Тема журнала «Родина» №10 за 2024 год – 210 лет Михаилу Лермонтову.С. Экштут берёт интервью у поэта, вечно молодого поручика Тенгинского полка, откровенно отвечающего на вопросы «Родины» в публикации «Я гусар, а гусары говорят то, что думают» на страницах 16 – 23. На импровизированные вопросы поэт отвечает строчками своих произведений. На просьбу назвать причину своей неуживчивости, почему его не любили ни товарищи, ни знакомые, Лермонтов говорит: «Я глубоко чувствовал добро и зло – никто меня не ласкал – все оскорбляли – я стал злопамятен… Я был готов любить весь мир – меня никто не любил – и я выучился ненавидеть». А на вопрос: «Какая судьба ждёт Россию?», ответил: «У России нет прошедшего: она вся в настоящем и будущем… Такова Россия». На страницах 30 – 37 Вячеслав Недошивин в статье: «Печорин – это он сам, как есть!» указывает пять домов в Москве и Петербурге, связавших судьбы поэта и его главного героя. Белинским после встречи с поручиком написал: «И Пушкин умер не без наследника…». Мишелю оставалось жить чуть больше года. Накануне их встречи в печать вышел его единственный роман «Герой нашего времени». Он успел объясниться с эпохой – и текстом, и жизнью. Свёл счёты с самим собой. «И скучно, и грустно, и некому руку подать», – подвёл итог своей жизни. Автор пробует разобраться, почему Белинский сравнивает поэта с Печориным? В Москве на Малой Молчановке, 2 Лермонтов жил с 15 лет. И с этих же лет он начал писать стихи. Здесь он полюбил первые балы. И здесь же впервые влюбился в соседку, Катишь Сушкову, которой посвятил 11 стихов. Невзрачный шестнадцатилетний юноша со взглядом исподлобья и язвительной улыбкой не мог казаться интересным для барышни. Над ним откровенно издевались и «даже смеха ради угостили пирожком с опилками». И тогда он придумал «страшную месть» и, как Печорин, заявил: «Я вас больше не люблю!» И другу хвастанет: «Я хорошо отомстил за мои слёзы». В доме на Исаакиевской площади в Петербурге, где находилась Школа подпрапорщиков, он получил обидное прозвище «Маёшка» и родился, как известный поэт. Кстати, в Школе он учился вместе с Николашей Мартыновым, его будущим убийцей, который был к тому же его родственником. Мишель считался женихом одной из сестёр Николая Натальей, с которой и списана княжна Мэри.Могли ли они не сойтись у подножия Машук? По сути, Лермонтов дрался с обществом, в котором ему не было места. А Николаша не только мстил за смешные оскорбления, карикатуры, но и за сестру, которую в семье считали «опороченной поэтом». А в доме на Дворцовой набережной в Петербурге на прощальном ужине у Евдокии Растопчиной Лермонтов много говорил об ожидавшей его близкой смерти. Вспоминал и ворожею, которая предсказала «что ждёт его другая отставка, после коей уж ни о чем просить не станешь». Очень много таится загадок в жизни поэта, о которых спорят и поныне. В рубрике «Наставники» на страницах 41 – 46 в публикации «Науки юношу питали» Яков Миркин рассуждает, кому поэт был обязан своими стихами, воспитанием и судьбой. В то далёкое время к 20 годам юноша должен был много уметь, продолжительность жизни была порядка 23–25 лет. Мишель к своим 20-ти годам знал и умел многое. Французский, немецкий, свободно читал на английском, занимался греческим и латинским. В 16 лет он уже написал «Белеет парус одинокий». Хорошо музицировал. В университетском пансионе изучает «нравственные, математические и словесные науки, с похвальным поведением и с весьма хорошими успехами». Что ещё умел? Рисовать, лепить, писать масляными красками. К 25 годам Лермонтов уже испытанный службист с отличным военным образованием. Помещик, гусар, бесстрашный пехотный офицер, насмешник, участник сборищ и пирушек, модный поэт, наследник Пушкина… Он мог быть то презрительным, то прекраснодушным, с живыми черными глазами, о которых вспоминали