория Потёмкина, родившегося 285 лет назад, 30 сентября (11 октября) 1739 года. Выдающийся государственный деятель, фактически второй человек в империи после императрицы, был активным участником основных событий во время екатерининского правления – от дворцового переворота 1762 г., приведшего Екатерину на престол, до победных русско-турецких войн. Он храбро сражался, искусно вёл переговоры, возводил города, создавал флот, строил дороги и театры, развивал торговлю. Но главным делом его жизни стало освоение присоединённых к Российской империи территорий – Крыма и Новороссии.

На страницах 6-12 И. Курукин в статье «Приехал некто богатырь» рассказывает о дуэте Потёмкина и Екатерины II. Они многому друг друга научили и удачно дополняли друг друга: князь со своими масштабными планами и разумная Екатерина, сохранявшая выдержку при любых обстоятельствах. Двум сильным характерам было тесно в рамках личных отношений. И она это понимала: «Мы ссоримся о власти, а не о любви».

Каким полководцем был светлейший князь, пробует разобраться А. Замостьянов в публикации «Полководец Потёмкин» на страницах 14-17. Получив образование в гимназии при Московском университете, он видел себя в науке, в административной деятельности, но всё-таки остался в гвардии. Автор рассказывает о военной карьере Потёмкина. В двух русско-турецких войнах он проявил себя как незаурядный полководец, тактик и стратег. А эти войны были победными для России. Используя опыт армейской жизни, Потёмкин разработал военную реформу, чем улучшил боеспособность русской армии.

Григорий Потёмкин стал первым превращать дикие степи Северного Причерноморья в благоустроенную Новороссию – новую жемчужину Российской империи. Об этом рассказывает Елена Шляпникова в публикации «Отец Новороссии». С именем светлейшего князя связано основание более 20 городов. Его планы поражают размахом, а многие так и остались в мечтах. Как заселялась эта территория, какие усилия приложил Потёмкин, чтобы заложить основы садоводства и виноградарства, читайте на страницах 18-24.

Читательского внимания заслуживает публикация Антона Трофимова об Александре Чуфистове. Учитель истории, директор московской школы № 1794 погиб в ходе специальной военной операции. Мальчика из рабочей семьи во многом сформировала улица, что неудивительно для 1990-х годов. Получив университетский диплом, он отправился на срочную службу. Директором школы Александр стал в 2017 году, завоевав себе весомый авторитет – он нашёл себя в педагогике. Центром его мира всегда были дети, школа. Мог прыгать с девчонками в «классики», решать с пацанами заковыристые задачи, мог сам починить крышу, стукнуть кулаком по столу… Приняв решение об участие в СВН, он говорил жене: «Ты же понимаешь, что я пойду?» Александр Чуфистов – единственный директор, который был призван и ушёл в зону проведения СВО. Своим примером он показал ученикам, что быть патриотом – значит встать на защиту Родины в самое тревожное время. Как оборвалась жизнь 37-летнего парня, читайте в статье «Позывной “Патрон“» на страницах 68-73.

Хранение: ЦГБ

В сентябрьском номере журнала «Вокруг света» за 2024 год авторы рассказывают о загадках времени, которое неподвластно человечеству. Владимир Большаков повествует о своих путешествиях к египетским пирамидам в материале «Все дороги ведут к пирамидам». Первым чудом света считаются великие пирамиды Гизы. Арабская пословица гласит: «Все боится времени, но время боится пирамид». Со всего света едут путешественники посмотреть на них. Величайшей из пирамид – 4500 лет. Это пирамида царя Хуфу, больше известного под именем Хеопса. Чтобы осмотреть всё в археологической зоне, узнать, как выглядят сооружения снаружи и внутри, потребуется несколько дней. В древности внешний вид пирамид был совсем другим: они были покрыты облицовкой из тщательно обтёсанных блоков мелкозернистого известяка, которая ярко сияла на солнце. Со временем её разобрали и использовали для строительства Каира. Чтобы попасть во все помещения пирамиды, требуется специальное разрешение. К востоку и западу от пирамиды Хуфу растянулись кварталы гробниц-мастаб царских сановников. Внутри них стены покрыты рельефами и росписями, множеством иероглифических надписей, которые помогают узнать о жизни людей в эпоху пирамид.

