MENU

Выпуск 2

В журнале «Вокруг света» №1-2 за 2022 год на страницах 96-103 опубликована статья Александра Сергеева «Плоды вулкана». Автор рассказывает читателям, как на Курилах учатся добывать рений из вулканических газов. Рений – последний стабильный элемент таблицы Менделеева. Полупрозрачные кристаллы с коричнево-красными внутренними рефлексами были обнаружены в 1992г. на фумаролах вулкана Кудрявый на острове Итуруп. Это была мировая сенсация – до этого не было известно ни одного месторождения и даже ни одного минерала. Причём, этот металл, так необходимый в нефтяной и авиакосмической промышленности, добывается из потока горячих газов. За год вулкан выбрасывает в атмосферу до 20-40 т. рения, а это уровень мировой добычи. Но добиться эффективного осаждения ценного металла на фильтрах оказалось нелегко. Сложно поддерживать живучесть оборудования в условиях высокой температуры, агрессивной химии. А как в этих условиях работают люди, почему в таких «горячих» местах ходят в валенках и о многом другом, можно узнать из этого материала.

В первом номере журнала «Наука и жизнь» за 2022 год на страницах 124-143 напечатана удивительная статья Наталии Данилевской «Художник на все времена». Речь в ней идёт о выставке «Михаил Врубель» в Новой Третьяковке. Как таковых залов на выставке нет, есть образные пространства. И первое пространство – «Демон». На протяжении всей жизни Врубель был поглощён поиском образа Демона и верил, что именно он составил ему имя. Этот образ во многом определил духовный путь и трагическую судьбу самого художника. Автор вспоминает, как она была потрясена после прочтения поэмы «Демон» М. Лермонтова и до сих пор не могу описать, что творит её разум. «Только то, что было исповедью писателя, только то создание, в котором он сжёг себя дотла, только оно может стать великим», – говорил Александр Блок.

На выставке представлены в основном графические работы Врубеля, а многие считают, что это самый простой путь к познанию художника. Выставка рассказывает о методе мышления художника, о том, как он работал, о его загадках. Многие поздние работы были уже созданы в больницах, когда он отказался от цвета, и вновь, с «чистого листа» выстраивал свои отношения с реальностью. В выставке есть своя драматургия – проведение зрителя через чистилище клиник и аскезу чёрно-белой графики к феерическим краскам «Серафима», написанного уже под наблюдением врачей. Николай Пунин считает: «Многочисленные этюды раковин, может быть, самые удивительные среди рисунков. Весь трепет и изысканность их духа не сможет передать никакая фотография. Чудо надо увидеть своими глазами!» На выставке помещено много текста, ведь важен голос эпохи, голоса близких Врубеля. Художник всегда хотел быть понятым и оставил для этого многие ходы, двигаясь по которым мы должны его услышать. Давайте попробуем.

В рубрике «Культура» журнала «Фома» № 2 за 2022 год на страницах 74-81 можно познакомиться со сказочником Евгением Шварцом. «Эх, жалко королевство маловато, разгуляться негде!», «Я не волшебник, я только учусь», «Никакие связи не помогут сделать ножку маленькой, душу – большой, а сердце – справедливым» – эти цитаты вошли в наш лексикон, но мы и не задумываемся, откуда и кто их автор. Хотя Евгению Шварцу всё-таки повезло гораздо больше, чем многим современникам, выбравшим литературу во времена, когда это было опасно для жизни. Расскажут ли что-то о нём и его героях популярные экранизации? За его плечами были театральные подмостки, солдатчина Первой Мировой, военное училище, участие в корниловском «Ледяном походе» с жуткой контузией, мясорубка Гражданской. Работал он с утра и до ночи, ему никогда и нигде не мешали люди. Со стороны он казался очень милым, ярким, весёлым, лёгким и…добрым. «Рассказчиком был отличным, а вот слог свой искал мучительно», –вспоминает Леонид Пантелеев. «Сказать о себе: “я драматург” – я могу. Это профессия. А сказать: “я писатель“ – стыдно», – говорит сам Шварц. Зато он смело мог называть себя сказочником. И вообще, писал всё, о чём его просили. «Пишу всё, кроме доносов», – шутил он. А в дневнике в 1943 написал: «Бог поставил меня свидетелем многих бед. Видел, как люди переставали быть людьми от страха. Видел, как убивали, продавали, как ложь убила правду. Как лгали пьяные, в бреду, лгали сами себе. Я вышел из всех бед жизни, но душа искалечена». За несколько дней до смерти он писал… о простой белой бабочке. Он не бредил, он торопился передать полёт… Бабочки? А может, души?

В февральском номере журнала «Популярная механика» за 2022 год на страницах 56-59 помещён материал «Иван Васильевич меняет биографию». Убийства без срока давности: как физики расследуют преступления, совершённые сотни лет назад, при дворе царя Ивана Грозного. Резкий перелом в характере и действиях царя нередко связывают со смертью его любимой жены. «Здесь конец счастливых дней Иоанна и России: ибо он лишился не только супруги, но и добродетели». Уверенный в том, что в смерти супруги виновны его тайные  враги, Иван превратился в Грозного. Версия убийства Анастасии Романовны прошла через века. В 1963г. учёные объединённого института ядерных исследований в Дубне впервые попробовали проверить эту версию, вскрыв усыпальницу и подвергнув химическому анализу её останки. Для этого применяли нейтронный активизационный анализ, который может показать химический элемент, даже если его содержание не превышает миллионной доли процента. В исследуемом фрагмент косы царицы было найдено огромное количество ртути, в сотни раз больше, чем можно ожидать при бытовом применении. Этот метод позволяет не только определить, что они ели, из какой посуды, но и чем лечились, и даже род занятий самого человека. Об этом удивительном исследовании и первых результатах прочитайте в публикации Романа Фишмана.

 

Журналы листала Марчук Анна Васильевна,
главный библиотекарь Центральной городской библиотеки

Просмотров: 371
МБУК Краеведческий музей Карта сайта
Контакты
Сообщить об ошибке
Вакансии
Мобильная версия сайта

Вверх