В журнале «Читаем вместе» № 12/22 в рубрике «Личная встреча» Сергей Коростелев берет интервью у известного писателя, ректора Литературного института Алексея Варламова, который отмечает 35 лет литературной деятельности. Интересно то, что Варламов – автор восьми книг из серии «ЖЗЛ». На вопрос, способен ли иностранец прочувствовать русскую литературу так же, как мы, Варламов привел несколько примеров. Он был удивлен, когда на его утверждение, что «Мастер и Маргарита» – вершина русской литературы ХХ века, получил ответ: «Ничего интересного». И так единодушно! Такая же реакция была на поэзию Серебряного века. Когда они прочитали большинство авторов, то сказали, что Маяковский – лучше. Возможно, это особенности национального восприятия? Когда Варламов писал о такой спорной фигуре, как Распутин, то открыл для себя массу того, чего не знал: о царском правительстве, Думе, Церкви, армии. Но все книги о нем написаны с определенных позиций. Либо против, либо за. И соответственно подбираются документы. Варламов же писал о Григории Распутине с нейтральных позиций: «Для меня он оказался очень одаренным человеком с невероятным жизненным опытом, который попал в переплет. Оставался предан царю до последнего вздоха. И не был ни трусом, ни изменником, ни обманщиком. Но с его помощью была взломана русская государственность… Да, хороший человек, но сыгравший ужасную роль». Узнайте мнение Алексея Варламова и о других его героях. Место хранения: ЦГБ. В рубрике «Культурный код» журнала «Вокруг света» № 1/2023 на страницах 76-79 опубликован материал Семена Мартынова «Два мира». Что делать, если в реальности «остров мечты» не соответствует ожиданиям? Не беда, решил Поль Гоген, – и создал свою версию Таити, его быта, культуры и мифологии. Цель своей поездки он сформулировал так: «Чтобы создать новое, необходимо вернуться к истокам, к младенчеству человечества». Прибыв на Таити, он был разочарован: никакого первозданного рая, где беспечные туземцы поклоняются древним богам и проводят время в песнях и любви, он не увидел. В итоге, основные данные художник почерпнул из трудов французских путешественников и смешивал их с собственными впечатлениями. «Художник привозит с собой… ту грезу, которую пережил там своими глазами, своим умом и сердцем», – считал автор. Одна из таких грез – картина «Забава злого духа», о противостоянии жизни и смерти. Посмотрите внимательно на это полотно, а так ли вы «прочитывали» эту картину? На страницах 80-81 журнала «Вокруг света» № 1/2023 помещен интересный тест «Загадки Южного полюса». Антарктида – самое холодное и пустынное место на планете, земля бесплодных гор, погребенных под ледяным щитом толщиной от двух до пяти километров. Однако и в этом безрадостном краю можно найти интересные загадки. Проверьте свои силы. В журнале Фома № 1/2023 на страницах 12-17 опубликовано еще одно интервью с известным писателем Алексеем Варламовым. Он стал гостем рубрики «Парсуна номера», которую ведет Владимир Легойда. Оказывается, потребность писать у автора появилась тогда, когда в детстве на него напал дикий страх смерти. И как он не пытался объяснить родным, что с ним происходит, ничего не получалось: он жил один на один с этим страхом. «А когда начал писать, меня это немного вылечило». И это один из путей в литературу. Например, Александр Грин, состоящий в партии эсеров, должен был совершить теракт. В последний момент он отказался, но ситуацию между жизнью и смертью пережил очень остро, о чём и написал своё первое произведение. Варламов считает, что в таланте есть священное происхождение, и он должен быть возвращён Богу. Хотя, Богу всё должно быть возвращено. Но когда это происходит, человек уже этого не осознаёт. И ещё одно кредо булгаковское – писатель считает абсолютом: своих героев надо обязательно любить, а иначе наживёшь массу неприятностей, и ничего толкового просто не получится. «Превращение ненависти в любовь, презрения в уважение, мне кажется, одно из чудес, которые есть в литературе. Я это пережил, испытал, и для меня это одна из тех действительно литературных наград». Место хранения: ЦГБ. В рубрике «Открытие Родины» на страницах 54-61 журнала Родина № 1/2023 помещено расследование Никиты Пивоварова, кандидата исторических наук «Дело врачей»: Лидия Тимашук – не доносчица! И хотя знаменитому делу уже исполнилось 70 лет, но ставить точку в его изучении ещё очень рано. Полностью сфабрикованное «дело врачей-вредителей» станет последним аккордом послевоенных сталинских репрессий. В Российском государстве новейшей истории хранятся документы, позволяющие по-новому взглянуть на действующих лиц этой трагедии. Руководство МГБ попыталось приплести в эту кампанию и борьбу с космополитизмом, и международный заговор Англии и США, и сионистскую линию, и даже «Ленинградское дело», отшумевшее в 1949-1950 гг. К тому же оно было логическим продолжением масштабных чисток МГБ, имевших главной целью удар по министру госбезопасности В. Абакумову. Не обошлось здесь и без фигуры «маленького человека», который выступил регулятором системы. В этом деле эта роль была отведена врачу-кардиологу Лидии Тимошук. Первый сигнал о халатности коллег она отправила ещё в 1937, когда электрокардиограмма у С. Орджоникидзе была снята на неисправном аппарате. Об этом в НКВД она сообщила через полгода после его смерти. С 1973 года она была внештатным сотрудником НКВД и считала, что выражает повышенную бдительность в послевоенное время. О прямом вредительстве врачей Тимашук не говорила. В 1948 году она сигнализирует в письме о своём опасении, что коллеги не услышали её диагноз «инфаркт миокарда» у высокопоставленного функционера А.А. Жданова, чем усугубили его состояние. А через 3 дня он умер. Но доводы её не приняли и письма отправляли в архив. И дело «раскрутилось» только в 1951, когда фигурантами дела стали 37 врачей и членов их семей. Какова же роль этого специалиста-диагноста в этом деле и почему было принято решение об отмене её награждения орденом Ленина. Прочитайте материал, это интересно. Место хранения: ЦГБ. Листала журналы Марчук Анна Васильевна, | |
Просмотров: 203 |