MENU

Выпуск № 4 (апрель 2021)

На стр. 66-75 журнала «Знание - сила» № 4/21 расположен материал Анны Кречетовой «Хозяин тайги – Дерсу Узала». Первая книга Владимира Арсеньева вышла в свет в 1921 году, вторая – в 1923 году. Напечатанные на плохой бумаге, с большим количеством опечаток, они практически не были замечены. Но со временем судьба хозяина тайги завоевала сердца читателей.

Хотя, что могло объединить Дерсу Узала и Арсеньева?

Люди, с которыми Арсеньев пришел в тайгу, именовались «стрелки». В лесной чаще, завидев зверя, они тотчас вскидывали винтовки. А Дерсу Узала, не пасынок природы, а ее любящий сын, не зря считал живым все вокруг. Камень, сопка, дерево, зверь – это «люди», хорошие или плохие, но живые и чувствующие боль. Насколько эти представления были наивны... Кто же он был такой – Дерсу Узала?

Именно от него Арсеньев учится любить и понимать жизнь. Действительно, народы тайги могут научить человечество жить на земле в согласии с природой. Они оказываются добрее, гуманнее. Мы приходим к пониманию их мировоззрения только сейчас, на грани исчезновения жизни на Земле.

В этом выпуске я хочу познакомить вас с новым журналом, который выписывает библиотека – «Читаем вместе». Это навигатор в мире книг. Электронную версию можно найти в интернет-магазине «ЛитРес». В журнале есть ряд рубрик: «Рейтинги продаж», «Место силы», «Книги для детей», «Новинки», «Интервью», «Биография». Хотелось бы обратить ваше внимание на материал, размещенный в № 4 за 2021 год на стр. 4-5 «Незримый главный герой в романе – голод в Поволжье». В рубрике «Как это было» дается интервью Гузель Яхиной о новом романе «Эшелон на Самарканд». Роман был встречен достаточно насторожено, может быть даже враждебно. Автор обращается к очень сложным и неоднозначным периодам нашей истории. «Для меня написание книги о ранней советской эпохе – попытка разобраться в сегодняшнем дне. Если говорить о 1917 годе, то это водораздел: революция возвела стену непонимания, вражды, забвения между поколениями. Это лейтмотив той эпохи», – считает автор.

«Тема – совершенно трагическая. Важно было не провалиться туда. Надо было найти противовес. Придумала любовную линию, задала основной жанр – приключение. Описала как можно более яркий мир беспризорных детей. Надеюсь, что роман все же читается легко, что сюжет увлекает. Считаю, что главная тема – человечность как непременное условие выживания любого общества. Дети эшелона живут только благодаря милосердию взрослых, объединенных единой целью – спасти детей».

В журнале«Популярная механика» № 4/21 на стр. 36-46 опубликован материал Сергея Цыпцына «Лучше, чем жизнь». Традиционно самыми ресурсоемкими считались спецэффекты для кино – взрывы, цунами, динозавры. Казалось бы, закон Мура работает, компьютеры становятся в сотни раз мощнее. Но режиссеры хотят все более крутых взрывов, массовых разрушений и страшных тварей. Закон Джима Блинна говорит о том, что время просчета одного кадра графики не зависит от технического оснащения студии – оно определяется сроками сдачи проекта. То есть, чтобы обработать всю красоту, железа всегда будет мало. Графика слишком сложна! Поэтому каждый год эффекты становятся все сложнее, В последней «Истории игрушек» были кадры с шестью миллиардами листьев и триллионом сосновых иголок. Из этой статьи вы узнаете, как мы приближаемся к искусственному интеллекту.