все. В этого сложносочиненного человека было вложено несметное количества труда и денег. Кому он обязан этим трудом? Конечно, своей Великой бабушке. А он – родной внук, услада остатка дней её и неограниченная любовь и привязанность. На страницах 52 – 57 С. Экштут в статье «Гений и фарисейство» представляет читателю поэта таким, каким его видели современники. Короткая жизнь Лермонтова проходила среди заурядных людей. Ему не везло на великих. К тому же скверный характер мешал сблизиться с поэтами пушкинской плеяды. О нём вспоминают сослуживцы и соученики по Школе прапорщиков, Николай Мартынов, секундант Мишеля и Вера Анненкова, которой он адресовал мадригал «Не чудно ль, что зовут вас Вера?»… Все видели в нём исправного офицера и поэтому не могли оценить его гениальность. В журнале журнала «Вокруг света» №8 за 2024 год речь идёт о разных языках, которых в мире около 7000. И каждый необычен по отношению к нашему родному. С. Задорожный в статье «Сложные связи» представляет самые разные, непохожие друг на друга языки, обладающие удивительными чертами. В Ботсване и Намибии распространён язык къхонг. Если в русском насчитывается 6 гласных и 36 согласных звуков, то в языке къхонг – 44 гласных и 164 согласных. Звучат они как щелчки или чмоканье, треск или скрип. На острове Ла-Гомера на Канарах жители пользуются свистящей формой испанского языка сильбо гомера. Звуки – и гласные, и согласные – заменяются свистами разной высоты и продолжительности, что очень похоже на пение птиц. В чукотском языке слово может передавать смысл целого предложения. Несколько основ встраиваются друг в друга и произносятся в одно слово. Например, мыторавэнрэтыркын значит «мы оленей охраняем». Какие необычные языки встречаются на планете, узнаете на страницах 30 – 35. В публикации «Золотые фотографии» Ольга Ладыгина рассказывает о технике альбуминовой печати. В 1880 году исследователь Александр Григорьев передал Русскому географическому обществу шесть тематических альбомов с фотографиями, выполненными в этой технике. В то время эта технология произвела настоящую революцию в способах передачи информации. Технику альбуминовой печати изобрёл в 1850 году Луи Бланкар-Эврар. Он предложил наносить светочувствительный слой поверх бумажной подложки, а не пропитывать её. Теперь мелкие детали отображались более точно и можно было делать много фотографий. Их часто раскрашивали акварелью или анилиновыми красителями. На фотографиях, подаренных Григорьевым, были виды Японии, уличной жизни, домашнего быта. К тому же привёз коллекцию рисунков и фотографий, передающих быт и обрядовую жизнь айнов, которые представляли собой загадку. Григорьев составил словарь айнского языка, изучал их жизнь и всё время фотографировал. Главным украшением и показателем их статуса служили бороды – длинные и густые говорили о лидерстве. Зачем девушки делали себе татуировки? Какими были типичное оружие айнов и украшения? Читайте на страницах 40 – 43. Тема октябрьского номера журнала «Историк» – эпоха Брежнева. Была ли она золотым веком СССР? Этому посвящены семь материалов. Брежневскому правлению часто дают разные оценки. Историк Сергей Кудряшов излагает свой взгляд на это время. Работая с документами и личным архивом Брежнева, он пришёл к выводу, что Леонид Ильич был целеустремлённым человеком с хорошим образованием. У него был великолепный почерк, писал он грамотно даже в спешке. Кудряшов говорит о достижениях и ошибках генсека Брежнева. По его мнению, Советское государство могло выжить и развиваться. Полный текст интервью читайте на страницах 7 – 13. В. Эрлихман опубликовал статью «Путь к Олимпу», в которой рассказывает о жизни и карьере Брежнева. Считается, что у власти Леонид Ильич оказался случайно. Но на самом деле он стремился к ней много лет. Сын металлурга был бойким юношей, энергии