MENU

Выпуск 11

В рубрике «Пути прогресса» на страницах 78-85  журнала «Вокруг света» № 10 за 2021 г помещен материал «Слов цензурных не хватает». Каждый раз, когда человечество изобретало очередной революционный способ передачи информации, по пятам за прогрессом гналась цензура, пытаясь эту передачу ограничить. И в роли цензоров выступали правители, философы, ученые, стирая с поверхностей имена и посвятительные надписи, приказывая уничтожать упоминания о прежних богах и правителях. Например, Платон еще в IV в. до н.э. рассуждал о «защите детей от вредной информации», советовал проверять все произведения поэтов и писателей до того, как они попадут «в народ». Да и книгопечатание в мировой истории изобретали несколько раз, но настоящая информационная революция началась в Европе, когда ремесленник Иоган Гутенберг создал печатный станок. Компьютерная сеть ARPAnet, прообраз интернета, создана подразделением американского Министерства обороны – DARPA в 1960-х годах. И создавалась она как децентрализованная «на случай ядерной войны». Интернет нельзя просто выключить! К июлю 2021 года им пользовались 61% населения земного шара, и эти потоки информации правительства разных стран пытаются поставить под контроль. Самый интересный проект в этом направлении – «Золотой щит» КНР. Так будет ли наведен «порядок» в этой «всемирной паутине»? Узнайте из данного материала.

В этом же номере в рубрике «Хронограмма» на страницах 86-87 размещен материал Наталии Овчинниковой «Запрещенная литература». Здесь собраны самые громкие случаи в истории мировой цензуры. Какие? Узнаете из публикации.

В рубрике «Парсуна номера» журнал «Фома» № 10 за 2021 представляет Бориса Корчевникова. Генеральный директор телеканал «Спас», тележурналист рассуждает о самом главном в своей жизни в интервью с Владимиром Легойда на страницах 7-10: «Однажды я понял, что такое жить без Бога. И с тех пор хочу оставаться с Ним». Уже в 10 лет Борис вел программу «Там-там новости» на РТР, в 20 – репортер на канале НТВ, в 25  – сыграл одну из главных ролей в сериале «Кадетство». Этому молодому человеку с яркой судьбой многое дано, но много и спрашивается. Он мужественно борется с тяжелой болезнью. В своей  программе «Судьба человека» на канале «Россия-1» пытается понять гостя. Его философские рассуждения заставляют задуматься.  «Дружба заканчивается, когда друга предаешь. И с этой раной доверие между друзьями уходит. И остается чувство стыда…». «Любая история про брошенную жену – это история про то, что своим поступком ты сказал Богу: я без тебя, я так хочу. И Бог говорит: воля твоя. И все дальше это уже не Промысел. Ведь тебя так же предадут. И этот закон работает уже сам, без Бога, но железно работает». «И откроется для тебя пространство без любви. И ты получишь возмездие – страшное слово, не евангельское. На той территории Евангелия точно нет».

В журнале «Фома» очень интересна рубрика «Люди». В октябрьском номере журнала на стр. 55-61 помещена история женщины, которая однажды изменила свою жизнь полностью. У нее было всё, о чём мечтают многие – семья, элитная квартира, успешный бизнес, насыщенная событиями жизнь. Но Александра Коренева не могла ответить на вопрос: зачем я живу? Ответ на него она нашла, пройдя через испытания, горести и потери. «У меня больше нет внешних признаков богатства. Зато есть чувство свободы и ощущение счастья». Где же нашла этот островок наша героиня?

Главной темой журнала «Родина» № 10 за 2021 г заявлена «Письмецо в конверте». На страницах 10 – 45 накануне Всемирного дня почты вместе с авторами публикаций читатели вспомнят, чем были для нас и наших предков весточки от дорогих людей. Академик Дмитрий Лихачев делится с читателями о письмах друзьям – о самом главном… «Если вы не видите за окружающим вас миром его прошлого, он для вас пуст. Вам скучно, вы тоскливы, и вы в конечном счете одиноки». В публикации «Не беспокойся: я сел в Коломне на ладью» вы узнаете, о чем переписывались на бересте наши предки 1000 лет назад. «Расшифровав письма из прошлого, мы с удивлением обнаружили, что наши предки жили теми же интересами и заботами, что и их потомки в XXI веке».

В рубрике «Прожито с Родиной» узнаем, чем же были для наших соотечественников встречи от близких людей (1813-1941гг.) «Вы называете мой поступок бесчестным, Вы прежде хотели мне дать в рожу, а я считаю себя виноватым, прошу извинения и от вызова отказываюсь», – так Лев Толстой пишет И. Тургеневу. Леонид Саенский, участник Первой мировой войны вспоминает, как пришла почта в их часть: «Из этих конвертов, с изорванными в нетерпении краями, пахнуло таким теплом, такой радостью, что мы забыли все: и другую погоду, и раны, и смерть товарищей…»

В материале «Почтовый день: что написано пером» рассказывается, что в Золотой век дворянской культуры частные письма, посылки, газеты получали в провинции всего два раза в неделю – по вторникам и пятницам. Невозможно представить, что весточка от любимого человека ценилась на все золота. К тому же  «Богатые люди запечатывали письма сургучом, менее состоятельные – цветной облаткой».