Четвертый номер журнала «Родина» за 2021 годпосвящен Юрию Гагарину: «Первый, увидевший Землю». Человеку, который 60 лет назад дал шанс землянам взглянуть на себя со стороны. И начинается этот большой раздел с Константина Циолковского «Дурные баллы уменьшают силу учащихся...» Этот советы отца космонавтики, который 40 лет работал в школе учителем: «Может быть, мои изобретения не осуществятся. Вот то, что я работал 40 лет учителем, я считаю несомненной заслугой». Он умел рассказывать обо всем в наглядной доступной форме: «Летом мы катались на моей лодке, купались и практиковались в геометрии». Или: «Зажженный водород у меня свистел и гудел на разные голоса. А монгольфьер летал по классу на ниточке, и я давал держать эту ниточку всем желающим. Большой шар, с легкой куклой, производил всеобщее оживление и радость».

А вот несколько мудрых советов учителя.

  • Судить о познании класса лучше всего по ответам слабейших.
  • Страх наказания следует заменить голосом разума, рассудка.
  • Дурные баллы уменьшают силу учащихся и вредны во всех отношениях.
  • Самое же главное, чтобы учитель сумел заинтересовать учащихся знаниями и зажечь их сердца высоким идеалом жизни.

В 1918 году Циолковской пишет большую статью о школе будущего, которая увидела свет только в ХХI веке.

Она завершается следующими строками: «Все описанное мало осуществимо и представляет далекий идеал...»

В рубрике «Литературный салон Родины» журнала «Родина» (№ 4/21) на стр. 80-85 можно прочитать о Федоре Сологубе «Розы и розги Федора Сологуба».

Федор был классиком упадка и вырождения. Учитель-инспектор Федор Кузьмич Тетерников и он же – крупнейший поэт. По роли и значению в русской словесности ХХ века его можно было назвать и «учителем» и «инспектором». Автор прекрасных стихов, учебника по геометрии и «прикладного пособия по телесным наказаниям».

Учителя математики называли «превосходным педагогом»: «Чувствовалась в нем затаенная нежность, которой он стыдился, прятал». Все в нем было противоречиво. Разумный хозяин и «кирпич в сюртуке», лирический поэт и автор учебника по геометрии, мещанин и писатель «Мелкого беса», где просто размазал мещанство. Когда в «салоне» Сологуба читали стихи по кругу и кто-то говорил, что у него нет больше стихов, Федор восклицал: «А вы поищите в карманах...» Жизнь его поделила революция. Там – слава поэта России и центра культуры, а здесь – старичок, тянущий на салазках гнилые шпалы – дрова для печки. Шесть лет будет жить в квартире и ежедневно видеть место гибели жены.

Одно из последних стихотворений начиналось так: «Был когда-то я поэт, а теперь поэта нет...» За два дня до смерти он сожжёт все письма, рукописи, дневники и словно молитву будет твердить: «Дай мне жизнь еще, хоть немного, чтоб я новые песни сложил...»

«Люблю я грусть твоих просторов, Мой милый край, святая Русь...».

В рубрике «Люди» журнала «Фома»(№ 4/21) помещен интересный материал «Гефсиманский сад». О чем это главное евангельское стихотворение Бориса Пастернака, один из ключей к пониманию романа «Доктор Живаго»? Ведь именно оно завершает главную книгу автора. О чем же этот пронзительный поэтический текст?

Сочетание стихов и прозы (заключительная часть романа представляет сборник стихов) входило в творческие замыслы Пастернака. Стихами он укрупняет образ главного героя и поручает Живаго свои мысли и переживания, раскрывает свое трепетное отношение к Вере в Христа: «Ты значил все в моей судьбе...»

«Гефсиманский сад» приближает читателей к главному библейскому событию – распятию и воскресению Иисуса Христа. Именно переходом в вечность, завершением жизненного пути и началом пути небесного завершается роман. Жизнь не кончается! Если для вас «Доктор Живаго» остается зашифрованным текстом, прочтите эту статью Аси Занегиной.

Листала журналы Марчук Анна Васильевна,
главный библиотекарь Центральной городской библиотеки.

Просмотров: 350
МБУК Краеведческий музей Карта сайта
Контакты
Сообщить об ошибке
Вакансии
Мобильная версия сайта
Создать бесплатный сайт с uCoz

Вверх