В рубрике «История» журнала «Вокруг света» № 3 за 2023 год на страницах 62-67 опубликован материал Е. Епифановой «Сладкая наука». «Порхать как бабочка, жалить как пчела. Руки не могут поразить то, что не видят глаза», – наверное, самая известная цитата величайшего боксера всех времен Мухаммеда Али. Но наука бокса заключается не только в том, чтобы быстро двигаться и точно наносить удары. Бой в вертикальном положении, подчиняющийся определённым правилам, стал цивилизованной альтернативой примитивной животной драке. Когда появились первые кулачные бои, сказать точно невозможно. Но в программу Олимпийских игр в 668 году до н.э. бокс уже был включён. Бой проходил до тех пор, пока один из противников не выходил из строя или не признавал себя побеждённым. В 1813 году у бокса появилось еще одно довольно поэтичное название – «сладкая наука». Британский журналист Пирс Иган его впервые употребил и попытался проанализировать бокс. Он считал, что большинство людей в течение жизни одолевают сильные обиды и эмоции, которые могут найти выход только в драке. Современный человек смог «взять под контроль свою ярость, превратив процесс драки в удовольствие вместо примитивных действий». Вскоре, в 1857 году были введены новые правила, изменившие представление об этом виде спорта как о кровавой драке. Обычный кулачный бой стремительно уходил в прошлое. А что ещё изменилось в современном боксе? Узнаете об этом из предложенной статьи. В апрельском номере журнала «Фома» за 2023 год на страницах 78-82 привлекает интервью Эдуарда Боякова «Страшно оказаться перед Богом, когда уже не сможешь ничего исправить», в котором режиссёр говорит о фильме «Русский крест», чуде в Оптиной пустыне и Святой Руси. В основе сценария поэма Николая Мельникова – рассказ о судьбе человека, который переживает глубокое покаяние, и о судьбе народа, ищущего выход из тьмы безвременья. Многие ответы режиссёра на вопросы «Фомы» очень интересны. Эдуард Бояков считает, что нам важно разобраться с простыми вещами. У Бога всё ясно: надо научиться каяться, молиться и любить Господа и людей. А ещё путь к вере может сопрягаться с болью, страхом, мучением. Но это и путь к радости! А началом всего является страх Божий. Он должен побуждать работать над собой. Кинематограф обращается к человеческим инстинктам. Он должен ошеломит человека напором света, звука, картинки. По мнению режиссёра, противопоставление прошлого и настоящего – ошибка. Надо уметь быть здесь и сейчас, но и помнить о прошлом. Обращаясь в прошлое, мы обогащаем и исправляем настоящее, а значит, и будущее. Приходит осознание того, что Православие для наших праотцов было не одной из составных частей жизни, а единственным содержанием, и сама жизнь была понятнее. И Святая Русь – это молитвенное единение всех людей, живущих по заповедям, заботящихся о храме и причащающихся из одной Чаши. А молодых фильм призывает к душевной близости с родными людьми, к познанию своих родителей и Бога. Место хранения: ЦГБ. Журнал «Родина» № 4 за 2023 год обратился к русскому драматургу А. Н. Островскому, 200-летие которого широко отмечается в этом году. На страницах 34-55 помещён большой материал о нём под общим заголовком «Наш современник Александр Островский» в рубрике «Тема Родины». В статье «700 театральных судеб творца» Юлия Андрейкина знакомит читателя персонажами пьес Островского. Значительная часть его творческого наследия представлена в Российском государственном архиве кинофотодокументов, где запечатлены разнообразные постановки и экранизации работ, которые открыли для литературы и театра «небывалую страну, лежавшую по другую сторону Москва-реки, – купеческое, мещанское Замоскворечье». В статье «Бешеные деньги: были, есть и будут!» обозреватель Семён Экштут взял интервью у А.