Здесь же материал «Четыре письма Бродского» о том, что понял неожиданно прочитавший их Юрий Лепский, и рассказ о пяти почтовых романах, без которых российская история была бы скучнее.

И завершает эту тему статья Вячеслава Недошивина «Вы помните, вы всё, конечно, помните» о последних строках судьбы Сергея Есенина – от «Письма к женщине» до предсмертного письма. Что искал Есенин в женщине? Искал чистоты. «Все живут ради чувственных наслаждений, но есть среди них в светлом облике непорочные, чистые, как бледные огни догорающего заката». Есенин никогда не мог найти верного тона с женщинами. «Любимая, меня вы не любили…». И дальше он назовет себя «лошадью», и загнанной, и вымученной. И эта загнанность с годами будет только расти. За год до смерти знак о гибели Есенину подала сама природа – ласточка, которая буквально чиркнула его по лицу. «Смотри: смерть – поверье такое есть, – а какая нежная…». И теперь он уже подшибленный, словно играл со смертью. И напишет кровью стих, с кем-то прощаясь: «До свиданья, мой друг, до свиданья…» Это было его прощание, прощание с жизнью.

И в «Посткриптуме» – публикация шеф-редактора журнала «Храните читаные письма»:

«Храните читаные письма –

в них весть о нас, в них мнится нить,

всё то, что ныне, всё, что присно,

могущая соединять…». С автором этого стихотворения Игорь Коц был знаком и считает:

 «Мы безвозвратно забываем, увы, какие это две большие разницы: торопливый файл и письмо в конверте. Подожди, не рви!»

В журнале «Наука и жизнь» № 10 за 2021 год в рубрике «Размышления у книжной полки» помещен материал Ивана Пыркова  «Ходит сон по дворам…» (Заметки к раздумью о мире сновидений русской литературы). В статье автор размышляет над произведениями русской литературы, в которых сны несут какую-то смысловую нагрузку. Сны – всего лишь отображение действительности? Но если так, то, что тебе снилось? Что успел ты узнать, кроме тихого счастья жизни, чтобы так горько плакать во сне? Возможно, в наш цифровой век, когда мы почти разучились смотреть в себя и вокруг, разучились мыслить незаёмными образами, книги Юрия Казакова способны вернуть нам чувство внутренней независимости. И прочитать такие рассказы, как «Во сне ты горько плакал» – все равно, что духовно вырасти. О чём же плакал во сне герой его рассказа Алёша: «Совсем не так ты плакал, будто оплакивал что-то навсегда ушедшее». Так что же мог видеть во сне маленький Алеша? И пусть этот ответ будет у каждого свой, чтобы он был искренним с самим собой и с целым миром.

А какими ещё бывают золотые сны русской литературы? Прочитайте эти размышления.

Главная тема октябрьского номера журнала «Знание – сила» за 2021 год – «Окно в мир литературы».

Россия – литературная страна,  ибо русская литература внесла весомый вклад в воспитание не одного поколения живущих на её просторах. Три имени прежде всего знают в мире: Толстой, Достоевский, Чехов. Не случайно и существование крупнейшего в мире Государственного музея истории имени В.И. Даля, отметивший в нынешнем октябре 100 лет со дня создания. Музей живет активной жизнью. Это не склад рукописей, книг, личных предметов многих авторов – это окно в мир литературы, позволяющее увидеть массу глубокого и нужного в современной жизни.

Интересный материал по этой теме представлен в статье Ларисы Алексеевой «Борьба за Маяковского», повествующий об истории выставки «20 лет работы» и её музейном бытовании. Это уникальная авторская выставка и сложившееся внутри нее собрание музейных материалов. Владимир Маяковский собирал её сам, монтировал по собственному сценарию, был её конструктором, исполнителем и персонажем. Она стала последним творческим жестом поэта и выражением его авторской воли. Аналогов этого уникального произведения  культуры  в XX в нет. Выставочный рассказ «о времени и о себе» представляет собой воплощение его работы, монолог на выставочной сцене и даже «послания» потомкам. О работе выставки читайте на страницах 29 – 37.

Листала журналы Марчук Анна Васильевна,
главный библиотекарь Центральной городской библиотеки

Просмотров: 359
МБУК Краеведческий музей Карта сайта
Контакты
Сообщить об ошибке
Вакансии
Мобильная версия сайта

Вверх