Кроме Гизы гробницы располагаются ещё и в Саккаре – обойти их за день невозможно. Только царских пирамид здесь 11! Саккара – это обширный некрополь на западном берегу Нила. Главный символ этого места – ступенчатая пирамида Джосера, вызывающая ассоциации с лестницей, с помощью которой царь мог подняться в небо. Интерес представляет и маленькая, разрушенная пирамида Униса – на её стенах сохранились «Тексты пирамид», представляющих собой тексты и заклинания, чтобы помочь царю преодолеть смерть и благополучно достичь небытия. Саккара служила главным некрополем Мемфиса более трёх тысяч лет, до сих пор многие зоны закрыты для посещения. Под песками всё ещё таятся новые находки.

Хранение: ЦГБ

 

Журнал «Караван историй» №9 за 2024 год предлагает интервью с удивительным актёром, режиссёром и просто человеком Сергеем Безруковым «Как выдерживаю? Привычка, самодисциплина и терпение». На страницах 24-49 Анжелика Пахомова ведёт с ним глубокий и откровенный разговор о жизни, творчестве, семье, любви. Он размышляет о судьбе театра, о своей преданности работе, делится радостью общения с коллегами. Актёр понимает, что он должен быть интересен зрителю: «Играть в пустом зале? А в чём смысл?» Мысли о профессии его никогда не отпускают: «В нашей профессии нужен кураж, азарт, за что бы ты не брался». С. Безруков ведёт свою мастерскую во ВГИКе и учит молодых актёров, что важно сохранять интерес к жизни и стремление узнавать что-то новое. «Любознательность – то, что нужно в себе развивать». А в жизни руководствуется словами профессора из пьесы Чехова «Дядя Ваня»: «Дело надо делать, господа! Дело делать!»

На страницах 168-191 в рубрике «Наш архив» о своей известной тёте вспоминает Тамара Элиава «Рина Зеленая. Каждый день была счастлива с мужем». С ней беседовала Ирина Зайчик в 2003 г. Мало кто из зрителей «Подкидыша» знает, что сценарий фильма писали две подруги Агния Барто и Рина Зеленая. Они бесконечно спорили, так как обе считали себя знатоками детской души. Именно Рина придумала знаменитую фразу «Муля, не нервируй меня» которая полюбилась зрителям. Домработницу Арину Рина Зеленая «списала» с реальной женщины, которой очень восхищалась. Помните? «У нас вот так… старушка одна зашла. Попить воды попросила. Попила воды. Потом хватились – пианины нету». Фамилия у неё настоящая, а имя – сокращённое от Екатерины. Актрисой Рина стала случайно. Увидев призыв записываться в театральную студию, она пошла и её приняли. На дворе – революция и свобода.

Муж Рины, известный архитектор Константин Тихонович Топуридзе, автор знаменитых фонтанов на ВДНХ, человек энциклопедических знаний. Она называла его Котэ. В доме Рины жили его сыновья от прошлого брака, а старший Роман даже писал ей письма с фронта: «Дорогой Рине, Снаружи Зелёной, внутри золотой». Всю жизнь она заботилась о своих родственниках.

Жизнь супружеской пары была просто бешеной, наполнена работой, встречами, капустниками, спектаклями и гастролями. Они почти никогда не расставались. «Во всем свете нельзя было найти человека, который был бы более нужен и важен, – вспоминала Рина. – Какое количество бед и огорчений, неудач и оскорблений мы вынесли в своей жизни. И каждый день, зная, что увижу его, я радовалась заново». Она проживала очень насыщенную жизнь, была очень легка на подъем, стремительна, отзывчива, фонтанировала идеями, остроумна и талантлива.

Хранение: ЦГБ

 

Листала журналы главный библиотекарь
Центральной городской библиотеки
Тимченко Лариса Григорьевна

Просмотров: 18
МБУК Краеведческий музей Карта сайта
Контакты
Сообщить об ошибке
Вакансии
Мобильная версия сайта

Вверх