Н. Островского о том, что во все времена волнует людей. Ведь корни проблем сегодняшних уходят в далёкое прошлое, и Александр Николаевич в своих пьесах уже ответил на те вопросы, которые ему задаёт Экштут. Это и понимание, что деньги, нажитые трудом, – умные, лежат смирно, и как бы их к себе не манили, они «нейдут» к нам. А бешеные деньги – большие и лёгкие, «упавшие с неба», можно безудержно тратить. «Живите в кредит, вы этого достойны», – убеждает телереклама. Но ведь рано или поздно надо платить по счетам! Героям Островского иногда приходится «дрожать, трепетать, унижаться, плакать, чуть ли не в ноги кланяться самым гнусным личностям». И любая нажива неотделима от плутовства: «А если и обманет кого, так что за беда: не он первый, не он последний: человек коммерческий. Не помимо пословица-то говорила: „Не обмануть – не продать”». Неужели нельзя быть счастливым, зарабатывая небольшие трудовые деньги? «Ну, я, признаюсь, в трудовом хлебе особенной прелести не вижу. Либо я во вкус не вошел, либо вовсе не рожден быть ремесленником» («Трудовой хлеб», 1874). Что же делать бедным, но гордым? Сергей Паратов, блестящий барин, из судохозяев, высказывается: «Ты не по времени года. Применяйся к обстоятельствам, бедный друг мой! Время просвещенных покровителей, меценатов прошло: теперь торжество буржуазии…» Обречено ли наше молодое поколение повторять печальные ошибки своих предшественников? Ответ на этот вопрос найден в пьесе «Доходное место»: «…в наше время общество мало-помалу бросает прежнее равнодушие к пороку, слышатся энергические возгласы против общественного зла... У нас пробуждается сознание своих недостатков; а в сознании есть надежда на лучшее будущее. Я говорил, что начинает создаваться общественное мнение..., что в юношах воспитывается чувство справедливости, чувство долга, и оно растёт, растёт и приносит плоды. Не увидите вы, так мы увидим и возблагодарим Бога». Юлия Башарова подготовила интересный материал «Жуткий туман „Жестокого романса”», который читатель найдёт на страницах 48-50. Десять знаменитых постановок и экранизаций пьес Островского вошли в историю драматургии. Для каждой даются небольшие особенные детали. Например, на съёмках фильма «Жестокий романс» последние сцены планировали снимать на Волге, окутанной густым туманом. Но тумана не было, обратились к пиротехникам. Те перестарались, и туман поднялся в город, создав транспортный коллапс. Читателю предлагают проверить свои силы в «Вопроснике Родины» на странице 51. Знаете ли вы, к какому историческому материалу обращался Островский, работая над пьесой «Снегурочка», или какой город стал прообразом Бряхомива в «Бесприданнице»? В журнале «Наука и жизнь» № 4 за 2023 год помещён материал Кирилла Дегтярёва, кандидата географических наук, «Добраться до земных глубин». Возобновляемые источники энергии не могут полностью заменить газ и нефть, и развитие энергетики на их основе продолжаются. В числе таких источников – тепло земных недр. Образуется это тепло, как считают многие, главным образом в результате распада находящихся в недрах Земли радиоактивных элементов. Какое место сейчас занимает этот вид энергии в структуре мировой энергетики и энергетики России среди других возобновляемых источников энергии – ветра, солнца и воды? И есть ли перспективы у геотермальной энергетики в нашей стране? Россия на данный момент занимает 14-е место по суммарной мощности ГеоЭС. Мы располагаем собственными передовыми технологиями превращения тепла Земли в электроэнергию. Наша страна была одной из первых в освоении геотермальных ресурсов – первые из них появились на Камчатке в 1900-е годы. Сейчас действующих всего пять, из них три – на Камчатке: Верхне-Мутновская ГеоЭС, Мутновская ГеоЭС и Паужетская ГеоЭС. Основная проблема того, что на геотермальную составляющую на Камчатке приходятся сотые доли процента, заключается в том, что население полуострова и Курил около 300 тысяч человек на площади более 300 тысяч км2. И этот небольшой объём потребителя задаёт пределы роста энергетики края. Ученые устремляют свой взор на другие области России, где можно использовать её в комбинации с другими источниками энергии. Об этих проектах читайте в данной статье. Место хранения: ЦГБ. Листала журналы Марчук Анна Васильевна,
| |
Просмотров: 187 |