MENU

Выпуск № 1 (январь 2020 года)

«Знание — сила»

Главной темой журнала «Знание-сила» № 12/19 заявлена «Книга и книжники в эпоху цифры». В последние десятилетия книга изменила свой статус в культуре. Под влияние новейших технологий чтение стало другим, чем в «бумажную» эпоху. Вследствие этого есть все основание ожидать, что изменится и сам человек. Чтение стало другим. Но так ли уж сильно наши отношения с текстами зависят от того, на каких мы носителях читаем? Не чрезмерны ли опасения, связанные с этим? Все проблемы, тревоги, иллюзии и надежды, связанные с книгой, рассматривают многие специалисты «книжных» профессий на страницах 4–28. Здесь рассматриваются и новые пути чтения, новые принципы отбора текстов для издания; доказывается утверждение, что богатство форм идет культуре на пользу. «Мы живем в цифровую эру, в эру мультимедийного продукта. Одни жанры умирают, другие зарождаются. И в этом нет никакой трагедии».

Место хранения: ЦГБ.

«Вокруг света»

«Вокруг света» № 12/19 задается главным вопросом — «Инопланетяне: какими их видят ученые». Многие ученые считают, что чтобы очутиться на чужой планете, совсем не обязательно покидать нашу. Земля предлагает единственный известный нам пример жизни. Но теория находит и другие варианты — существ, обитающих в расплавленной мантии, в ледяных морях сжиженного газа, и даже плазменных жителей открытого космоса. А ведь кто сказал, что инопланетяне должны быть на нас похожи, иметь наши тела или наши органы? Да пребудет с тобой сила! Доброе пожелание рыцарей-джедаев сделалось крылатой фразой: эти слова говорят даже те, кто не смотрел ни одной серии космической саги «Звездные войны». Так кто же они эти инопланетяне? (страницы 67–91).

Место хранения: ЦГБ, Ф1, Ф6, Ф7.

«Наука и жизнь»

Журнал «Наука и жизнь» № 11/19 в приложении «Ума палата» поместил интересный материал «От книжного колеса до букридера». Это иллюстрированная история устройств для чтения. За многие века люди создали немало приспособлений для приятного общения с книгой. Простые и сложные, функциональные и декоративные — они отражают движение научной мысли им развитие книжной культуры. Среди них кольцо для удержания книги на весу, зажим для чтения на ветру и даже… книжные машины (страницы 89–96).

Место хранения: ЦГБ.

«Огонёк»

Журнал «Огонек» № 1/20 на станицах 8-9 поместил материал «Звезда пленительного бунта», где попытался разобраться, когда и почему в отечественной культуре возникала тема декабристов. И вышедший в прокат фильм «Союз спасения» — попытка создать полноценное зрелище, в котором образ случившегося раскрывается через судьбы исторических персонажей. Но фильм этот финальной точкой в большой дискуссии, что есть миф, а что правда в восприятии декабристов, быть не может. В 2025 нас ждет 200-летний юбилей событий на Сенатской площади. Может, настало время ответить, чем же явилось это происшествие 14 декабря?

Место хранения: ЦГБ.

«Огонёк»

Юбилейный выпуск «Огонька» №49/19 навеял главную его тему «Огоньку — 120 лет». Из подборки мы многое узнаем об этом удивительном издании. Оказывается, русский язык обязан «Огоньку» словом «викторина» и именно там в современной прессе появился «кроссворд». Это единственное издание, которое постоянно выходит уже третий век (исключение — короткий период революции и Гражданской войны — с 1918 по 1923). А чем же еще знаменит «Огонек»? Прочитайте материал на страницах 4–7.

Место хранения: ЦГБ.

«Фома»

В рубрике «Интервью номера» журнала «Фома» № 1/20 — «Моя цель — заставить как можно больше людей сомневаться» — мы встретимся с главным популяризатором математики в России Алексеем Савватеевым. Он знает, как вернуть интерес к математике даже тем, кто постарался полностью о ней забыть. А еще он православный человек, у которого осознанный путь в церковь растянулся на долгие годы.

Место хранения: ЦГБ.

«Родина»

Тема номера «Родина» №12/19 — «Год театра». Первая публикация на страницах 14–20 «Травиата и з/к». О постановке в Магадане в 1945 году оперы Верди о роковой любви и неизбежности судьбы — в 4 актах, с увертюрой и незаконченным финалом. Этот день был исторический, так как опера была поставлена силами «захаров-кузьмичей» из культмассовой бригады «маглага» и вольных актеров. В мартовские дни 45-го все магаданцы шли на оперу о любви, которая даже при некоторых спорных поворотах, окажется сильнее смерти.

Вторая статья «Галина Константиновна заснула на репетиции. Она почтальон…». Это дневник режиссера Чекалинского народного театра Николая Андреева. Чекалин — город в Тульской области, самый маленький город России, население около тысячи человек. «В пьесе шесть женских персонажей и одинмужской. С актрисами проблем нет, а вот с актерами! Не хотят мужики идти в лицедеи. Точнее — стесняются».

Третья публикация: «Князь Урусов — Екатерине II: челобитная о Большом театре». О том, как императрица поддержала «бизнес-план» губернского прокурора и будущий главный театр России был построен. Бренные останки Урусова упокоились в Донском монастыре. Он разорился, канул в лету, ушел в легенду. Но театр выжил. И стал Большим!

В рубрике «Защитники Отечества» помещен материал «Война и мир» XVIII века. Совсем недавно были опубликованы бесценные свидетельства рядовых участников забытой войны. Если бы Лев Толстой прочитал письма участников битвы, он был бы доволен авторами. Они не оскорбили бы его чувство правды. «Я не знаю, чем мне возблагодарить всевышнего творца за такое милосердие, что я остался жив, будучи = 12 = часов в беспрестанном огне, а только рана в ногу…».

На страницах 86–89 в статье «Снегурочка» можно познакомиться, как дореволюционная «боярышня в тулупчике» завоевывала советский праздник. Первые елки 1936 года проводили без Деда Мороза, он пришел к детворе только в 1937 году, и кое-где в сопровождении юной помощницы. «Задорная девочка, ровесница зрителей… проказница. Она посредница между Дедом Морозом и зрителями». Она завоевала детские сердца и стала главным персонажем праздника.

Место хранения: ЦГБ.

Просмотров: 471
МБУК Краеведческий музей Карта сайта
Контакты
Сообщить об ошибке
Вакансии
Мобильная версия сайта

Вверх