хватало на всё: и на комсомольскую работу, и на участие в агитационных театрализованных представлениях, и на неумелые стихи. Первую высокую должность он занял в 1939 году – секретарь Днепропетровского обкома. Как и почему он занял главный партийный пост, какую роль сыграл в отставке Н. С. Хрущёва, читайте в статье. Леонид Ильич считал себя сильным организатором и знатоком массовой психологии. Уже его первые решения показали, что взятый им курс резко отличается от манеры предшественника. На страницах 21 – 29 в статье «10 решений Ильича» представлены его проекты, которые оценили советские граждане. Это проведение парада Победы в 1965 году и ряд льгот для участников Великой Отечественной войны, освоение нефтяных месторождений в Сибири, строительство БАМа, проведение Олимпиады-80. Что ещё произошло в стране и как реагировали люди, читайте на страницах 14 – 18. Хранение: ЦГБ
Журнал «Караван историй» №10 за 2024 год на страницах 114 – 119 опубликовал материал «Я сегодня смеюсь над собой… Мне так хочется счастья и ласки» об Александре Вертинском. Имя этого человека известно многим, а его судьба полна невероятных поворотов и удивительных случаев. Ему пришлось трижды добиваться признания: в царской России, в эмиграции и в послевоенном СССР. Свое личное счастье артист встретил в Шанхае. Ему был 51 год, а юной красавице, поклоннице его творчества Лидии, всего 17. Родители девушки были против их отношений, но трогательные письма Александра, преданность и сила любви победили. В 1943 году вместе с женой и трехмесячной дочкой Марианной он возвращается в Москву, через год рождается вторая дочь – Анастасия. Гастроли, концерты на фронте, а потом по отдаленным окраинам страны, съемки в кино. Все его выступления подвергались жесткой цензуре. Популярность «грустного Арлекина» велика, но его не приглашают на радио, не записывают пластинок. «Обо мне не пишут, как будто меня нет в стране… А между тем я есть! Меня любит народ! Я заканчиваю уже третью тысячу концертов…». Но всегда рядом была его муза и любовь всей жизни Лидия, его доченьки, которым посвящено много трогательных строк. Скончался Александр Николаевич в 1957 году в ленинградской гостинице «Астория», отыграв свой последний концерт. Лидии Владимировне было всего 34 года. ей пришлось стать главой семейства и нести ответственность за себя и за дочерей. Вертинская тяжело и болезненно восприняла смерть супруга и до конца своих дней любила его всем сердцем. На страницах 120 – 132 размещено интервью с Александром Домогаровым «Я такого не мог себе позволить никогда! Впервые за 60 лет сделал то, что хотел». Он рассказывает о своей первой встрече с Вертинским. Актер готовит большую музыкальную программу о великом шансонье. Для него было важно понять, что для автора значил кабак, в котором он начинал свой путь. И утверждает, что может вслед за ним повторить, что «кабак – это великая школа, надо работать тогда, когда рядом с тобой кричат, дерутся, сами поют, едят и не обращают на тебя внимания… А ты занимаешься в этот момент собой, совершенствуешь себя, занимаешься голосом, мимикой, руками». Домогаров проехал по всем залам Парижа, где выступал и создавал себя Вертинский, которого слушали и лорды, и короли. А он всем и всегда пел только по-русски. Актер вспоминает, как потрясло его начало пути певца. После смерти родителей он был никому не нужен, нищета и голод.. Но Вертинский всегда «почитал» себя, был уверен, что многое умеет и может. И это сработало: «Эта рафинированность, придуманность, ломкость, беззащитность, всё вдруг стало приобретать смысл». Александр Домогаров с музыкальной группой записывает диск и считает, что Вертинский – это романсы, великие стихи, русская культура, которая «несправедливо забыта. Которую надо поднимать».
Листала журналы главный библиотекарь | |
Просмотров: 24 |